Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:36, контрольная работа
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр.
Сервис в области ценностно-
- рекламу;
- экспертизу;
- психодиагностику;
- имиджмейкерские услуги;
- художественно-оформительскую
- услуги религиозного характера.
Услуги рекламы и весь процесс продвижения товара на рынок можно рассматривать как изменение существующей у потребителя системы ценностей. В простейшем случае реклама стремится сформировать спрос на отдельный товар или услугу, убедить людей, что он (она) представляет для них несомненную ценность.
На более высоком уровне рекламный
сервис решает сложную ценностно-
Экспертиза в сфере торговли, моды, дизайна и других видов художественного творчества также формирует и изменяет систему ценностей. Экспертные услуги влияют на спрос, подтверждая или отрицая от имени государства или сообщества признанных специалистов высокое качество (высокий художественный уровень) товара, услуги или произведения искусства.
Услуги имиджмейкеров и услуги по организации связей с общественностью предоставляются для создания привлекательного образа фирмы, политической партии, общественной организации или отдельного лица. Их задача - поднять престиж, ориентировать потребителей или избирателей на заданные мнения и действия. В этом случае организуется систематическое воздействие на те или иные группы людей для формирования у них заранее предусмотренных настроений и представлений, что должно привести к поддержке потребителя услуги.
Коммуникативная форма деятельности - это организация общения (коммуникации) между отдельными людьми и (или) организациями. К этому направлению сервисной деятельности можно отнести организацию презентаций, встреч, конференций, выставок, переговоров, общения в Интернет, услуги по переводу с одного языка на другой, психологический тренинг общения, в какой-то степени - деятельность средств массовой информации, услуги связи. [6]
Коммуникативная деятельность всегда
связана с передачей
1) непосредственное личное
2) опосредованное общение с
3) общение посредством
Сервис при организации
Наконец, сервис с использованием
электронных средств
Характеристика услуг социально-культурной сферы.
Эффективное функционирование социально-культурной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура, которая представляет собой комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих удовлетворение культурно-бытовых и социальных потребностей людей (жилой фонд, учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения, сооружения спортивно-оздоровительного назначения и т.д.)
Согласно Общероссийскому
Оптовую розничную торговлю, ремонт автомобилей, бытовых приборов;
Гостиничный и ресторанный бизнес;
Транспортное, складское хозяйство, связь;
Финансовое посредничество - страхование, пенсионное обеспечение;
Государственное управление и социальные услуги;
Здравоохранение;
Деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;
Деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;
Деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.
Более реальное представление о структуре и, соответственно, услугах социально-культурной сферы дает классификация объектов социально-культурной сферы, проведенная российской статистикой:
Образование - дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования;
Культура - библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, киноустановки, памятники истории и культуры, выпуск книжной, журнальной и газетной продукции (система показателей характеризует основные направления деятельности этих упреждений, состояние их материально-технической базы, количественный и качественный состав работников);
Охрана здоровья человека - статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения. Инвалидности, производственного травматизма;
Здравоохранение - сеть и деятельность учреждений здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кадры врачебного и младшего медицинского персонала;
Социальное обеспечение - стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом м медицинском обслуживании и уходе);
Жилищно-коммунальное хозяйство - жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;
Физкультура и спорт - сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.
Услуги социально-культурной сферы можно подразделит на три вида:
общественные услуги в чистом виде;
частные услуги в чистом виде;
смешанные услуги.
Чистые общественные услуги имеют свойства:
1. Неделимость и
2. Невозможность исключения из
потребления и возможность
3. Отсутствие конкурентности и перегружаемости;
4. Значительный внешний эффект от производства и потребления этих благ.
Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей - общенационального, регионального и локального масштаба.
Финансирование производства чистых
общественных услуг осуществляется
за счет средств бюджета страны или
отдельной территориальной
Указанные свойства чистых общественных
услуг (благ) делают невозможным их
включение в рыночные отношения.
Попытки перевести этот сектор услуг
на коммерческую основу противоречат
их экономической природе и
К этой группе услуг относятся - социальное обеспечение, культура (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, театры, парки культуры и отдыха, зоопарки и.т.д.), охрана здоровья человека и т.д.
Чистые частные услуги обладают альтернативными свойствами:
1. Индивидуальный характер
2. Исключаемость;
3. Конкурентность.
В силу указанных свойств чистые частные услуги целиком и полностью включаются в рыночные отношения.
Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, занимая промежуточное положение между общественными и частными благами. К ним относятся услуги в области: здравоохранения, образования, культуры, а также тяготеющие к общественному сектору услуг, называемые социально значимыми, поскольку ориентированы не только на интересы личности, но и на интересы общества. Удовлетворение этих потребностей приносит не только экономический, но и широкий социальный эффект, обеспечивая социальную защиту, социальное равенство, социальную интеграцию и стабильность общества. Для этих услуг характерна высокая степень неисключаемость и неконкурентности в их потреблении.
В силу вышесказанного в структуре социальной сферы выделяются различные секторы, в которых производятся услуги разных типов:
1. Государственный, где производятся чистые общественные блага и социально значимые блага;
2. Добровольно-общественный, где производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа (муниципального уровня, спортивные клубы, федерации и т.д.);
3. Смешанный, где производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги. Он представлен организациями смешанной формы собственности - государственно-общественными, государственно-частными, частными некоммерческими организациями.
4. Частный коммерческий, где производятся
частные блага на коммерческой
основе, где предприятия работают
ради извлечения прибыли.
Таким образом, социально-культурная
сфера в условиях рыночной экономики
- это сложное структурное
Заключение
В условиях постиндустриального общества услуги стали одной из значимой составляющей экономики. В экономике развитых западных стран на долю услуг приходится до 70% ВВП. С повышением уровня жизни в России становятся все более востребованы услуги в различных отраслях, в том числе и в социально-культурной сфере. Это обусловлено постоянным ростом социальных и культурных потребностей людей.
Услуги как таковые являются товаром. Однако в отличие от материальных товаров услуги обладают целым рядом особенных характеристик, вытекающих из их природы. Можно отметить следующие характеристики услуг: Неосязаемость; Неотделимость; Непостоянство; Недолговечность; Отсутствие собственности.
В условиях конкуренции организациям, оказывающих услуги, должны учитывать вышеперечисленные особенности услуг и соответственно выстраивать свою линию поведения на рынке. Но прежде следует выявить потребности людей в социальной и культурной сфере.
Чтобы помочь потребителю сделать
выбор организации, оказывающей
услуги, следует разработать комплекс
элементов материального
В этих целях осуществляется позиционирование услуг и организаций, оказывающих услуги. Позиционирование определяет, какими должны быть основные элементы маркетинга-микс данной организации.
Таким образом, можно заключить,
что услуги социально-культурной сферы
направлены на удовлетворение социальных
и культурных потребностей людей. При
выявлении этих потребностей необходимо
четко выявить целевой сегмент,
для которого предназначены услуги.
При оказании услуг, при выходе на
рынок необходимо выделить отличительное
преимущество перед конкурентами, оказывающих
подобные услуги, которое в дальнейшем
может обеспечить конкурентоспособность
услуги и организации.
Список литературы
1. Андреев С.Н. Маркетинг
2. Демидова Л.С., Шейман И.М., Якобсон Л.И. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере./Л.С. Демидова, И.М. Шейман, Л.И. Якобсон - М.: Аспект Пресс, 196. - 215 с.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 315 с.
4. Сервисная деятельность: Учебное пособие / С.Н. Коробкова, В.И. Кравченка, С.В. Орлов, И.П. Павлова. Под общ. ред. В.К. Романович. - СПб.: Питер, 2005. - 156 с.
5. Новаторов Е.В. Особенности стратегии сбыта и дистрибьюции услуг // Маркетинг в России и зарубежом. - 2004. - №4, с. 50-59.
6. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 272 с.
7. Хаксевер К., Гендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг / Пер. с англ. Под ред. В.В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2002. 752 с.