Гипотеза в социологическом исследовании: сущность, виды, методика формулировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:56, доклад

Краткое описание

Гипотеза — предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.
Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных предложений, отображающих зависимости между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут служить основанием для формулировки гипотез.

Файлы: 1 файл

Гипотеза в социологическом исследовании.doc

— 34.50 Кб (Скачать)

Гипотеза  в социологическом исследовании: сущность, виды, методика формулировки

Гипотеза — предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.

 

Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются  в форме отдельных предложений, отображающих зависимости между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут служить основанием для формулировки гипотез.

 

Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно ненаблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.

 

Гипотеза определяется как "научное  предположение, выдвигаемое для  объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть".

 

В чем же заключается  ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-четвертых, гипотеза в социологическом исследовании служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.

 

С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируются как основные и дополнительные, что соответствует основным и частным познавательным задачам исследования. По степени разработанности и обоснованности различаются первичные и вторичные гипотезы.

 

Гипотезы разрабатываются  в два этапа: при подготовке программы исследования и после пилотажа (пробного социологического исследования, проведенного на небольшой выборке опрошенных), когда они уточняются, корректируются и дополняются новыми.

 

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.

 

Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам.

 

Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании объяснительных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.

 

Любое явление или  событие, имеющее для социолога  исследовательскую значимость, включено в цепь событий, происходящих в тотальной  системе, поэтому оно может проявляться  как тенденция или закономерность. Отсюда следует необходимость разрабатывать  не только объяснительные, но ипрогностические гипотезы, отражающие еще один, более высокий, уровень познания социальной реальности. Такие гипотезы позволяют отразить множество явлений, выявить некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит далеко за рамки конкретных целей и задач и представляет ценность для конструирования статистических рядов, отражающих развитие социальных процессов в обществе.

 

Проверка объективности  прогностической гипотезы по вполне понятным временным причинам происходит на более поздних этапах социального развития общества. Поэтому в выводах конкретного исследования она остается лишь гипотезой и часто недооценивается исследователями. В ряде случаев проверка и подтверждение гипотез дает описание того, что давно известно. Если строго подходить к этому моменту, то научное фиксирование (введение в научный аппарат) даже давно известных истин имеет смысл, так как наблюдаемые в социальной жизни, но не осмысленные наукой явления или процессы для ученых практически не существуют.

 

Для повышения подтверждаемости гипотез руководствуются следующими правилами:

— выдвигать возможно большее число (в том числе, взаимоисключающих) гипотез;

— указывать возможно большее количество эмпирических показателей для их проверки.

 

Общие требования, которым должна соответствовать гипотеза:

— она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических индикаторов  в рамках данного социологического исследования;

— она должна быть применима ко всему кругу явлений, которые она непосредственно объясняет;

— она должна быть принципиально  проверяемой при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностей;

— она должна быть простой и  не содержать условий и оговорок, затемняющих ее смысл;

— она должна в своей формулировке содержать указание на способ ее проверки.


Информация о работе Гипотеза в социологическом исследовании: сущность, виды, методика формулировки