Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:52, курсовая работа
Актуальность проблемы связана с тем, что современное общество подвергнуто многим социальным патологиям в гораздо большей степени, нежели общество пятнадцатилетней давности. Об этом свидетельствуют сообщения средств массовой информации и данные социологических исследований.
В своей последней книге «Иметь или быть» (1976) Э.Фромм пришел к выводу, что бытие и обладание являются двумя основными способами существования человека, различие между которыми, так же как и различие между любовью к жизни и любовью к смерти, представляет собой коренную проблему человеческого существования.
После своего переезда в Нью-Йорк в 1934 году Э.Фромм продолжил свою работу в Институте социальных исследований. Однако социально-психологическая концепция Э.Фромма и его критика теории З.Фрейда не получили там одобрения, и в 1938 году, когда Адорно вернулся в Институт и стал его полноправным сотрудником, он был вынужден из него уйти.
С середины 1930-х Э.Фромм входил в кружок психоаналитиков, занимавшихся ревизией психоанализа.
В 1949 г. переехал в Мексику, но это не привело к прекращению деятельности Э.Фромма в США, где он проводил занятия и читал лекции в ряде институтов и университетов. В это время на первый план для Э.Фромма вышли социальные проблемы американского общества, которые он пытался решить путем соединения фрейдистской психологии и неомарксистской социологии, развивая социально-критическую антропологическую теорию и концепцию утопического «коммунитарного социализма». С опубликованием в 1955 году книги «Здоровое общество» Э.Фромм вступил на политическую арену американского общества.
В эти годы он пришел к твердому убеждению в том, что если в обществе не произойдут кардинальные перемены, оно придет к неминуемой гибели. В Мексике Э.Фромм 25 лет занимаясь развитием психоанализа, а в США он выступал как социальный критик и социальный политик.
Начиная с 1955 года, Э.Фромм
занимался обширной общественно-политической
деятельностью. Помимо статей и книг,
в неё входила публикация открытых
писем с изложением своей позиции
по актуальным политическим проблемам,
а также организация
С 1951 года Э.Фромм занял пост внештатного профессора на медицинском факультете Мексиканского университета с целью подготовки «Мексиканской группы по исследованию психоанализа». После первого выпуска психоаналитических курсов в 1956 году, Э.Фромм стал инициатором основания Мексиканского психоаналитического общества.
Свою последнюю книгу «Иметь или Быть» (1976) он написал в Швейчарии. В ней содержался эмпирический психологический и социальный анализ двух способов существования.
Под бытием Э.Фромм понимал
такой способ существования, при
котором человек не имеет ничего,
но продуктивно использует свои способности,
находясь в единении со всем миром.
В то время как при ориентации
на обладание, которая свойственна
западному индустриальному
Книга Э.Фромма «Иметь
или Быть» (1976) стала его завещанием
человечеству. В ночь на 18 марта
1980 года, за пять дней до своего
80-летия, Э.Фромм умер от
1.2. Природа и формы социальных патологий
Понятие темы «здорового общества» предполагает, что общество также может быть «нездоровым». Фромм поясняет это такими примерами: «Мы живём в такой экономической системе, где слишком высокий урожай зачастую оказывается экономическим бедствием, и мы ограничиваем продуктивность сельского хозяйства в целях "стабилизации рынка", хотя миллионы людей остро нуждаются в тех самых продуктах, производство которых мы ограничиваем».12 «Более 90% населения у нас грамотны. Радио, телевидение, кино и ежедневные газеты доступны всем. Однако вместо того, чтобы знакомить нас с лучшими литературными и музыкальными произведениями прошлого и настоящего, средства массовой информации, в дополнение к рекламе, забивают людям головы самым низкопробным вздором... Любое предложение о том, чтобы правительство финансировало производство кинофильмов и радиопрограмм, просвещающих и развивающих людей, ...вызвало бы возмущение и осуждение во имя свободы и идеалов» 13.
Сущностное различие между
здоровьем и нездоровьем общества и индивида
заключено, по Э. Фромму, в самой сути человеческого
существования. Гуманистический идеал
«здорового общества» Э. Фромм противопоставляет
существующей социальной реальности,
выделяя две линии патогенеза: социально-экономическая
среда определяет социальный характер,
а патологический характер закономерно
обусловливает патологичность общества.
Основным механизмом формирования больного
общества является отчуждение — человек
в своем освоении мира не осознает себя
в качестве первоисточника, как творца;
мир воспринимается пассивно, разорвано,
в отрыве субъекта от объекта. Американский
философ отмечал, что отчужденный человек
не только чужд другим людям, но лишен
человечности как в естественном, природном,
так и в духовном смысле.
Такое отчуждение от человеческой сущности
ведет к экзистенциальному эгоизму и формулируется
как превращение человека в средство своего
индивидуального существования. В процессе
отчуждения человек в известном смысле
лишается даже своего тела и окружающей
его природы, а также своего духовного
"Я", себя самого как человеческого
существа.
Фромм был в числе первых исследователей,
обратившихся к диагностике тоталитарного
общества, причем не только нацистского,
но и казарменно-социалистического.1
Примером патологического
общества являются нацистское или сталинисткое
общество. Хотя эти общества по-своему
обеспечили индивидам убежище и
безопасность, они создали условия
для высшей степени отчуждения, утвердили
авторитарное идолопоклонство, вынудили
людей бежать от свободы. Общей чертой
патологических обществ является отсутствие
веры в разумные, творческие действия
людей, которая была замещена верой
в идолов - вождя, государство, отечество.
История возникновения
Фромм не принял фрейдовский постулат о неизбежности конфликта между обществом и природой человека, который фактически означал защиту современного общества. Он не согласен со взглядами Фрейда, который полагал, что общественная патология возникает при особо сильном подавлении либидонозных влечений, при вытеснении иррациональных страстей – если конфликт с либидо не может разрешиться нормально, то возникают симптомы неврозов, которые в тяжелых случаях перерастают в патологию. По его мнению, это односторонний подход к проблеме. С точки зрения гуманистического психоанализа, причины возникновения социальной патологии кроются в вытесненных потребностях в продуктивности, что приводит к неспособности выработать такой социальный характер, который был бы ориентирован на реализацию творческих сил человека, на внутреннее единение человека с другими людьми. Вместо этого фундаментальной посылкой патологического общества становится неограниченное потребление как цель жизни, жажда обладания, которые неизбежно воспроизводит эгоизм и алчность. Жажда обладания ведет к социальной напряженности и конфликтам. Эгоизм, порождаемый таким обществом, замечает Фромм, заставляет её лидеров ставить личный успех выше общественного долга: «Никого больше не шокирует то, что ведущие политические деятели и представители деловых кругов принимают решения, которые служат их личной выгоде, но вредны и опасны для общества»16.
Зачастую возникновение
патологического общества начинается
с того, что экономические или
политические программы, декларирующие
самые гуманные цели, не учитывают
собственно человеческий фактор и вступают
в конфликт с потребностями человеческой
природы. Так, советское общество времен
сталинизма доказало, что экономика
может успешно развиваться с
точки зрения производства определенных
производительных сил, однако это само
по себе не ведет к возникновению
строя, который был бы адекватен
человеческой природе. Умаление и забвение
человеческого фактора, отмечает Фромм,
привело к тому, что хотя рассудок
людей продолжал прекрасно
В 60-х годах Э.Фромм обнаружил некрофильную ориентацию характера. Некрофилию он определял как страсть к разрушению ради разрушения, как страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей, а также как исключительный интерес ко всему механическому (небиологическому). Стремление к жизни и склонность к деструкции связаны обратной зависимостью. Чем полнее реализуется жизнь, тем слабее разрушительные тенденции.
Фроммовский психоанализ
основан на наблюдении индивидов и
последующем переносе полученных результатов
на социальные группы. Более того, для
этого необходимым является изучение
явлений, наблюдаемых у невротиков, так
как, по Фромму, эти явления не отличаются
в принципе от явлений, наблюдаемых у нормальных
людей, только протекают они более остро.
Нормальный человек у Фромма - человек,
способный играть социальную роль, отведенную
ему в обществе и
способный принимать участие в воспроизводстве
общества, то есть способный создать семью.
Общество не может быть невротическим
в смысле невыполнения индивидами своих
социальных функций, оно бы попросту не
смогло существовать, другое дело – невротичность
общества с точки зрения человеческих
ценностей. Психологические механизмы,
рассматриваемые Фроммом, есть механизмы
бегства от свободы, возникающие из неуверенности
изолированного индивида. Такая ситуация
складывается, как правило, в обществах,
неблагоприятных для человеческого счастья
и самореализации.17
Фромм описал три типичных
невротических механизма «
Фромм описывает
четыре исторически возникших типа непродуктивной
ориентации характера: рецептивный, эксплуататорский,
накопительский и рыночный.
Исследуя тоталитарные режимы (главным образом — на примере нацистской Германии), Фромм видит в них механизм бегства от свободы в виде подчинения человеком своей воли внешнему авторитету — партии, державе, «закону и порядку» как самоценности. Это в равной мере относится и к массам, и к вождям, — Гитлер считал себя орудием Судьбы, Нации и Природы; Сталин руководствовался интересами Государства (a la Макиавелли). Характерологический тип, господствующий в этих обществах (социальный характер) Фромм называет авторитарным («садомазохистским»).
Наиболее частое проявление мазохистских тенденций – чувства собственной неполноценности, беспомощности. У этих людей имеется видимое стремление избавиться от этих чувств, но неосознаваемая связь с желанием подчиниться у них очень сильна. Они постоянно проявляют зависимость от внешних сил, стремление подчиниться. Жизнь ими воспринимается как огромная неуправляемая машина, с которой они не в силах совладать.
В характерах подобного типа могут наблюдаться и садистские тенденции. Условно их можно поделить на три типа: 1) стремление к получению власти над людьми, 2) стремление к поглощению материальных и моральных богатств людей, 3) стремление причинять другим страдания. Именно садомазохистский характер типичен для низов среднего класса в Германии, где идеология нацизма нашла отклик.18
Говоря об авторитарном характере
(слово "авторитарный" Фромм употребляет
вместо "садомазохистский" дабы устранить
двоякое толкование), Фромм отмечает, что
наиболее специфической его чертой является
отношение к власти и силе. Для авторитарного
характера люди делятся на сильных и бессильных.
Сила привлекает и вызывает готовность
подчиниться, бессилье вызывает ярость
и желание унизить, растоптать человека.
Другая характерная особенность – тенденция
сопротивляться
власти, даже если власть доброжелательна
и нерепрессивна по своей натуре. Авторитарный
характер любит условия, ограничивающие
свободу человека, он с удовольствием
подчиняется судьбе. Общая черта всего
авторитарного мышления заключается в
убеждении, что жизнь определяется силами,
лежащими вне человека, за пределами его
интересов и желаний.
Самые крайние формы некрофилии проявляются в виде стремления к тотальному разрушению. Это происходит, когда личность оказывается неспособной не только к любви и творчеству, но даже к обладанию, и у нее остается единственный выход — уничтожение всего. Эти черты некрофилии продемонстрировал нацистский режим в Германии во время своего отступления и агонии. Данный тип личности Фромм называет разрушитель. «Архитектор, с воодушевлением планировавший переустройство Вены, Линца, Мюнхена и Берлина, он в то же самое время был тем человеком, который намеревался разрушить Париж, снести с лица земли Ленинград и в конечном счете уничтожить всю Германию», — говорит Фромм о Гитлере в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973).