Управление развитием социальной сферы города

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

Оглавление

Социальная сфера как объект управления и социального развития………………………………………………………………..5

1.1 Сущность социальной сферы……………………………………….…5

1.2 Развитие социальной сферы………………………………………….11

1.3 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой…………………………………………………………………………….14

2. Методы управления социальной сферой города……………………..18

2.1 Отраслевой и территориальный подходы к управлению…………..18

2.2 Cоциальный маркетинг как метод управления социальной сферой…………………………………………………………………………….22

2.3 Управление развитием социальной сферы города Кирова………..32
Заключение………………………………………………………………..40

Библиографический список……………………………………………....43

Файлы: 1 файл

курсовая срг.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Сфера социальных услуг  вызывает необходимость в общественных инвестициях, так как частные  инвестиции в данную сферу ограничены. «Социальные инвестиции представляют собой вложения ресурсов в человеческий капитал в целях получения нематериального блага, качественного повышения материального благополучия и здорового интеллекта членов общества. При этом основу воспроизводства человеческого капитала составляет инвестирование, выступающее его исходным условием» (приложение 1).

Определение социального  маркетинга в муниципальной сфере  должно строиться на ряде теоретических  предпосылок, основными из которых  являются следующие:

Социальную сферу следует  понимать как особый срез общественной жизни, как специфическую сферу развития общества.

 

Отрасли социальной сферы  можно подразделить на две группы:

 

 – отрасли и  виды деятельности, призванные удовлетворять  социальные потребности (образование,  культура и искусство, здравоохранение,  социальное обеспечение, физкультура и спорт);

 

 –  отрасли и  виды деятельности, призванные удовлетворять  бытовые потребности, способствующие  экономии труда в домашнем  хозяйстве и увеличению свободного  времени (бытовое обслуживание  населения, жилищно-коммунальное  хозяйство, пассажирский транспорт и связь в части обслуживания населения).

Услуги, оказываемые отраслями  социальной сферы, должны обладать свойствами несоперничества и неисключаемости, т.е. относиться к категории общественных услуг.

Рынок социальных услуг  должен формироваться через целенаправленное регулирующее воздействие субъектов социальной политики с помощью правовых норм, налогов и государственных расходов.

Социальные услуги должны относиться к общественным благам, т.е. к тем, потребление которых  общество желало бы сделать обязательными для всех своих членов.

Необходимо наличие  соответствия общественных благ потребностям не индивидуального, а общественного  потребителя и не всеми сложившимися потребностями, а общественно признанными.

Под муниципальным рынком социальных услуг понимается целостная и взаимосвязанная система экономических отношений, возникающих по поводу формирования и распределения доходов муниципалитета, взаимоотношений получателей средств бюджета, коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и представительной власти и других участников рынка социальных услуг, связанных с производством и движением товаров, работ, услуг и денежных средств, обеспечивающих их обмен и исполняющих специальные (аллокационные) функции для удовлетворения социальных потребностей жителей территории в форме платежеспособного спроса, трансфертов (обмена) и бюджетного финансирования.

При этом необходимо учитывать, что отличительной особенностью рынка социальных услуг является его разделение на отдельные крупные сегменты, представляющие собой самостоятельные рынки, существенно отличающиеся друг от друга (приложение 2).

Развивающийся на основе общественного разделения труда  и его последующей специализации, определяемый в значительной степени  интересами государства и регулируемый не только экономическими, а в большей степени социально-политическими инструментами и методами, муниципальный рынок социальных услуг становится сегодня очень важной частью единого национального рынка.

Из этого следует, что муниципальное образование является материальной и институциональной основой использования технологий маркетинга практически на всех уровнях управления им. В соответствии с этим можно говорить о целях, задачах и функциях социального маркетинга как инновационного метода управления социальной сферой на уровне муниципальных образований, о его стратегии, тактике и особенностях формирования комплекса маркетинга.

Первая группа функций– функции регулирования – является важнейшей и направлена на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования. К ним относятся: функция обеспечения правовой базы функционирования социальной сферы и создания предпосылок ее развития; функция перераспределения доходов и обеспечения социальной стабильности. Органы местного самоуправления должны выступать гарантом социально незащищенных слоев населения; социальная функция регулирования направлена на создание условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение охраны здоровья и охраны труда и улучшение его условий; развитие социально-бытовой инфраструктуры и создание условий для участия жителей муниципального образования в управлении делами местного сообщества.

Вторая группа функций  охватывает изменения в самом  содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных качествах. К этой группе функций относятся: обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей; организация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы; адаптационная функция, направленная на оказание помощи населению в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения; функция инвестирования в человеческий капитал; функция распределения социальных услуг; диверсификация социальных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями и рыночным спросом на них.

Третья группа функций  представляет собой целенаправленное воздействие на формирование, существование  и развитие социальных систем. В  данном случае такой социальной системой выступает муниципальное образование. В эту группу входят следующие функции: формирование желательного образа социального процесса (исполнения законов, справедливого распределения налогов, реализация стратегических программ по изменению общественного поведения, адаптация на практике социальных идей в конкретных социальных сегментах и т.д.); исследование рынка; формирование предпочтений потребителей относительно предоставляемых социальных услуг; сегментирование рынка на определенные группы потребителей; позиционирование или определение приоритетности социальной услуги в комплексе услуг; разработка комплекса маркетинга; разработка продукта, максимально удовлетворяющего потребителя целевого сегмента; продвижение товара (или идеи); стратегическое управление, проявляющееся в выборе организационных форм функционирования муниципальных предприятий на базе различных форм собственности; усиление контроля муниципалитета за деятельностью организаций, обеспечивающих муниципальный заказ; совершенствование инфор­мационной базы; подготовки и расстановки кадров и пр.

Инфраструктура социального  маркетинга в отличие от других видов  маркетинга определяется как совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различных социальных услуг.

Она включает в себя следующие  подсистемы: материально-бытовую (ЖКХ, бытовое и торговое обслуживание, общепит), социально-оздоровительную (здравоохранение, спортивные сооружения, организация туристической деятельности), образовательно-духовную (образование, культура, искусство), коммуникационную (сфера пассажирского транспорта, связь по обслуживанию населения) и социально-экономическую (сберегательные кассы, банки, юридические консультации, нотариальные конторы). Определение рыночной инфраструктуры позволяет включить в нее лишь часть социально-экономической подсистемы. Необходимо отметить, что разграничение социальной и рыночной инфраструктуры носит исключительно теоретический характер, т.к. на практике инфраструктура социального маркетинга представляет собой единый рыночный механизм, функционирующий как единая система.

Обеспечение реальных социальных гарантий и льгот выдвигают проблему изучения рынка социальных услуг  как в крупных городах России, так и в типичных сельских поселениях. Представления о поведении потребителей социальных услуг, лежащем в основе образа жизни жителей муниципальных образований, позволяет исполнительным органам построить маркетинговый прогноз и стратегический план развития рынка социальных услуг и управления городом и сельским поселением. Одним из основных решения данной проблемы является внедрение в практику управления муниципальным образованием принципов и инновационных технологий социального маркетинга на основе маркетинговых исследований рынка социальных услуг.

Обобщая вышесказанное, социальный маркетинг можно рассматривать  как один из инновационных методов  местного самоуправления, способствующих формированию, развитию и трансформации  муниципального рынка и позволяющих обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения в социально значимых товарах, работах, услугах.

 

 

2.3 Управление развитием социальной сферы города Кирова

 

Как показывает мировая  практика, именно в кризисных ситуациях городу особенно необходим стратегический план, позволяющий объединить усилия городских властей и общественности в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства. Понимая это и желая создать новые инструменты для ускорения развития города и укрепления его конкурентных позиций, администрация Кирова инициировала разработку Стратегического плана города.

Механизм партнерства  вырабатывался в ходе разработки и общественной экспертизы стратегического  плана, где приняли участие более 200 руководителей предприятий и организаций города.

Процесс работы над Стратегическим планом продолжался с октября 1998 по декабрь 2000 года. На основе изучения стратегических планов гг. Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода была обсуждена  идея целесообразности разработки программы социально-экономического развития города Кирова на период до 2010 года. Затем был объявлен конкурс проектов на разработку стратегического плана, который выиграл Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (НИМБ). В активе института – опыт разработки 22 стратегических планов городов, районов и предприятий. В разработке проект стратегического плана развития приняло участие 45 руководителей и 12 ученых, и это позволило определить социально-экономическое положение г.Кирова среди городов России. Разработка стратегического плана стала результатом большой научно-исследовательской работы НИМБ в содружестве с учеными вятских вузов, НИИ, муниципальными руководителями и бизнесменами.

В декабре 2000 года Стратегический план города утвержден на городском общественном Собрании. В целях дальнейшего использования материалов Стратегии для развития города в структуре экономического управления администрации города в ноябре 2006 года создан отдел стратегических разработок, инвестиционной политики и предпринимательства. 

Стратегический план города рассчитан до 2010 года, но социально-экономические  изменения происходят очень быстро, меняются внешние и внутренние условия, меняется законодательство, экономика, значительную роль начинает играть предпринимательство - все это вносит свои коррективы в планы развития города.

В связи с этим нужно  постоянно контролировать реализацию плана, своевременно вносить коррективы и осуществлять мониторинг, поэтому  администрация города Кирова совместно  с Нижегородским институтом менеджмента и бизнеса ведет работу по контролю этапов и разделов стратегического плана. В 2005 году проведен мониторинг Стратегического плана развития города Кирова до 2010 года. Мониторинг реализации стратегического плана осуществлялся на основе статистических данных, представленных администрацией города и органами государственной статистики.

За 5-летний период реализации стратегического плана городу удалось  достичь значительных показателей  по ряду направлений  в стадии реализации большинства положений плана. Годовой объем производства товаров и услуг в 2004 году вырос на 239% по сравнению с 1999 годом, валовой городской продукт вырос на 253%, а производительность труда на 263 %. Денежные доходы на душу населения выросли на 497 %, реальные доходы на душу населения на 500 %, а средняя заработная плата на 515 процентов и составила 6034,9 рубля. В 4 раза увеличился средний размер назначенных пенсий. Объем городского бюджета составил 3433,1 млн. рублей или 352,7 % от бюджета 1999 года, на 175 % увеличилась сумма налоговых поступлений и на 519 % неналоговых поступлений. Значительно расширилась сфера бытовых услуг населению, оборот которой вырос за 5 лет в 1,5 раза, а объем платных услуг населению в 4 раза. Улучшилась криминогенная обстановка, число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии с 992 на 100 000 населения снизилась до 763.

По всем группам показателей  и в целом повышался интегральный показатель качество жизни населения, и он рос быстрее, чем по прогнозам  выполненным в 1999 году, более чем на 60 %. А значительный рост финансово-экономических показателей позволит изменить состояние и в других группах показателей, в том числе и  инертных показателей медико-экологической группы.

Кроме того, решением Кировской  городской Думы от 28.02.2007  
№ 65/6 о внесены изменения и дополнения в  Программу социально-экономического развития города Кирова на период до 2010 года «Стратегический план города».

Цель разработки Стратегического  плана заключалась в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан г.Кирова.

Неслучайно в качестве глобальной цели в Стратегическом плане  города принята следующая – полное материальное благосостояние и всестороннее развитие личности населения города. Глобальная цель разделяется на шесть основных стратегических целей в зависимости от сфер деятельности:

  • градостроительная цель – комплексное развитие инфраструктуры города на основе рационального использования территории и природных ресурсов, современной архитектуры, строительства, коммуникаций, коммунального хозяйства и соблюдения экологических стандартов;
  • производственная цель – всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства в продукции предприятий с высоким качеством при минимальных затратах и соблюдение пропорций в развитие отраслей материального производства;
  • агропромышленная цель – всемерное удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах высокого качества по доступной цене и обеспечение пропорций развития отраслей АПК города;
  • социальная цель – обеспечение всестороннего развития личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об уровне жизни, условиях труда и семьях, внедрения принципов социальной справедливости и демократизации общества;
  • экономическая цель – соблюдение пропорций планомерного развития города на основе максимизации доходов бюджета, роста чистой прибыли предприятий, эффективного использования муниципального имущества, роста инвестиций, развития рыночных институтов и малого предпринимательства в городе;
  • управленческая цель – развитие общественного самоуправления, соблюдение законности и правопорядка, обеспечение эффективного взаимодействия всех ветвей государственной власти в условиях демократизации общества.

Информация о работе Управление развитием социальной сферы города