Управление развитием социальной сферы города

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

Оглавление

Социальная сфера как объект управления и социального развития………………………………………………………………..5

1.1 Сущность социальной сферы……………………………………….…5

1.2 Развитие социальной сферы………………………………………….11

1.3 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой…………………………………………………………………………….14

2. Методы управления социальной сферой города……………………..18

2.1 Отраслевой и территориальный подходы к управлению…………..18

2.2 Cоциальный маркетинг как метод управления социальной сферой…………………………………………………………………………….22

2.3 Управление развитием социальной сферы города Кирова………..32
Заключение………………………………………………………………..40

Библиографический список……………………………………………....43

Файлы: 1 файл

курсовая срг.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

По мере усложнения протекающих  в обществе социальных процессов, отраслевой подход стал объектом острой критики, поэтому в ходе экономических преобразований некоторые министерства были ликвидированы (Министерство торговли, Министерство бытового обслуживания), а некоторые слились с другими министерствами и ведомствами, существенно сократив свои управленческие функции (Министерство просвещения, Государственный комитет по туризму, Государственный комитет по профессионально-техническому образованию).

Однако сегодня можно говорить о сохранении отраслевой системы  управления в социальной сфере.Федеральные региональные и местные органы управления социальной сферой входят в состав Правительства Российской Федерации, правительств и администраций субъектов федерации, муниципальные мэрии, администрации городов, районов и т.п.

Особенностью деятельности отраслевых органов управления социальной сферой в нынешних условиях является отсутствие жесткой административной вертикали. Это означает, что распределительные функции федерального отраслевого органа по отношению к региональному относительно ограничены. Руководитель соответствующего министерства, комитета или департамента подчиняется главе правительства или администрации, к которой относится этот орган. В соответствии с российским законодательством деятельность указанных региональных органов управления социальной сферой регулируется нормативными актами, принимаемыми субъектами федерации. Подобные нормативные акты, касающиеся отраслей культуры, образования, социальной защиты и ряда других, начали действовать в последние годы практически во всех субъектах федерации.

Отраслевые органы управления выполняют разнообразные функции, касающиеся деятельности подведомственной отрасли и ее организаций:

 

    • разработка основ государственной или региональной социальной политики;

 

    • разработка федеральных или региональных прогнозов, перспективных планов и целевых программ развития, в том числе инвестиционных (во взаимодействии с другими министерствами, ведомствами и территориальными органами управления);

 

    • разработка социальных норм и нормативов, определяющих различные аспекты управления;

 

    • совместное с органами стандартизации различного уровня участие в разработке стандартов деятельности для организаций всех организационно-правовых форм;

 

    • осуществление международного сотрудничества по вопросам, относящимся к компетенции данного отраслевого органа управления;

 

    • реализация кадровой политики, направленной на организацию рабочих мест, обучение и переквалификацию работников;

 

    • методическое обеспечение деятельности организаций отрасли, преимущественно на рекомендательной основе;

 

    • регулирование отношений собственности между подведомственными организациями и федеральными и местными органами власти.

В настоящее время  основными субъектами, управляющими социальной сферой, являются территориальные  органы управления, чья роль существенно  возросла в ходе экономических реформ [9, c. 145].

Следует отметить, что  социальная сфера исторически всегда была объектом более активных управленческих действий со стороны территориальных  органов, нежели сфера производственная.

Необходимость дифференцированного подхода к управлению социальной сферой отдельных территорий, решения специфических социальных проблем непосредственно регионами обусловила усиление роли территориального управления, которое было законодательно оформлено. Согласно Конституции РФ 1993 года все 89 субъектов федерации приобрели права и полномочия в реализации собственной социально-экономической политики.

Территориальные органы управления социальной сферой построены  по отраслевому принципу. Поэтому  ныне сложившийся принцип управления получил определение территориально-отраслевого.

Характерной особенностью функциональных подразделений территориальных  органов управления является то, что  они иногда создаются не «под отрасль», а «под проблему» (например, комитеты по делам молодежи, по делам ветеранов, по защите материнства и детства и т.п.). Кроме того, имеются территориальные органы управления социальной сферой, которые напрямую подчиняются федеральным структурам (например, территориальные отделения Федеральной миграционной службы, Пенсионного фонда России).

Основными функциями, которые  выполняют территориальные органы управления социальной сферой, являются:

 

    • разработка долгосрочных и среднесрочных региональных прогнозов развития социальной сферы;

 

    • разработка концепции региональной социальной политики и целевых программ, направленных на решение наиболее острых социальных проблем;

 

    • разработка финансовой стратегии развития территории, включающей бюджетную инвестиционную, налоговую политику, направленную на создание благоприятных финансовых условий для хозяйствующих субъектов социальной сферы любых организационно-правовых форм;

 

    • прямое бюджетное финансирование и административное регулирование деятельности организаций и учреждений социальной сферы, находящихся в муниципальной собственности;

 

    • регулирование экономическими и частично административными методами деятельности организаций негосударственных форм собственности;

 

    • рганизация международного сотрудничества с целью вовлечения в него организаций различных организационно-правовых форм в рамках прямых межрегиональных контактов;

 

    • реализация кадровой политики, направленной на создание новых рабочих мест обучения и переквалификации работников в организациях социальной сферы.

 

2.2 Cоциальный маркетинг как метод управления социальной сферой

 

Проблема повышения конкурентоспособности и инновационного развития экономики в настоящее время относится к числу наиболее значимых, стратегических для нашей страны. От ее решения зависит, какое место будет занимать Россия в мировой экономике и политике. Инновация в данном контексте выступает не только как экономическая категория, но как инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Необходимость инновационного развития предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа управленческих технологий, направленных на координацию процессов обновления всех элементов социально-экономической системы.

В условиях поиска оптимальных  вариантов развития территориальных  экономических структур особую актуальность получает разработка инновационных подходов к муниципальному управлению. Местное самоуправление становится неотъемлемой частью общегосударственной системы управления общественным воспроизводством. Развитие идеологии местного самоуправления и формирование экономических и правовых основ его осуществления являются важными звеньями в системе отношений российского федерализма.

Эффективным механизмом корректировки общей стратегии  экономических и социальных реформ, основанных на инновационных методах  и технологиях, является широкое  использование маркетинговых подходов. Последовательное их применение позволяет учесть специфику муниципальных структур в проведении инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной политики, децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда направлений на местный уровень. Расширение, углубление и активное внедрение маркетинговых технологий в направлении реформирования социальной сферы на современном этапе позволяет ввести такое понятие, как «социальный маркетинг в муниципальной сфере».

Под социальным маркетингом в муниципальной сфере понимается единство научной концепции и целостной системы управления и технологии работы на муниципальном рынке в целях реализации социальных потребностей населения территории на основе создания, предложения, доведения или трансферта товаров, услуг и денежных средств.

 

Такое определение отражает двойственный характер самой стратегии  социального маркетинга в муниципальной  сфере: с одной стороны, как научной  концепции (социально-экономического процесса, идеологии, искусства, стиля мышления, ориентированного на рынок и т.д.) и, с другой стороны, как эффективного методического и практического инструмента, применение которого представляется целесообразным использовать для решения важнейших социальных задач, стоящих перед муниципальным образованием на современном этапе.

Социальный маркетинг  является одной из функций стратегического  управления. Без стратегии невозможно достичь поставленных целей, в особенности  невозможно решить сложные социальные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления.

Разработка концепции  маркетинга в социальной сфере –  это разработка надлежащей философии  маркетинга как системы, исходящей  из понимания уникальности среды, в  которой функционируют организации  социальной сферы, особенностей миссии, которую они выполняют, а также специфики предоставляемых услуг, направленных на выполнение прежде всего социальных функций. Все это свидетельствует о настоятельной необходимости разработки стройной теории социального маркетинга и его теоретико-прикладных аспектов применительно к рынку социальных услуг. Маркетинг может выступать здесь как базовая технология управления развитием социальной сферы муниципального образования и как новая интегрирующая функция управления социальными процессами по гармонизации потребностей и интересов жителей муниципального образования.

Муниципальная деятельность реализуется благодаря системе  социальных услуг, предоставление которых  обеспечивает составляющие качества жизни  и служит важной составляющей частью муниципального управления.

 

Целесообразность применения маркетингового подхода объясняется, на наш взгляд, следующими причинами:

    • решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, ориентированного на удовлетворение их социальных нужд и потребностей, переносится на муниципальный уровень;
    • процесс децентрализации власти способствует передаче многих важных полномочий, особенно в социальной сфере, на муниципальный уровень;
    • наблюдается усиление конкуренции с частным сектором в сфере предоставления социальных услуг;
    • происходит сокращение финансирования сферы социальных услуг из-за постоянного дефицита бюджета;
    • дифференциация спроса на рынке социальных услуг определяется социальным расслоением современного общества по уровню доходов;
    • рыночные механизмы проникают в развитие и функционирование социальной сферы;
    • происходит поиск новых подходов к формированию социальных отношений в российском обществе, совершенствование процессов управления социальной сферой, особенно на местном уровне, где сосредоточена основная масса учреждений и предприятий, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей и нужд населения.

 

Использование технологии социального маркетинга на муниципальном  уровне для руководителей муниципальных  образований имеет ряд привлекательных сторон:

    • Ориентация социальной политики на конкретных потребителей повышает эффективность реализации соответствующих муниципальных и государственных программ.
    • Решение социальных проблем на муниципальном уровне позволяет повысить уровень методов и технологий процесса социального управления, сконцентрировать усилия на решении острейших социальных проблем.
    • Маркетинговые технологии по изучению рынка социальных услуг позволят создать информационно-социологическую базу по подготовке концептуальных стратегических решений и разработке целевых и комплексных программ, отражающих протекающие в местном сообществе многообразные социальные процессы, а также их всесторонний анализ.
    • При рациональном использовании социального маркетинга возрастает удовлетворенность деятельностью муниципалитетов со стороны потребителей общественных услуг, то есть со стороны различных слоев населения, что будет способствовать стабилизации и социальному развитию местного сообщества.
    • Создаются условия по улучшению материального положения, уровня и качества жизни всех слоев и групп населения местного сообщества.
    • Формируются твердые гарантии соблюдения конституционных прав граждан в области социальной защиты, уровня образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности граждан жильем и коммунальными услугами.

 

С другой стороны, процесс  социализации управления экономикой позволяет  рассматривать концепцию социального  маркетинга как специфическую функцию  социально-экономического управления и как особый инструмент планирования.

В данном случае строится модель программно-целевого управления социально-экономическими процессами, где концепция маркетинга встраивается в эту модель как на социальном, так и на экономическом уровне.

Целью социального маркетинга должно стать максимальное удовлетворение потребностей граждан в рамках выделенных общественных затрат.

Рынок социальных услуг  входит в так называемый общественный сектор экономики, который, в отличие  от рыночного, имеет дело с общественными  благами, в большинстве своем  не являющихся предметом купли-продажи, в связи с чем доминирующее место здесь занимает деятельность государства. В соответствии с предназначением социальных услуг общество в лице государства как субъекта рынка социальных услуг берет на себя функции финансирования социальной сферы за счет средств, полученных от субъектов хозяйствования и отдельных граждан в виде налогов.

Информация о работе Управление развитием социальной сферы города