Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:26, реферат
Мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга. В своих основных работах американский социолог проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне и Второй приходит новая, ведущая к созданию сверх индустриальной цивилизации.
Введение 3
Третья Волна 4
Заключение 10
Список используемой литературы.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Московский Государственный Университет
Приборостроения
и Информатики
Дисциплина:
Социология
Тема:
«Теория третьей волны
Э.Тоффлера»
Выполнила:
Студентка 3 курса
Специальности 230101
Шутко К.М.
Проверил: доц.ист.н
Ахапкин
Ю.К.
г.Чехов 2011
Содержание
Мир
стоит на пороге грандиозных социальных
перемен, технических и культурных
нововведений. Глубинное и поразительное
по своим следствиям развертывание потенциала
техники оказывает воздействие на все
стороны социальной жизни. Меняется не
только содержание труда, в десятки и сотни
раз возрастает его производительность.
Существенные преобразования происходят
во всем строе культуры и современной
цивилизации. Микроэлектронная революция
увеличивает мощь человеческого интеллекта.
Технологические новшества оказывают
влияние на социальную структуру общества.
По существу, рождается новый цивилизационный
уклад, в котором принципиально иной будет
сфера труда, управления, досуга. В своих
основных работах американский социолог
проводит мысль о том, что человечество
переходит к новой технологической революции,
то есть на смену Первой волне и Второй
приходит новая, ведущая к созданию сверх
индустриальной цивилизации. Тоффлер
предупреждает о новых опасностях, социальных
конфликтах и глобальных проблемах, с
которыми человечество столкнется на
рубеже двух веков. Однако, по мнению Тоффлера,
эти исторические сдвиги, захватывая все
стороны жизни людей, тем не менее, во многом
бескровны. Ведь речь идет не о социальной
революции, направленной в основном на
смену политического режима, а о технологических
изменениях, которые вызревают медленно,
эволюционно. Однако впоследствии они
рождают глубинные потрясения. Чем скорее
человечество осознает потребность в
переходе к новой волне, тем меньше будет
опасность насилия, диктата и других бед.
По мнению Тоффлера, развитие науки и техники
осуществляется рывками, по его терминологии,
- волнами.
Третья
волна
Тридцать лет назад Тоффлер прямо писал: "Мы - последнее поколение старой цивилизации и первое поколение новой. Новая цивилизация сейчас зарождается в наших жизнях. Это явление, обладающее огромной взрывчатой силой, столь же глубокое, как и Первая Волна перемен, вызванная 10000 лет назад становлением сельского хозяйства, или как потрясающая Вторая Волна перемен, связанных с промышленной революцией. Мы - дети грядущей трансформации, то есть Третьей Волны".
До сих пор человечество пережило две великие Волны перемен, каждая из которых практически упраздняла предыдущие культуры или цивилизации и создавала условия жизни, немыслимые для тех, кто жил раньше. Первая Волна - это аграрная революция. Вторая Волна - становление индустриальной цивилизации. И сегодня новая цивилизация входит в нашу жизнь, но многие пока не различают ее и стараются подавить. Безнадежно. "Третья Волна проникает всюду, она приносит с собой новые семейные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и, кроме того, изменения в сознании. Человечество стоит перед гигантским прыжком вперед.
Главной ценностью цивилизации Первой Волны является земля; киты Второй Волны - это капитал, рабочая сила, средства производства; производительная сила Третьей Волны - знания и информация. Символ первой цивилизации - мотыга, второй - конвейер, третьей - компьютер.
Когда началась цивилизация Третьей Волны? Очень недавно. Тоффлер считает символической датой начала новой цивилизации 1956 год.
В 1956 году Хрущев произнес свое знаменитое: "Мы вам покажем кузькину мать!" В этой фразе Никиты Сергеевича с гениальной краткостью сформулирован глобальный геополитический диагноз и прогноз: главное противостояние мира - это капитализм и социализм, главный вектор истории в том, что социализм победит и похоронит капитализм. Но Хрущев ошибся. Он не знал или не оценил того, что 1956-й - это "первый год, когда в Соединенных Штатах "белые воротнички" и служащие численно превзошли заводских рабочих с "голубыми воротничками" - первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны".
То, что едва проклюнулось в конце 50-х, через двадцать лет, в 70-е, стало реальностью, подтверждённой массой фактов: в сфере услуг Соединенных Штатов теперь обращается больше денег, чем в производственном секторе; количество работников, занятых в производственных операциях в развитых странах, уменьшилось до 12-15%; появился компьютер, резко увеличилась скорость вхождения инноваций в широкую жизнь; лавинообразно стала расти ценность и цена информации и знаний; гигантские корпорации потеснились на рынке новыми малыми компаниями; активно разрабатываются новые источники энергии; начался бум нетрадиционных форм духовной жизни. Все это - передний фронт Третьей Волны.
Тоффлер говорит о следующих признаках современного постиндустриального общества:
При этом
будущее соединяет в себе факторы
невероятных ускорений и
Рассматривая
общественное развитие как "смену
стадий", сторонники этой теории связывают
его становление с
Тоффлер полагает, что тенденция к унификации породила контр тенденцию. Появился запрос на новую технологию. "Информационный взрыв" рассматривается как порождение отживших структур. В своей книге Тоффлер подчеркивает великую роль техники в истории человечества, стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе.
Рассматривая
историю как непрерывное
Тоффлер называет зарождающуюся цивилизацию "обществом третьей волны", хотя, следует отметить, этот эпитет получил меньшее распространение и, в общем-то, для научного понятия носит несколько образный и излишне метафоричный характер.
Для того чтобы получить интегральную картину общества, называемого постиндустриальным, информационным или как утверждает Тоффлер “обществом третьей волны”, охарактеризуем его в терминах постмодернистской философии. Будем исходить из того, что основными категориями, описывающими реальность постмодерна, являются плюрализм, децентрация, неопределённость, фрагментарность, изменчивость, кон текстуальность. Рассмотрим, какие реальные процессы в обществе "третьей волны" могут быть описаны с помощью данных понятий. Принципы плюрализма, децентрации, фрагментарности, являющиеся определяющими для постмодернизма, выражаются, прежде всего, в утверждении разнообразия как основного лейтмотива постиндустриального общества. Если говорить об экономике, то разнообразие обнаруживается не только в типах техники, товарном ассортименте и видах услуг, но и в потребности в широком спектре различных профессий. Причем рабочий "третьей волны" мыслится уже не как придаток конвейера, которого можно заменить любым другим, а как разносторонне развитая, изобретательная, инициативная личность. Как справедливо отметил Тоффлер, если технология второй волны содействовала единообразию, технология третьей волны обеспечивает социальное разнообразие. Естественно, разнообразие как характеристика постиндустриального общества воплощается не только в области экономики – оно пронизывает все сферы и подсистемы общества, изменения в которых могут быть описаны при помощи категорий постмодернистского мировоззрения. Утверждение разнообразия как некой фундаментальной основы гарантирует плюрализм, то есть равноправное существования самых разных позиций, и постиндустриальное общество создает определенные условия для реализации этого постмодернистского принципа.
Здесь следует отметить, что наряду с процессами децентрации и дифференциации в современном обществе имеют место и интеграционные тенденции. Так, налицо процессы экономической интеграции и образования наднациональных экономических и властных структур, например, становление Европейского сообщества. Одновременное наличие процессов дифференциации и глобализации мы имеем и в средствах массовой информации. Но, интеграция в эпоху постиндустриализма не предполагает господства центра, в данном случае речь идет скорее о некой координации, цель которой – успешное функционирование и развитие составных частей. Таким образом, в постиндустриальном обществе "третьей волны", налицо постмодернистские по своему духу процессы децентрации, но никак не анархии, так как децентрированные части не пытаются обособиться, а наоборот, стремятся к совместной деятельности, но уже с учетом индивидуальных, самобытных особенностей.
Процессы
преодоления господства общих понятий
и отождествления индивидов с
ними постепенно набирают силу в постиндустриальном
обществе, – Тоффлер смотрит на
эту проблему гораздо оптимистичнее
Маркузе, ведь, по его мнению, приход общества
"третьей волны" качественно изменяет
проблему идентификаций, которые становятся
более кратковременными, так как люди
принимают или отказываются от каких либо
компонентов своих идентичностей быстрее,
чем когда либо. Таким образом, можно сделать
вывод, что сознание перестает быть "универсальным"
и становится "клиповым", то есть
отходит от общезначимых и постоянно воспроизводящихся
схем мышления, отдавая предпочтение коротким,
но при этом нестандартным и насыщенным
мыслям.
"Третья
волна", провозглашенная Тоффлером,
стала реальностью в развитых
странах Запада. Россия тоже сегодня
входит в ее воды. Переходный
период завершается, и страна
обретает новую социально-
Наступление постмодерна связывается с отказом от универсальности, от стремления охватить все многообразие бесконечной реальности несколькими общими идеями или какой-то исчерпывающей философской концепцией. Предлагаемая в арсенал социальной философии схема пред модерн-модерн-постмодерн не претендует на исключительность и обще значимость. Данная парадигма не в коей мере не отменяет как стадиальный, так и формационный, цивилизационный и другие подходы к видению исторического процесса. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, в каждом из них фиксируется та или иная грань социальной реальности, исходя из выбранной точки отсчета, и, все они имеют право на существование. Главное – избегать попыток объяснения множества явлений исходя из монистического решения, то есть не класть в основу социального познания какой-то всеобъемлющий "базис", будь то отношения собственности, научные технологии, изменения в культуре, этнические различия. Утверждение пост модерного общества требует и соответственного преобразования устоявшихся способов социального познания.