Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 01:07, курсовая работа
Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.
Введение
Глава I - Социализация как социально-педагогическое явление.
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
1.6 Факторы социализации.
Выводы по первой главе
Глава II - Типы поселений, как мезофакторы социализации.
1.Сельское поселение и его особенности.
1.1 Сельский образ жизни и социализация.
2. Город, как тип поселения.
2.1 Город и социализация.
3. Малый город, как тип поселения.
3.1 Малый город и социализация.
4. Поселок, как вид поселения.
4.1 Поселок и социализация.
Выводы по второй главе
Список литературы.
1.1 Сельский образ жизни и социализация.
Деревни
и села как вид поселения влияют на социализацию
своих жителей почти синкретично (нерасчлененно).
То есть практически маловероятно дифференцировать
их влияние в процессе стихийной, относительно
направляемой и относительно социально
контролируемой социализации.
Наиболее
явно это можно проследить в сельских
поселениях, типичных для Центрального
и Северо-Западного регионов России. Так,
исследования, проведенные в деревнях
Русского Севера, позволили А.С.Обухову
сделать следующие выводы. В современной
русской деревне продолжает превалировать
принцип передачи культуры через межличностные
взаимодействия («из уст в уста»), но при
этом в личностном общении и взаимодействии
происходит трансляция в первую очередь
общего, народного сознания, а не личностного,
индивидуального. Идентичность поколений
формируется и укрепляется в процессе
усвоения конкретной культуры. Превалирование
семейного, родового, общедеревенского
«мы» над индивидуальным «я» сохраняется,
что также позволяет культуре быть более
устойчивой. В системе традиционных нормативов
в деревне проявление индивидуальности
и личностной особенности не одобряется.
Осознание и выражение себя в контексте
традиционно сложившейся системы отношений
поддерживает социальную общность в стабильности.
Межпоколенные конфликты в деревнях слабо
выражены, так как они регламентируются
рамками отношений между старшими, средними
и младшими поколениями, которые задаются
традицией. В деревнях сохранение традиций
является ценностью, а их нарушение влечет
социальное осуждение.
Результатом
этого является то, что в сельских поселениях
очень силен социальный контроль поведения
человека. Поскольку жителей немного,
связи между ними достаточно тесные, постольку
все знают всех и про всех, анонимное существование
человека практически невозможно, каждый
эпизод его жизни может стать объектом
для оценки со стороны окружения.
При этом
чем меньше деревня или село, тем теснее
и всеохватнее общение старших с младшими.
В результате на селе довольно незначительны
различия в нормах поведения старших и
младших (одобряемого и неодобряемого).
Свободное время принято проводить в сельском
клубе или в другом месте, где собираются
обычно все жители или только молодежь.
В разговорах или играх могут участвовать
также дети и молодежь независимо от пола
и возраста.
Содержательно
социальный контроль во многих сельских
поселениях определяется специфической
социально-психологической атмосферой.
Для нее характерно, по мнению исследователя
современной деревни В. Г. Виноградского,
то, что причудливая хозяйственная жизнь
многих деревень порождает у их жителей
комбинацию совести и бессовестности,
«лихое воровство» и «угрюмую бережливость
и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».
Сами
сельские жители, согласно данным Г. Г.
Силласте, отмечают распространенность
таких негативных явлений, как пьянство
(92 % опрошенных), воровство (72 %), бытовое
хулиганство (43 %). В селах, расположенных
преимущественно на трассах, появились
новые беды: наркомания (отмечают 17 % опрошенных
сельских родителей и 24 % учителей), детская
беспризорность (14 и 35%), проституция (12
и 20%).
Благодаря
территориальной ограниченности, однородности
культурного уровня жителей, тесным родственным
и соседским связям все эти негативные
явления влияют на социализацию всех жителей.
Эта атмосфера определяет во многом и
социализирующую роль семьи и школы в
сельских поселениях.
Сельская
семья играет в жизни и социализации своих
членов значительно большую и несколько
иную роль, чем городская, поскольку в
ней обычно сосредоточены и труд, и отдых,
и наиболее значимые социальные связи
человека. Так, по имеющимся данным, сельские
ребята идентифицируют себя со своими
родителями значительно в большей степени,
чем городские школьники. Это, очевидно,
связано с тем, что в селе не только ограничен
круг общения, но и входящие в него люди
мало отличаются друг от друга по социально-культурным
характеристикам. Влияние семьи идет,
как правило, в том же направлении, что
и деревни (села) в целом, независимо от
социально-профессионального положения
и образовательного уровня ее членов.
Школа,
тесно интегрированная в сельскую жизнь,
влияет на воспитание подрастающих поколений
в основном в русле принятых в сельском
социуме ценностей. В жизни своих учеников
она может играть более существенную роль,
чем городская — своих (хотя содержательно
и качественно эта роль может быть весьма
примитивной). Это связано с тем, что если
она и не всегда единственный центр культурной
жизни, то почти всегда — единственное
воспитательное учреждение в поселении.
Особенно
нужно отметить, что у школьников, живущих
в маленьких деревнях, обычно возникает
своеобразное чувство «местного патриотизма»,
обособленность по отношению к ребятам
из других деревень. В школах, где учатся
дети из разных деревень, как правило,
довольно слабы контакты между учениками
в классах; гораздо важнее межвозрастные
контакты живущих в одной деревне. Более
того, нередко местные нормы предписывают
конфронтацию школьников из разных деревень,
которая периодически выливается в открытые
столкновения, конфликты, драки, когда
в полную меру действует принцип «наших
бьют!».
Особую
роль в социализации сельских жителей
играет постоянно растущее влияние города
на село. Во-первых, средства массовой
коммуникации благодаря широкому проникновению
в быт села радио, кино, телевидения демонстрируют
образцы городского образа жизни, рекламируют
предметы длительного пользования, стандарты
моды и другие элементы и черты жизни в
городе.
Влияние
города идет и в результате миграционных
процессов. В течение десятилетий ежегодно
из сел в город переезжало по нескольку
миллионов человек, но у них в селе оставались
родственники, которых они навещают, которые
ездят к ним в гости (так, на лето принимают
родственников-горожан до 70% опрошенных
ВЦИОМ селян). В последнее десятилетие
в результате распада СССР и других катаклизмов
в сельских поселениях осело, по некоторым
данным, несколько миллионов горожан.
Часть
жителей сел и деревень, расположенных
неподалеку от городов, в них работают,
хотя продолжают жить в селе и не планируют
смены места жительства. Влияние идет
и через сельскую молодежь, уехавшую на
учебу или работу в близлежащие города,
но на выходные и праздники приезжающую
домой.
Все это
влияет на социально-психологическую
атмосферу села, сказывается на формировании
жизненных стандартов и устремлений сельских
детей, подростков, юношей, девушек, а также
и взрослых, на их кругозоре, нормах, ценностях.
Происходит определенная переакцентировка
ценностей жизни между реальными ценностями,
доступными для реализации в условиях
села, и ценностями, свойственными собственно
городу, которые могут быть для сельского
жителя лишь ценностью-эталоном, ценностью-мечтой,
а могут стать и становятся стимулом для
переезда в город.
В современных
сельских поселениях под влиянием тех
условий социализации, о которых шла речь
выше, условно говоря, формируются два
типа личности (Р.В.Рывкина):
-личность,
ориентированная на сельский образ жизни
и имеющая положительное отношение к деревне.
Очевидно, к этому типу можно отнести тех,
кто на вопрос «если бы можно было выбрать,
где бы вы предпочли жить?» отвечают «в
деревне» (таковых 62% опрошенных ВЦИОМ
в 1996 г.), и уж наверняка тех, кто хочет,
чтобы их дети жили в деревне (28 %);
- личность,
урбанистически ориентированная, с отрицательным
отношением к деревне и сельскому образу
жизни. Это те, кто при возможности предпочел
бы жить в городе (в основном в небольшом
— 22 % и лишь 8 % — в крупном), а также те,
кто хотел бы, чтобы их дети жили в городе
(и опять в основном в небольшом — 29 % и
лишь 15 % — в крупном).
Весьма
интересные изменения могут произойти
в процессе социализации сельских жителей
в связи с распространением частной собственности
на землю.
2. Город, как тип поселения.
Город - тип поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.
Города различаются между собой по ряду параметров.
По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).
По преобладающим
функциям: промышленные (Череповец,
Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные
(Кострома, Волгоград); административно-культурно-
По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.
По длительности существования: древние (более 500 лет) - Новгород Великий, Великий Устюг; старые - Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) - Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.
По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения): «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцированные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).
По стабильности населения - соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.
Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.
Современный город объективно - средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город - средоточие информации, потенциально доступной его жителям.
В то же время город - средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.
Город характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города): преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;
небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);
высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;
многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;
неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;
слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.
Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.
2.1 Город и социализация.
Влияние
города на человека имеет не только явный
характер (образ и стиль жиз ни горожанина, уровень
и сферы притязаний, аспекты или направления
и способы самореализации и т.д.), но и весьма
глубинные, во многом еще не изученные
последствия.
Экологические условия, в которых живут горожане,
нередко негативно сказываются на их здоровье.
Так, например, население городов Московской
области страдает от различных заболеваний
намного чаще, чем население сельских
районов: болезни нервной системы регистрируются
у горожан в 2,5 — 3 раза чаще, болезни эндокринной
системы — в 2 раза чаще, злокачественные
новообразования у взрослых — в 3 раза,
болезни кожи — в 4 раза, врожденные пороки
— в 2 раза чаще, чем у жителей села. И подобная
ситуация типична для многих регионов
России, а в некоторых регионах она еще
более неблагоприятная .
Исследования
показывают, что влияние города на развитие
человека специфично и на психофизиологическом
уровне. Так, длительное воздействие городских шумов вызывает изменение
функционального состояния не только
со стороны органа слуха, но и всего организма
в целом. Особое значение имеют нарушения
в подвижности нервных процессов (т.е.
в чередовании процессов возбуждения
и торможения в коре головного мозга),
изменения условно-рефлекторной деятельности
и регуляции вегетативной нервной системы.
Все разнообразие
расстройств, возникающих под влиянием
совокупности производственного, транспортного,
жилищно-бытового шума, ученые объединили
в симптомокомплекс шумовой болезни.
Этот
симптомокомплекс, как показали эксперименты,
влияет на поведение горожан. В Нью-Хемпшире
(СШ) на группу людей воздействовали очень
сильным шумом по их меркам (тарахтение
сенокосилки). В это время мимо проходил
человек с загипсованной рукой и «терял»
на тротуар бумаги. Лишь 1 % прохожих помогали
ему собрать их. А на тихой улице таких
было — 80 %. В Голландии «турист» растерянно
изучал карту города — на шумной улице
было намного меньше желающих ему помочь,
чем на тихой. Из этого был сделан вывод,
что шум значительно снижает социальную
мотивацию действий человека, желание
помочь, нарушает отношения между людьми.
Негативное
влияние на человека оказывает и так называемый стресс перенаселенности, т.е. постоянное нарушение
чувства «личного пространства» — минимум
жизненного пространства у индивида в
городе (понятие ввел Э.Халл) и нарушение
«приватности» (понятие, введенное А.Альтманом),
которая необходима для удовлетворения
базовых потребностей человека в уединении,
в возможности контроля над средой своего
обитания. Стресс перенаселенности ведет
к повышенной нервной возбудимости горожан,
способствует появлению саморазрушительного
поведения.
Архитектурно-планировочные
особенности различных городов
и различных районов одного города оказывают
существенное влияние на восприятие детьми
окружающей среды. Это очень наглядно
показало исследование, проведенное В.Л.Глазычевым
и его сотрудниками в среднем городе Тихвин,
неподалеку от Санкт-Петербурга. В двух
школах, одна из которых расположена на
грани между старой и новой частями города,
а другая — в глубине нового района, третьеклассники
получили домашнее задание — нарисовать
картинку на тему «Мой город». Вот как
анализирует В. Л. Глазычев работы детей.
«Результат — около
70 листов на стандартной школьной тетрадке
для рисования — потряс воображение.
Две стопки
листов — это два образа мира, две модели.
Листы, относящиеся к старому городу, сделанные
талантливо или бесталанно, тонко или
примитивно, говорили о богатстве окружающей
действительности. На этих листах непременно
присутствует монастырь, видимый снизу
или сверху, видимый только как главы над
крышами домов или с большого расстояния.
На этих листах можно увидеть камни, выпавшие
из стен монастыря, правильно указанное
число шатров на звонницах. На этих листах
правильно отражен масштаб. Среди них
есть много рисунков, нормальных для детей
10—11 лет, когда герои — сами дети или их
родители — сопоставимы с домами или больше
этих домов, потому что они важнее.
В листах
второй пачки ничего подобного увидеть
нельзя. Здесь точно известно, что дома
гораздо больше, чем люди, и изображенные
люди превращаются в букашек. Точно известно,
что земля "пуста", и поэтому на рисунках
огромную роль играет пустынное небо и
преимущественно изображенная темным
пустая земля, на которой выделяются лишь
как абстрактные геометрические знаки
детские, так называемые игровые площадки,
сведенные к квадрату, кругу, треугольнику
и т.п.
Бедность
этого мира вызывает удушье, и поэтому,
наверное, почти всюду детская душа стремится
компенсировать нищету решетчатого, повторного,
бесконечного фасада, то расставляя в
окнах бесконечное количество горшков
с цветами, то заставляя жильцов высовываться
из этих окон и тем самым расцвечивать
фасад, то в одном случае даже за счет цветных
шариков, которые оказались привязанными
к форточкам чуть ли не всех окон в доме.
Очень
интересный опыт. И самое любопытное, что
из рисунков первой группы, созданных
на краю старого города, можно легко было
выделить особую пачку — это изображения
границ двух миров, это изображение переходной
зоны, когда слева простирается плотная,
интересная, с заборами, деревьями, домами,
собаками, машинами жилая застройка. Далее
следует огромная пауза там, где протекает
ручей, и, наконец, на горизонте возникает
образ этакого небесного Иерусалима, который
чарующ за счет своей дальности, отчужденности,
странности. Почему-то он почти всегда
золотистого цвета. Это другая планета,
и с такого расстояния она кажется даже
любопытной».
Этот
эксперимент, а также другие данные свидетельствуют
о том, что части города, богатые разнородными
деталями, способствуют формированию
у человека чувства идентичности с ними.
Это в первую очередь относится к историческим
частям города.
Именно
они дают человеку то, чего нет в районах,
созданных индустриальным способом, —
сложную систему символов, свидетельствующую
о комплексности человеческой жизни и
социальных процессов. Исторические части
города включают индивида в более широкую
систему общественного бытия, поддерживают
социальное единство людей, сглаживают
противоречия между ними и помогают преодолевать
благодаря своей цельности естественную
индивидуальную разделенность. И наоборот,
новые районы воспринимаются как обыденность,
монотонность, что усиливает чувство анонимности
и отчужденности (М.Черноушек).
Видеоэкологи
считают опасными гомогенные и агрессивные
визуальные поля. Первые — это голые стены,
стеклянные витрины, глухие заборы, однотонные
полотна ткани. Вторые — всевозможные
поверхности, испещренные одинаковыми,
равномерно расположенными элементами,
от которых рябит в глазах. От них человек
быстрее утомляется, начинает испытывать
чувство смятения, дискомфорта (В.Филин).
Важнейший
эффект социализации человека под влиянием
города, городского образа жизни — мобильность. Мобильность может
быть рассмотрена как постоянная потребность
в новой информации, как реакция на разнообразие
стимуляторов, которые содержит город,
как склонность (но не обязательно как
подготовленность и стремление) к изменениям
себя и своей жизни (места работы или проживания,
характера досуга, социальной группы,
вкусов и т.д.).
Город
(средний и более крупные) резко увеличивает
мобильность людей уже потому, что за единицу
времени человек в городе получает довольно
большой объем впечатлений, различного
рода информации. Носителями информации
являются и архитектура, и планировка,
и транспорт, и реклама, и поток людей,
и люди индивидуально, и учреждения, организации,
очаги культуры и т.д. Мобильность, которой
обладают жители города, делает их потенциальными
потребителями любой информации, идущей
из этих источников.
В городе
в течение дня человек сталкивается с
огромным количеством людей. Если в селе
за день может быть несколько десятков
встреч, то в городе-гиганте и в мегаполисе
число контактов достигает десяти тысяч
(А. Баранов). Силой своей фантазии он невольно
продолжает и завершает многие мимолетные
встречи, фиксирует такое количество мелких
и незначительных проявлений, что в конце
концов накапливает огромный материал,
который позволяет ему лучше ориентироваться
в окружающей действительности. Все это
может культивировать в людях способности
к восприятию, созерцанию, наблюдению
со стороны, интерес к чужой жизни как
к возможному варианту или антиварианту
своей. Но может иметь и обратный эффект.
Для социализации
горожанина основное значение имеет то,
что город создает условия для социальной
мобильности, как горизонтальной (изменения
видов занятий и групп членства в рамках
одного социального слоя), так и вертикальной
(переходы из одного социального слоя
в другой — вверх или вниз по социальной
лестнице).
Мобильность
способствует тому, что, по данным английских
исследователей, житель города по сравнению
с сельским жителем более подготовлен
к использованию новых форм и способов
деятельности и познания, более осторожен
и искусен в общении с незнакомыми, более
пунктуален и вообще лучше осознает значение
времени, более подготовлен к неожиданностям
в повседневных контактах, быстрее соображает,
лучше ориентируется в окружающей действительности,
склонен к риску и нестандартным ответам
на вызовы жизни. В то же время он менее
привязан к традициям, семье, у него меньше
связей с соседями, они менее прочны и
т.д.
Мобильность
во многом определяет большие или меньшие
готовность, подготовленность и стремление
горожанина осуществлять выбор на протяжении
всей жизни, проявляя при этом субъект-ность
и субъективность, более или менее осознанно
оценивать имеющиеся у него альтернативы,
самоопределяясь по отношению к ним.
Город
как средоточие культуры и контркультуры,
как средоточие просоциальных, асоциальных
и антисоциальных альтернатив, городской
образ жизни в целом предоставляют каждому
жителю огромный ряд самых различных
альтернатив. Это создает потенциальные
возможности для индивидуального выбора
в различных сферах жизнедеятельности.
Отметим лишь некоторые
из них.
Город предоставляет
огромное количество альтернатив, будучи
своеобразным «узлом» информации и информационным
полем. И дело не только в том, что в нем
сосредоточены культурно-просветительные,
коммерческие, информационные и другие
организации. В городе человек взаимодействует
и общается с большим количеством реальных
партнеров, а также имеет возможность
искать взаимодействие, приятелей, друзей,
любимых среди еще большего количества
потенциальных партнеров. В то же время
эти возможности используются довольно
ограниченно. Есть данные о том, что только
треть всех возможных контактов в сети
взаимодействий между близкими знакомыми
реализуются в практике общения.
В средних
и более крупных городах человек с детства
(и чем старше он становится, тем в большей
мере) последовательно и одновременно
является членом многих организаций
и групп. Причем территориально
между собой и не связанных: места жительства,
учебы, работы, проведения досуга, занятий
любимым делом могут довольно далеко отстоять
друг от друга. Как правило, не складываются
и тесные функциональные связи между организациями
и группами, в которые входит человек.
Фактически
человек может одновременно жить как бы
в нескольких «социальных мирах». Например,
у школьника дома родители — служащие,
товарищи в классе — в основном дети рабочих,
а в спортивной секции — дети военнослужащих,
в научном кружке — контакты со студентами,
в компании на улице — с работающими и
учащимися в ПТУ и т.д.
Каждый
из этих «социальных миров» имеет свои
особенности, интересы, взгляды, нормы
поведения и нормы отношения к окружающему.
В каждом из этих «миров» складывается
свой кодекс требований, свои стандарты
жизни и общения. В то же время знание о
наличии многих «миров», знакомство с
частью из них значительно расширяет общекультурный
и социальный кругозор человека, хотя
и совсем не обязательно в позитивном
направлении.
Все это
создает возможности для значительной личностной автономии, ибо связи и преемственность
между различными группами, как правило,
иллюзорны.
Социально-культурная
дифференциация городского населения,
с одной стороны, а с другой — довольно
тесное территориальное соседство представителей
различных социальных и профессиональных
слоев приводят к тому, что горожанин не
только видит и знает различные стили
жизни и ценностные устремления, но и имеет
возможность «примерять» их к себе.
В целом
роль города в социализации детей, подростков,
юношей, девушек, взрослых связана с тем,
что он предоставляет каждому потенциально
широкие возможности выбора кругов общения,
системы ценностей, стиля жизни, а следовательно,
и возможностей самореализации и самоутверждения.
Другое
дело, что в зависимости от района, в котором
живет человек, эти возможности существенно
различны. В зависимости от социально-культурных,
половозрастных и индивидуальных особенностей
человека существенно различается и то,
как он использует предоставленные городом
возможности.
3. Малый город, как тип поселения.
Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.
Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.
Обычно малый город в отличие от средних, крупных и др. имеет одну или две преобладающие экономические функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, рекреационную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей.
В малом городе население профессионально дифференцирование, что связано с наличием в нем нескольких организаций разного типа - промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.
Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней - с другой.
Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все знают всех и про всех, в которой практически невозможна анонимность. Жители малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А.И. Пригожин).
Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни.
Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется:
в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную (как правило, это синоним выгодной) профессию;
в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;
в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию;
в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;
в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах.
3.1 Малый город и социализация.
Влияние
малого города на социализацию, определяемое его историей,
функциями и социально-психологическим
климатом, отличается от влияний деревни
и более крупных городов.
И.З.Заринский
называет образ жизни малого города «полугородской»
культурой и определяет специфику его
влияния на жителей противоречивым пониманием
пространства и времени. Он считает, что
в условиях «полугородской» культуры
появляется особое маргинальное сознание,
в котором сосуществуют атрибуты сознания
горожанина и сельского жителя.
В этом
сознании время тяготеет к цикличности,
поскольку распорядок жизни существенно
зависит от циклов работ, например на приусадебном
участке. Но при этом оно остается линейным
и дискретным, так как связано со сложно
структурированной жизнью промышленного
предприятия. Пространство «полугородской»
культуры центрично, как в деревне, но
в то же время оно и «соотносительно»,
так как включено в систему взаимодействия
с общественными пространствами улиц,
площадей и многоэтажных домов.
Личность,
с одной стороны, индивидуализирована,
ибо поставлена перед необходимостью
проявления осознанных усилий (городской
образ жизни), с другой — деиндивидуализиро-вана,
поскольку подчинена специфическим для
деревни формам социального контроля.
На основании этого И.З.Заринский делает
вывод о том, что ценностная структура
«полугородской» культуры являет собой
арену борьбы взаимоисключающих ценностей.
В то
же время, как показало исследование В.
С. Магуна, сегодня нет принципиальных
различий между притязаниями (в сферах
карьеры, заработка, богатства — квартира,
дача, машина) молодых людей, живущих в
столице, в областном центре или даже в
райцентре при условии, что они уже проучились
в школе до одиннадцатого класса. Их объединяет
общее информационное и «товарное» пространство,
общее или близкое содержание образования,
общая приверженность выбору долговременной
образовательной стратегии.
Все это,
однако, не исключает некоторого «запаздывания»
происходящих изменений в малых городах
по сравнению с более крупными, что по-своему
сказывается в процессе социализации
их жителей.
Так,
можно констатировать, что в отличие от
более крупных в малых городах большую
роль в жизни их жителей играет влияние
авторитетов как макроуровня (власти,
ТУ и т.п.), так и микроуровня (уважаемых
жителей).
Для детей, подростков,
юношей и девушек сохраняется значение
авторитета родителей и значимость родственных
отношений.
Так,
по данным И.В.Кулешовой, 51 % учащихся г.
Конаково Тверской области считают одной
из основных ценностей общение с родителями.
А 56 % подростков и старшеклассников г.
Дан-кова Липецкой области положительно
относятся к пребыванию в гостях у родственников
и знакомых семьи и к совместному с ними
проведению досуга (М. В. Никитский).
У подрастающих
поколений малых городов фиксируются
две стратегии определения индивидуального
будущего (С. В. Горохов): первый тип — «оседлый»,
т.е. выбор востребованных в городе профессий,
стремление рано выйти замуж; второй —
«эмигрантский», т.е. стремление уехать
в более крупные города на учебу или даже
без определенных планов.
В общем
виде социализация в малом городе имеет
следующие отличия от социализации в сельских
поселениях и более крупных городах.
В малом
городе по сравнению с деревней больше
возможностей для:
- образовательного
и профессионального выбора; -разнообразия
занятий в свободное время;
- потребления духовных
ценностей;
- социального творчества,
самореализации, самоутверждения (М. В.
Никитский).
По сравнению
с более крупными городами в малом городе
меньше стимулов, влияющих на мобильность
его жителей, и меньше вариантов для осуществления
выбора в различных сферах.
4. Поселок, как вид поселения.
Поселок - это специфический для России (а также ряда республик бывшего СССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.
Это общее определение охватывает различные типы поселков:
рабочие - при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;
переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;
вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий;
пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;
поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками).
Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жизни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека.
В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сельских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.
Два полюса притяжения - город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.
Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каждой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каждого, не считающего нужным «озираться» на мнение окружающих, если речь идет о собственном благополучии.
В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически невозможно. Поэтому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоционально глубоким дружеским отношениям. Главное для подростков - раствориться в «стае», найти свою «заводь». Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения - как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией общекультурного характера.
Информация о работе Типы поселений - как факторы социализации личности