Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:16, реферат
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
3.1. ОПРОС
3.2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3.3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27
Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:
В подобной же форме строится обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании.
Это введение коротко знакомит опрашиваемого с целью опроса и ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.
Вопросы анкеты различаются по:
Деление вопросов по
По форме вопросы делятся на:
1.Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.
2. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.
3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.
Вопросы-меню.
Здесь респонденту предлагается
выбрать любое сочетание
5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?”
Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении.
6. Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них.
В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым.
Пример:
“Какими источниками информации Вы пользуетесь, чтобы быть в курсе событий общественной жизни?”
О событиях | ||||||
Внутри страны |
За рубежом | |||||
посто-янно |
когда как |
редко |
посто-янно |
когда как |
редко | |
Радио |
||||||
Телевидение |
||||||
Политические информации |
||||||
Газеты |
||||||
Беседы с товарищами |
||||||
Общественно - политические журналы |
||||||
Лекции |
Такие вопросы не следует повторять часто, т.к. у респондентов возникает утомление, рассеивание внимания, возникает эффект излучения.
Обычно в анкете чередуются различные виды вопросов.
По предметному содержанию вопросы можно разделить на:
Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию, о его действиях, поступках или их последствиях.
Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.
Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.
Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.
В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и контрольные вопросы. Роль основного может играть вопрос, который задается в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме.
Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии, как от основного, так и друг от друга.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на:
- раздаточные
(анкетный опрос, при котором
анкетер лично вручает анкету
и либо ждет, пока она заполняется,
и тут же получает ее –
очный раздаточный опрос,
- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)
- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)
- телетайпные
(при этом способе
По типу исследовательских задач опросы бывают :
- глубинный
(нацелен на получение
- фокусированный
(собираются данные по
- стандартизированный
(нацелен на получение
- социометрический (нацелен на получение инф-ии о взпимоотношениях в малых группах)
По уровню компетентности респондентов различают :
- массовый
опрос (мнение неспециалиста
- массовый
опрос в сотрудничестве с
- симптоматический
опрос (достаточное знание у
респондента общей информации
без глубокого осмысления
- экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По содержанию беседы
2) По технике проведения - делятся
на свободные,
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования.
Стандартизованные интервью предполагают,
как и формализованное
3) В зависимости от особенностей
процедуры интервью может быть
интенсивным (“клиническим” т.
4) Так называемые ненаправленные
интервью носят “
5) Наконец, по способу
3.2 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации5.
Анализ документов
открывает социологу
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.
По форме фиксации информация делится на:
Существуют самые
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.