Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:18, курсовая работа
Целью данной контрольно – курсовой работы является рассмотрение процессов социальных изменений. Поставленная цель решается посредством следующих задач:
* раскрыть сущность, причины, факторы социальных изменений;
* изучить модели социальных изменений;
* сопоставить основные тенденции современного мирового развития.
Введение……………………………………………………………………...стр.3
1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы…………………стр.5
2. Модели социальных изменений…………………………………………стр.13
3. Основные тенденции современного мирового развития………………стр.18
Заключение…………………………………………………………………стр.21
Библиографический список……………………………………………...стр.23
Но можно ли утверждать, что идея прогресса, единственной альтернативой которой ожжет быть только всеобщее отчаяние, исчерпала свое предназначение, ведь «ни одна идея не была важной или такой же важной, как теория прогресса» (Р. Нисбет) в течение трех тысячелетий? Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат существовании. Каких-либо универсальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. И в самом деле, исследования историков, археологов, этнографов показали, что большинство человеческих обществ существовали и исчезали на начальных стадиях развития. И сегодня есть общества, до сих пор остающиеся на самых ранних ступенях эволюции. Лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: древний мир - средние века - Новое время. Точно также переосмыслена марксистская теория «общественно-экономических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единственной схемы. Кроме того, в ХХ веке наступило полное осознание того, что события, имевшие решающее значение для Европы, вовсе не были таковыми для других народов. Например, падение Римской империи, означавшее конец древней истории и начало средневековья для европейских народов, не имело такого смысла для населения Японии, Индии, Китая. То же самое можно сказать о Куликовской битве, имевшей значение прежде всего для народов России. Этапы истории различных цивилизаций, как можно увидеть, не вписываются в концепцию евроцентризма, что подчеркивает наличие различных исторических периодов и культур, наличие культурного плюрализма в мире14.
Итак, изменилось
само понятие прогресса. «Прогресс
человечества, - как писал Н. Данилевский,
- состоит не в том, чтобы идти в одном направлении,
а в том, чтобы все поле, составляющее поприще
исторической деятельности, исходить
в разных направлениях».
Заключение
Таким образом, каждая социокультурная система имеет свой жизненный цикл, который может быть разбит на ряд этапов, стадий, фаз развития. Чередование фаз развития системы иногда называют системным временем. Ясно, что фаза является качественной единицей измерения времени. Количество фаз, их длительность зависят от избранной типологии и задач исследователя. Однако даже количественная переменная - календарное время - в социальных процессах приобретает качественные характеристики. Так называемое социальное время является формой организации социального опыта, оно может ускоряться и замедляться, зависеть от направления в будущее или в прошлое. Одно время эквивалентно деньгам, другое требуется убить.
Цель исследования, определенная во введении, достигнута посредством решения следующих задач:
И, наконец, заканчивая работу над данной контрольно-курсовой работой, необходимо подытожить: малоизученной проблемой остается выбор необходимого темпа социальных изменений, темп перемен можно ускорить и замедлить, сделать неравномерным и сконцентрированным.
Что же касается дальнейшего мирового развития, то это вопрос неоднозначно воспринимается в современном мире. Так, по мнению одних ученых, постоянно происходит прогресс в обществе, этакое линейное продвижение вперед и вверх, а не назад и вниз. Спрашивается: чего же более? Так нет же, цивилизация, только зародившись, может кануть в лету вне зависимости ни от каких условий. Таким образом, концепция постоянного прогресса - неподходящее решения для данного уравнения.
Если рассматривать
всю мировую историю как
Библиографический список
1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, от прошлого к будущему. Новосибирск, 1997.
2. Гидденс Э. Социология. М: 1999.
3. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2000. (2-е изд, перераб и допол. - 2001).
4. Кирдина С.Г. Социальные изменения. Социологическая энциклопедия, т. 2, 2003.
5. Парсонс Т.О социальных системах. М, 2002.
6. Социология: Основы общей теории, под ред. Г.В. Осипова, М: 1997.
7. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
8. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование в обществе. М., 1999.