Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 01:07, курсовая работа
Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.
Введение
Глава I - Социализация как социально-педагогическое явление.
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
1.6 Факторы социализации.
Выводы по первой главе
Глава II - Типы поселений, как мезофакторы социализации.
1.Сельское поселение и его особенности.
1.1 Сельский образ жизни и социализация.
2. Город, как тип поселения.
2.1 Город и социализация.
3. Малый город, как тип поселения.
3.1 Малый город и социализация.
4. Поселок, как вид поселения.
4.1 Поселок и социализация.
Выводы по второй главе
Список литературы.
Для многих поселков типичны аморальность и антисоциальное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т.е. не только не отвергаются, но и принимаются.
4.1 Поселок и социализация.
Специальные
исследования поселка как среды социализации
обнаружить трудно. В различных репрезентативных
исследованиях (например, ВЦИОМ) не выделяются
данные, полученные в поселках. Видимо,
они «топятся» в данных либо о малых городах,
либо о селах.
Для характеристики
поселка как среды социализации его жителей
довольно большой материал дают литературные
произведения, журналистские работы, а
также непосредственные наблюдения.
Поселок
как поселение и не сельское, и не городское,
а некое промежуточное, срединное, создает
специфические условия для социализации
своих жителей. Социализация поселкового
жителя происходит во взаимодействии
с системой отношений, норм, ценностей,
обычаев, традиций, которые и не сельские,
и не городские, и даже не сплав традиционных
сельских и урбанистических. Все их (нормы,
отношения и пр.) даже вряд ли можно считать
переходными от сельских к городским.
Скорее всего, в поселке человек оказывается
в рамках особого, совершенно иного срединного
образа жизни.
В поселке
нет анонимности жизнедеятельности человека.
Жизнь семьи, жизнь каждого открыта для
окружающих. Низкий культурный уровень
основной части жителей определяет и содержательную
сторону их общения, — как правило, бедного
информацией, событийного, примитивно-досугового.
Нормы поведения различных половозрастных
групп жителей достаточно единообразны.
В поселке жизнь каждого настолько зависит
от норм среды, что противопоставлять
себя им практически невозможно, поэтому
люди здесь малорефлексивны, малосклонны
к эмоционально глубоким дружеским отношениям.
Главное для них — раствориться в «стае»,
найти свою «заводь».
На основе
анализа произведений В.Маканина литературовед
Л.Аннинский дал картину уральского поселка:
«Маканин не дает "картин", но два-три
его штриха на уровне эмблемы или знака
достаточны для того, чтобы почувствовать
строй оттиснутой здесь души. За стеной
стрекочет швейная машинка сплошным, сквозным,
успокаивающим жужжанием: все идет нормально.
Таким же сплошным, сквозным, проходящим
сквозь стены лейтмотивом несется ругань.
И тоже успокаивает: ругань, ссора, даже
драки — вовсе не знак неприязни или вражды
— это знак жизнедеятельности, стабильности,
знак равновесия, знак законности этой
жизни.
Теснота,
скученность, многолюдье. Общий быт, жизнь
на виду, беззастенчивая открытость. Это
тоже форма саморегуляции: знак честности
и чистоты, знак душевной преданности
всех всем. Жизнь барака — смесь солидарности
и воинственности, стремления выбраться
из этой кучи куда-то в иную жизнь (в иное
многолюдье) и цепкой круговой взаимосвязи,
поруки. Цепкость и беспочвенность вместе:
существование держится в безвоздушном
пространстве, теснотой держится "прижатостью"
к ситуации. Теснота спасительна, безындивидуальность
надежна. "Ауры" душ смяты — идет
кучная гонка, жизнь валом, скопом, "всем
народом". Вырабатывается невиданная
способность к адаптации, умение, не удивившись,
удержаться и прижиться в любой ситуации.
Жизнь, в которой от тебя не зависит ничего,
но выпасть (и перепасть) тебе может что
угодно, надо только понимать закон ситуации,
принимать его, использовать.
В то
же время в поселках подростки и молодежь
сбиваются в собственные «стаи», противостоящие
и взрослым в своем поселке, и сверстникам
округи. Именно ребята из поселков болезненно
утрированно следуют модным веяниям, почерпнутым
либо из кино- и телесмотрения, либо из
поездок в центр города или в соседние
города.
Два полюса
притяжения — город и село, — определяя
срединный характер поселкового образа
жизни, диктуют доминанту по ведения жителей.
Здесь больше всего одобряются усредненность
поведения, усредненность стиля жизни
, усредненность человеческих характеров.
В результате поселковая социализация
продуцирует своеобразный срединный тип
человека — и не селянина, и не горожанина.
Поселок
как вид поселения предоставляет своим
жителям большие возможности, чем село,
для социальной мобильности. Если это
поселок в городе или рядом с ним — благодаря
территориальному фактору. Если поселок
иного типа — благодаря неукорененности
его жителей на земле. Но использование
этих возможностей, с одной стороны, затруднено
социально-психологической атмосферой
поселка, а с другой стороны, связано с
индивидуальными особенностями конкретного
человека — жителя поселка.
Человек
слабый так и остается «человеком барака»
— усредненным, беспочвенным, живущим
как бы в невесомости, безропотно отдающимся
потоку барачно-поселкового существования.
Человек
сильный может вывернуться из потока,
преодолеть его, как Мюнхгаузен вытащить
сам себя из болота и «стать заурядным,
средним, среднестатистическим инженером,
...занимающим какое-то там "надцатое
место в команде" начальника, отрабатывающий
это место, набирающий и теряющий очки
на невесомой шкале престижа».
Сказанное
не означает, что поселок всегда таков,
каким он описан (речь идет о тенденции,
конкретные ситуации могут быть существенно
иными), а поселковый образ жизни — фатален
для судьбы его жителей. Человек ведь не
только объект и жертва, но и субъект социализации.
Поэтому в поселках вырастали и вырастают
эффективно социализированные и даже
неординарные личности.
Выводы по второй главе.
Поселение
любого типа представляет собой среду
жизнедеятельности и социализации человека,
для которой характерны следующие параметры:
- среда окружает человека
со всех сторон, человек «погружен» в среду;
- среда многопланна:
наряду с географическими, архитектурно-планировочными,
физическими особенностями она обладает
социальными и психологическими смыслами
и символическими знаками;
- среда дает слишком
много информации — не только значимую,
но и периферийную, которая одновременно
избыточна, недостаточна и противоречива;
- среда воздействует
на человека как единое целое, она имеет
некие «нимб» и «ауру», трудно определимые,
но имеющие важные социальные, психологические
и эстетические значения;
- среда воспринимается
в тесной связи с жизнедеятельностью,
информацию о среде человек получает из
сочетания данных от всех своих органов.
Исходя
из вышесказанного, американский ученый
У. Иттель-сон выделяет у р о в н и реакции
человека на среду, которые формируются
в процессе его социализации:
- аффект, будучи результатом
эмоционального воздействия среды, определяет
ее дальнейшее восприятие человеком;
- ориентация в среде как накопление вариантов
взаимодействия с ней и поисков выхода
из проблемных ситуаций;
- категоризация, т.е. образование понятий
об окружающей среде;
- системный образ среды, возникающий, когда
причинные связи установлены и проверены,
случайные или уникальные явления выявлены
и либо отсеяны, либо «встроены» в представление
о среде, а картина среды оформлена как
сложная сеть взаимозависимостей.
Таким
образом, поселение любого вида в процессе
социализации человека выступает, как:
- материальная и социокультурная
среда, предоставляющая различные условия
для его становления и развития;
- условия, обусловливающие
возможность и меру социальной мобильности
и свободы выбора в различных сферах жизнедеятельности;
- система ситуаций,
определяющих направления и способы самоопределения
и самореализации;
-система «интерпретированного
мира», т.е. определенный тип сознания
и предел самореализации, ибо "поселение
— одна из границ личности" (Н.Н.Измоденова).
Список литературы.
Информация о работе Типы поселений - как факторы социализации личности