Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:18, курсовая работа
Целью данной контрольно – курсовой работы является рассмотрение процессов социальных изменений. Поставленная цель решается посредством следующих задач:
* раскрыть сущность, причины, факторы социальных изменений;
* изучить модели социальных изменений;
* сопоставить основные тенденции современного мирового развития.
Введение……………………………………………………………………...стр.3
1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы…………………стр.5
2. Модели социальных изменений…………………………………………стр.13
3. Основные тенденции современного мирового развития………………стр.18
Заключение…………………………………………………………………стр.21
Библиографический список……………………………………………...стр.23
В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.
1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.
2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.
3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.
4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.
5. Социально-психологические
причины - привыкание, насыщение,
жажда новизны, рост
Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…»4. Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.
Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.
В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.
Описание
динамики объекта предполагает использование
понятия процесса. Приведем классическое
определение социокультурного процесса,
принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом
понимается любой вид движения, модификации,
трансформации, чередования или «эволюции»,
короче говоря, любое изменение данного
изучаемого объекта в течение определенного
времени, будь то изменение его места в
пространстве либо модификация его количественных
или качественных характеристик»5.
2. Модели социальных изменений
Социолог,
наблюдая за интересующими его
Понятно, что линейный рост или снижение значения какого-либо показателя не может длиться бесконечно. (Например, для многих индикаторов отрицательные значения не имеют смысла.) Отсюда следует, что за пределами рассматриваемого временного интервала ход процесса должен замедлиться или ускориться и траектория должна перестать быть линейной и приобрести более сложный, нелинейный характер. В линейных моделях скорость (темп изменений) остается постоянной величиной, тогда как скорость течения нелинейных процессов меняется6.
Глубокий анализ социокультурных процессов предполагает изучение не только изменений абсолютных значений данного показателя, но и слежение за скоростью изменения. (Необходимо исследование не только функции S(t), но и ее производной.).
Мы неявно считали, что показатель S является количественной переменной, что совсем не обязательно. Многие переменные, характеризующие течение социальных процессов, являются качественными, но их траектории также могут быть изображены графически. Более того, многие количественные переменные имеют качественную составляющую. Даже данные официальной статистики могут содержать информацию, полученную на основе экспертных оценок.
Процессы роста в социокультурных системах не обязаныподчиняться только линейной зависимости. Траектория роста может описываться экспоненциальной кривой типа е, квадратичной кривой. Значительно более медленный рост показателя S часто отражает логарифмическая траектория. Конечно, значение показателя не всегда монотонно возрастает. В ходе процесса возможен и кратковременный спад (кубическая модель траеткории)
Большинство реальных процессов не может расти до бесконечности. Ограниченность имеющихся ресурсов тормозит рост и не позволяет превзойти некоторые предельные значения. Наличие пределов роста или точек насыщения обычно описывается моделями двух типов:
а) насыщение без точек перегиба.
Такие траектории может иметь функция типа S = А - е~1 или S = aq - 1 / t (гипербола);
б) насыщение с дочкой перегиба. Кривая такого типа называется логистической или S-образной. Подобную траекторию имеет функция типа S = Д, / (1+е). Как будет видно из дальнейшего изложения, ход многих социокультурных процессов хорошо описывается именно логистической кривой. Такие процессы сначала растут очень медленно. Затем рост ускоряется, например под действием контура положительной обратной связи. Но после прохождения точки перегиба темп роста начинает замедляться. Под действием контура отрицательной обратной связи процесс сначала замедляется, а затем стабилизируется, не переходя предельно возможное значение А.
Как уже говорилось, наиболее популярной формой социокультурных процессов являемся прямая линия, отражающая линейные представления о ходе социального времени. Однако мыслителей всех времен привлекали также циклическая модель социального времени, предполагающая периодическое повторение определенных фаз развития, рекуррентное возвращение к исходному возвращению к исходному состоянию (простейшая траектория циклического типа в виде синусоидальной кривой с горизонтальным трендом и с линейно возрастающим трендом). Циклическая траектория количественной переменной не обязательно точно соответствует графику математической синусоиды - период и амплитуда колебаний могут со временем меняться7.
Естественно, говорить о точном следовании синусоиде в случае качественной переменной просто неуместно. Именно качественные переменные, как правило, имеют в виду, рассматривая развитие процесса по спирали. Известно, что образ спирали обладает большой генеративной силой, весьма способствует инсайту, благодаря чему довольно часто фигурирует в трудах обществоведов в качестве одной из базовых метафор социальных изменений. Как геометрический объект спираль изображается в трехмерном пространстве, одной координатой которого является время t, а две другие координаты соответствуют двум показателям S1 и S2, характеризующим эволюцию наблюдаемой системы V. Причем следует обязательно учитывать то, что спираль отражает динамику взаимодействия именно двух взаимосвязанных факторов8.
Пример спирали показывает, что в простейшем случае спираль можно представить в виде линии, наматываемой на цилиндр. Ясно, что цилиндр не обязательно расположен горизонтально, он может быть и наклонен.
Чтобы более наглядно представить ход изменения значений факторов можно спроектировать спираль сначала на плоскость 1, a затем на плоскость 2. Получим две траектории синусоидального типа F1 и F2. Если попробовать изобразить их на одном графике с общей осью времени, то сразу заметно, что фазы колебаний факторов S1 и S2 не совпадают. Чтобы наглядно представить себе взаимосвязь факторов S1 и S2, нужно спроектировать спираль на плоскость (1;2). Очевидно, что в этом случае получим.
Движение по спирали становится движением по кругу по часовой стрелке (в данном случае время t можно рассматривать как параметр*). Чередование фаз изменения факторов S1 и S2 при движении по секторам AB; ВС; CD; DA круга представлено в табл.1
* Простейшая винтовая линия в пространстве может быть представлена в параметрическом виде: х = acost; у = asint; г = ct.
Таблица 1. Чередование фаз
Сектор | Изменение фазы | ||
S1 | S2 | ||
AB | + | + | |
ВС | + | - | |
CD | - | - | |
DA | - | + | |
Как видим, в рассматриваемом случае чередование фаз развития системы в целом и отдельных ее показателей не является синхронным.
Еще
сложнее анализировать динамику
социокультурных процессов, имеющих хаотический
характер. Динамика хаотических процессов
чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема.
Медленный равномерный рост сменяют «большие
скачки», амплитуда и период колебаний
меняются самым причудливым образом. Для
подобных процессов удается выявить только
самые общие тенденции, как это и принято
в глобальных теориях социальной эволюции9.
3. Основные тенденции современного мирового развития
Человечество
во все времена волновал вопрос о
таинственном и неизведанном течении
времени, о ходе эволюции человечества,
мира, Вселенной. Государство, страна,
цивилизация - все они подчиняются
теориям, концепциям, которые определяют
тип, периодизацию, и которые вполне
отчетливо предсказывают финал-
В настоящее время выделяют концепции социальных революций и реформ, а также социального прогресса.
При рассмотрении вопроса о социальных революциях и реформах необходимо принять за аксиому то, что истина всегда конкретна. Поэтому нельзя абсолютизировать ни реформу, ни революцию. И социальная революция, и социальная реформа, хотя и различные, но взаимосвязанные стороны социального развития. Обе эти формы теряют смысл друг без друга. Та и другая известны истории. Мы хорошо знаем великие революции, но были и великие, замечательные реформы. Например, реформы античного правителя Солона, реформы, осуществленные под руководством американского президента Рузвельта, реформы, инициированные в начале ХХ века российским министром П.А. Столыпиным, реформы, реализованные в 20-30-е годы ХХ века президентом Турции Ататюрком10.
В
современном демократическом
Что касается теории социального прогресса, то классические представления о нем рассматривают его как постепенное движение человечества к все более высоким уровням цивилизации. Причем движение носит неизбежный характер, продолжается несмотря на все перипетии истории, отклонения, случайности. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех структурах общества - вот цель прогрессивного движения12.
Социальные
науки подвергли критике