Теория "здорового общества" Э. Фромма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы связана с тем, что современное общество подвергнуто многим социальным патологиям в гораздо большей степени, нежели общество пятнадцатилетней давности. Об этом свидетельствуют сообщения средств массовой информации и данные социологических исследований.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.68 Кб (Скачать)

         Империалистические государства XX века, пользуясь демократической риторикой, стали усиленно навязывать свою волю другим народам, устанавливать порядки, чуждые культурным традициям отдельных регионов. Повсеместно проявил себя феномен управляемой демократии, создавший иллюзии народного волеизъявления. Оправдались давние предостережения проницательных европейских мыслителей, в том числе и классиков марксизма, об исторической ограниченности буржуазной демократии как политического режима.   
         Потребность в разработке идей Э. Фромма, соотнесения их с современной социально-политической практикой продиктована также серьезными противоречиями и контрастами гуманизма как системы взглядов. Культ человека, обожествление человеческой природы, навязчивая манифестация человеческих прав и интересов и одновременное игнорирование коллективистских достояний, надличностных императивов превратили гуманизм в популистскую идеологию, утратившую свою проблемность.

Следует также отметить, что современный человек все еще охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам - или потерять ее, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат. 29

Однако некоторые идеи Фромма о  «здоровом обществе» нашли свое отражение в современном обществе. В частности в настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений.

Раньше безусловными ориентирами  образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность  к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более  ориентируется на создание таких  технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Что и рекомендовал Фромм для оздоровления общества. 
          Политические взгляды Эриха Фромма могут вызвать ряд вопросов и критических замечаний. Наверняка многие из них будут существенными и важными. Но не нужно забывать, в какой исторический период он излагал свои идеи. Он смотрел на политическую систему вообще сквозь призму политической системы США. Более того, в его работах часто говорится именно о США конца ХХ в., т. е. об очень сильном, крупном государстве с чрезвычайно развитой экономической системой и весьма мощной армией. Кроме того, эта держава обладала (и обладает) ядерным оружием. Наконец, речь шла о периоде «холодной войны».

Да, Фромм наш современник. Но вот прошло менее двух десятилетий, как он ушел из жизни, и уже сегодня  можно сказать, что, Фромм демонстрирует некую временную ограниченность. Многое из того, что казалось бесспорным Фромму, сегодня кажется далеко не очевидным. Фромм неоднократно повторял, что истина спасает и лечит. Это древняя мудрость. Мысль о спасительности истины оказывается общей для иудаизма и христианства, для Сократа и Спинозы, Гегеля и Маркса.

Огромные перемены, происходящие в стране, казалось бы, должны вернуть  нам благоразумие, трезвость рассудка, идейную незаангажированность. Можно  было бы ожидать, что распад моноидеологии  приведет повсеместно к утверждению  свободной мысли. Между тем нет  сейчас более расхожего слова, нежели «миф». Им обозначают не только прежнюю идеологизированы ость сознания. С мифом связывают и нынешнюю иллюзорность многих социальных проектов. Одним и тем же знаком метят сторонников рынка и тех, кто испытывает ностальгию по социализму, западников и славянофилов, приверженцев русской идеи и поклонников глобализма, провозвестников личности и державников, демократов и монархистов.30

В первую очередь нужно  отметить, что в современном обществе существует ряд элементов, без которых  оно не сможет существовать. Это: 
1. сформировавшаяся ближе к концу ХХ в. в правительстве и деловом мире крупномасштабная централизованная организация. В недалеком будущем все виды целесообразной деятельности будут осуществляться централизованными организованными сообществами, группами; 
2. как следствие централизации — широко разветвленное планирование внутри каждой из подобных систем; 
3. кибернетизация, т. е. главным теоретическим и практическим принципом контроля выступают кибернетика и автоматика. 
          Но главным и определяющим элементом любой социальной системы всегда был и будет человек. Именно он будет определять дальнейшие пути развития общества. Собственно говоря, таких путей не так уж и много — всего три. 
         Первый путь — продолжать общественное развитие в том же направлении. Но подобный путь способен привести к очень серьезным нарушениям целостной системы. Среди возможных последствий такого пути развития Фромм называет термоядерную войну и «серьезную человеческую патологию». 
         Второй путь — насильственное изменение первого пути. Это приведет к разрушению всей существующей системы, к насилию и диктатуре. 
         Третий путь — гуманизация существующей системы. Система должна способствовать развитию человека, его благополучию, «движению его жизни». Другой безусловный плюс этого пути — сохранение и сбережение всех научно-технических достижений второй промышленной революции.31

         Далее, Фромм никогда не ставил  перед собой такой задачи, как  создание модели идеального государства.  В его работах часто можно  встретить такого рода обращения:  «И вновь хочу попросить читателя  рассматривать следующие предложения  как иллюстрации желательных  возможностей, а не как точно  определенные цели и методы»32. Все идеи мыслителя направлены на то, чтобы заставить нас задуматься, в каком направлении развивается наше общество, его политическая и экономическая системы, в каком обществе и при какой системе будут жить наши дети и все последующие поколения.

Еще в конце 70-х годов  Э. Фромм говорил о возможности  создания информационного империализма. Информация на самом деле может стать  средством информационного давления и господства. Все чаще пишут о  том, что наука не знает, как отразятся  на человеке новые технологии. Философы предостерегают против политического  диктата. Новейшие политические технологии, вооруженные средствами информатики, могут уверенно формировать общественное мнение, манипулировать общественным сознанием. Господство информационных технологий способно решительно изменить всю общественную жизнь. 
             Многие из его идей могут показаться утопиями. Но по крайней мере в одном он, несомненно, прав. Человечество достигло такого уровня военного и промышленного развития, что способно практически за одну минуту уничтожить самое себя. У нас нет иного выбора, кроме поиска компромиссов и путей к взаимному общению. Условно говоря, «мы вынуждены любить друг друга, чтобы выжить». И здесь автор напоминает нам, что «ядром» любого сообщества, основой любого государства и любой политической системы является человек. Он совершенно один в этом «технологическом» обществе, и вместе с тем именно он определяет его развитие. Только человек, а точнее, сообщество людей способны изменить этот мир и спасти самое себя от катастрофы. «Человек добился свободы от церковных и светских властей, его единственными судьями стали разум и совесть; однако он испугался только что завоеванной ими свободы. Он добился “свободы от”, но не достиг “свободы для”, т. е. свободы быть самим собой, быть продуктивным и полностью пробудиться. Поэтому он пустился в бегство от свободы. А его собственные достижения, его господство над природой открыли ему пути этого бегства».33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эрих Фромм (Fromm)  (1900-1980)  немецко-американский  философ,  психолог  и социолог, один из ведущих  представителей  неофрейдизма.  Его идеи оказали влияние на развитие социологии, психологии, современной этики и политической философии.34

Социальное учение Э. Фромма послужило заметным вкладом в  область изучения социальных патологий  в рамках социологического знания.

Социально-психологическое  учение Э. Фромма стало мощным импульсом  для развития не только социологии как науки, но и всей современной  западной интеллектуальной культуры. Наряду с теоретическим влиянием и значением, оно сыграла и  практическую роль в активизации  молодежных движений конца 1960-х годов, убеждая новое поколение в  бесперспективности капиталистического общества, в котором оно жило, и тем самым заставляя задуматься над изменением социального характера  и этого поколения, и общества в целом.

Главной причиной нездорового  общества Э. Фромм считал отчуждение, отчужденного человека, который воспринимает мир пассивно, разорвано.

Вытеснение потребностей в продуктивности приводит к невозможности  выработать социальный характер, который  бы способствовал удовлетворению творческих способностей человека.

Фромм описал три механизма  психологической защиты: это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Также он выделил четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный и занимался их изучением.

Приложив значительные усилия для осознания и развенчания  ряда опасных социальных иллюзий, Э. Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противоречиями самой индустриальной системы. Цивилизация оказалась на грани самоуничтожения. Осуществляя поиск новых альтернатив планетарной катастрофе, Э. Фромм пришел к мысли о том, что обязательным условием физического выживания рода человеческого является создание нового человека и нового общества, соответствующего потребностям «неотчужденного и ориентированного на бытие индивида».

Как мыслитель  и гуманист Э. Фромм не мог остаться чуждым проблемам кризиса современного общества и предложил концепцию  построения здорового общества.

Э. Фромм разработал довольно подробную программу изменения человека и общества. Согласно данному проекту в общих чертах спасение человечества от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и политики, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену бюрократического способа управления гуманистическим.

Современное общество несколько  отличается от модели нормального, здорового  общества Эриха Фромма. Нужно отметить, что современный человек все  еще беспокоен и склонен отдать свою свободу различным диктаторам или вовсе потерять ее.

К сожалению, большинство  теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они не доступны эмпирическому  изучению. Изучение клинических случаев  и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем  не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Функ Р. Эрих Фромм. Страницы документальной биографии. М., 1991.

2. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 608 с.

3. Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук Алексеева А.П. - М.: "Проспект", 1998. - 400 с.

4. Кравченко С. А. Социология: учебник. – М., 2005.

5. Осипов Г. В. История социологии в Западной Европе и США: учебник. – М.: Норма – Инфра, 1999. – 576с.

6. Бeккeр Г. Девиантность как следствие «наклеивания ярлыков» / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Ком, 1998. (Серия «Мастера психологии»). – 608 с.

8. Фромм. Э. Избавление от иллюзий.//Э.Фромм. Революция надежды. Избавление от иллюзий. М., Айрис Пресс, 2005.

 9. Фромм. Э.Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996.

 10. Фромм. Э. Кризис психоанализа. Спб., 2000.

11. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер с англ./ Д.Н. Дудинский. - Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 272 с.

12. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М: АСТ: Транзиткнига, 2005.

13. Фромм Э. Иметь или быть? М., Прогресс, 1990,

14. Фромм Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. М.: Юристъ, 1995.

15. Фромм. Э.  Забытый язык.//Э.Фромм. Душа человека. М., Республика, 1992,

16. Фромм Э. Иметь или быть? Минск: Издатель В.П. Ильин, 1997.

17. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма// Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. Март.

Информация о работе Теория "здорового общества" Э. Фромма