Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:29, реферат
Цель данной работы состоит в изучении сторон трудового конфликта, признаки, причины, а также возникновения и этапы развития конфликтов.
Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие основные задачи:
поиск статей, отвечающих теме реферата;
изучение позиций автора по вопросам, которые поднимаются в данной работе;
постановка вывода по проделанной работе.
Введение…………………………………………..…………………………….…3
1.Признаки, причины и условия конфликтов…………………………………...5
2.Возникновение конфликтов……………………………………………………9
3.Этапы развития конфликтов…………………………………………………..10
4.Типы трудовых конфликтов…………………………………………………..14
5.Функции конфликта…………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………………..23
Следовательно, и конфликт можно определить как осознанное столкновение, противоборство двух и более субъектов, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, установок и ценностей.
В любой деятельности постоянно присутствует объект и субъект
Отношение участников к объекту конфликта создает конфликтную ситуацию. Для возникновения конфликта нужны действия его участников, направленные на овладение объектами. Совокупность таких действий называется инцидентом. Конфликтная ситуация и инциндент в определенной степени независимы.
Конфликтная ситуация может определяться объективными факторами (например, в бизнесе это спад производства, банкротство, конкуренция и т.д.), а инцидент возникнуть случайно. Конфликтная ситуация может быть создана намеренно, ради достижения внутрифирменных, личных целей, но может возникнуть и без определенной цели. Конфликтная ситуация и инцидент могут закончиться как по инициативе одного из участников, так и в результате изменения самой конфликтной ситуации.
Значимую роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия или бездействие, могущие привести к конфликту. К конфликтогенам можно отнести: агрессию, критику, категоричность, перебивание, навязывание определенных суждений, нарушение этики, норм, подшучивание, повторяющиеся напоминания, хвастовство, обман, утаивание информации, перекладывание ответственности. Один конфликтоген не всегда приводит к конфликту, но весьма не желательна эскалация конфликтогенов. Состоит она в следующем. На конфликтоген в наш адрес мы часто стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди возможных.
Известно, что 22% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей психики и вследствие того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.[2]
Понятие «конфликт» употребляется в разнообразных значениях,
который можно определить как «предельное обострение противоречий» или «столкновение противоположно направленных целей» и др.
Каждый конфликт имеет свою динамику. Обычно выделяют в конфликте четыре стадии (Табл. 1).
О | |||
Ппредконфликтная |
К конфликтная |
Р разрешение конфликта |
П послеконфликтная |
Табл. 1. Стадии конфликтов в предпринимательских фирмах
При этом каждая из указанных на табл. 1 стадий может разделяться
на ряд фаз. Так, например, первая – предконфликтная – стадия разбивается на две фазы: начальная фаза – характеризуется формированием конфликтной ситуации, вторая фаза – накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений. На этой стадии говорят о скрытой фазе развития конфликта.
В конфликтной ситуации, в частности, обнаруживаются участники конфликта т.е. субъекты и предмет спора, т.е. объект конфликта. В
Качестве субъекта конфликта могут выступать отдельные личности,
социальные группы, организации в целом.
Объектом конфликта становится то, что вызывает противодействие
участников, является основной их спора, например, право распоряжаться имуществом, право собственности на производственные открытия (новшества) и т.д. Субъектами могут быть муниципалитеты, предприятия, частные лица, т.е. все те, кто оспаривает эти и другие права.
Для превращения конфликтной ситуации необходимо внешнее
воздействие или активизация одной из сторон, т.е. требуется инцидент для такого вмешательства.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, который приводит в движение конфликтующие стороны. На данной фазе происходит осознание конфликтующими сторонами их интересов, ценностей и т.д. Во второй фазе первой степени конфликт из скрытой стадии перерастает в открытую и выражается в различных формах поведения среди работников.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию
развития конфликта, т.е. это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей и намерений. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознание своих целей и интересов, но и формирование установки на борьбу, т.е. психологической готовности к ней. Конфликт интересов в данном случае принимает форму значительных разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляет, тем самым продолжают разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей среди трудового коллектива.
Первая фаза конфликта порождает тенденцию к его усилению, но
она может стимулировать его участников к поиску путей его разрешения. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликта, во время которого происходит как бы «переоценка ценностей». Чаще всего до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях. Именно этот образ, то есть реальная картина конфликтной ситуации, т.е. действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия существенно изменяет представления сторон о себе и внешней среде. Часто бывает, что конфликтующие стороны исчерпали свои ресурсы. Все это служит стимулом для выработки решения о тактике дальнейшего поведения. Итак, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора». Конфликтующие группы могут выбирать различные программы поведения, указанные на табл. 2.
Основные программы поведения конфликтующих сторон | ||
Достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности |
Снизить уровень напряженности , но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположенной стороне |
Искать способы полного разрешения конфликта |
Табл. 2. Программы поведения конфликтующих сторон
При выборе программы поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта, т.е. стадия разрешения.
Большое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия,
накоторой должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов и ликвидирована социально-психологическая напряженность, т.е. должна быть прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности коллектива, повышает уровень производительности труда их членов, а самое главное удовлетворенности в работе коллектива. Кроме того, он развивает уважение к бывшим оппонентам и позволяет лучше понять их интересы.[1]
Трудовые конфликты можно классифицировать различными способами в зависимости от характера, структуры конфликтной ситуации и присутствия в ней разнообразных параметров и критериев.
Деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его неофициальные отношения.
Симметричные и асимметричные,
Открытые и скрытые (если участники конфликта прячут его от посторонних глаз, или конфликт еще не «созрел», что затрудняет его разрешение или процесс управления им).
Вертикальные и горизонтальные
Тип конфликта
Суть |
Горизонтальные конфликты |
Вертикальные конфликты: снизу вверх |
Вертикальные конфликты: сверху вниз |
1. Препятствия к достижению основных целей совместной трудовой деятельности |
Действия одного препятствуют успешной деятельности другого |
Руководитель не обес-печивает подчиненным возможности успешного достижения цели деятельности |
Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности выполнения основной деятельности |
2. Препятствия к достижению личных целей |
Действия одного препятствуют достижению личных целей другим |
Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения его личных целей |
Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем личных целей |
3. Противоречие действий принятым нормам |
Конфликт поведения и нарушение норм в группе |
Противоречие деятельности руководителя, его стиля работы ожиданиям подчиненных |
Противоречие деятельности подчиненного как носителя определенной социальной роли ожиданиям руководителя |
4. Личные конфликты |
Личная несовместимость |
Лидеры и авторитеты коллектива не оправдывают ожиданий |
Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров и авторитетов |
Таблица 3. Вертикальные и горизонтальные конфликты
Обратимые и необратимые. После так называемых «необратимых конфликтов» уже невозможно восстановить нормальные отношения между участниками. Понимание этого избавляет от напрасной траты времени и позволяет решиться на радикальные меры, не надеясь на то, что «всё образуется».
Существует упрощённая классификация
конфликтных ситуаций, характеризующая
начальные стадии их развития: пожарные, горячие,
«Пожарную» ситуацию необходимо срочно «гасить»; «горячую» нужно «остудить», но главное не дать ей перейти в «пожарную»; «холодная» не требует немедленного разрешения.[1]
Функции конфликта.
Являясь конкретным динамическим выражением каких-то противоречий, конфликты выполняют те или иные функции в жизни общества, групп, отдельных личностей.
Некоторые из этих функций реализуются сами собой, независимо от воли, внимания участников конфликта. Это обязательные (облигатные) функции. Но есть и другие, которые могут быть выполнены лишь при определённых условиях, в числе которых желание субъекта и его умение воспользоваться открывающимися возможностями. Это факультативные функции (табл. 4).
Обязательные функции |
Факультативные функции |
Деструктивная |
Информационная: · сигнальная · диагностическая |
Учебно-воспитательная | |
Конструктивная |
Защитная |
Развлекательная | |
Привычка, потребность, пристрастие |
Таблица 4. Обязательные (облигатные) и факультативные функции конфликтов
К обязательным относятся две противоположные взаимодополняющие функции:
- деструктивная, состоящая в разрушении сложившихся структур, систем отношений, моральных и материальных ценностей, в непродуктивном расходования ресурсов, отвлечении внимания от основных проблем на второстепенные, случайные вопросы, а также в ухудшении психологического климата;
- конструктивная, способствующ
Каждый конфликт несет в себе обе эти функции, но соотношения между ними варьируются в очень широких пределах.
В отличие от обязательных, факультативные функции, как уже говорилось, срабатывают лишь в том случае, если среди участников конфликта или причастных к нему лиц есть хоть кто-то, готовый и способный распорядиться теми возможностями, которые несет в себе конфликт. Такова информационная, или познавательная, функция, благодаря которой конфликт превращается в источник полезных сведений, поскольку в нем в обостренной и концентрированной форме проступают многие явления и свойства, ускользающие от наблюдения при спокойном ходе событий.[2]