Телевидение и мы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:38, доклад

Краткое описание

Поэтому сегодня как никогда актуально стоит вопрос о влиянии средств массовой информации, и, в первую очередь – телевидения, на духовно-нравственное воспитание молодёжи.
Целью данной работы является - исследовать влияние средств телевидения на воспитание молодёжи.
Объектом исследования выступает процесс воспитания молодёжи.
Предметом является воспитание средствами телевидения.

Оглавление

В с т у п л е н и е …………………………………………………..3
О с н о в н а я ч а с т ь
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания
подростков средствами телевидения
1.1 Сущность воспитательного влияния средств
телевидения на развитие личности………………………..4-5
1.2 Воздействие средств телевидения на познавательную
деятельность и поведение подростков…………………..6-7
1.3 Эффект насилия в средствах телевидения и его
влияние на поведение школьников……………………….8-9
Глава 2. Исследование воздействия телевидения на воспитание
подростков
2.1 Анализ телевизионных программ. ……………………10-12
2.2 Социологический опрос в средней общеобразовательной
школе №4 г. Краснокаменска………………………..13-14
З а к л ю ч е н и е………………………………………………15-16
Список литературы источников и литературы……………..................17
П р и л о ж е н и я………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

научная работа Телевидение и мы.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Широко  известны данные о насыщенности СМИ  актами агрессии, насилия, жестокости. Жестокие сцены, встречающиеся в кинофильмах, нередко влекут за собой рост преступности. Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов.

     При всей свободе рыночных механизмов, во многом определяющих развитие СМИ, важная роль принадлежит и государственному контролю, который должен сдерживать неумеренную коммерциализацию медиа. Современная молодежь, которой предстоит  жить в эпоху новых технологий, — это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 
 

  1. Азбука  нравственного воспитания /Под ред. А.И. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1979. – 318 с.
  2. Алешина, И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации / И.Алешина // Международное сотрудничество, 2000, №1.
  3. Берковиц, Л. Агрессия / Л. Берковиц - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001г.- 361с.
  4. Булгаков, А.А. Наши неуправляемые подростки / А.А. Булгаков. - М., 2003г.- 384с.
  5. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Жан Бодрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 159с.
  6. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий – М.: Издательство ИКАР, 2002 – 224с.
  7. Бурдье, П. О телевидении и журналистике. / Пьер Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002.
  8. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. / А.С. Вартанов. - М.: КДУ, Высшая школа, 2003.
  9. Влияние современного телевидения на подростков / Х Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского – Режим доступа: http://2003.vernadsky.info/works/qb/index.html
  10. Возрастная психология и педагогика /Под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984
  11. Голядкин, Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. / Н.А.Голядкин. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  12. Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации. / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002. – 132
  13. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. / Е.В. Поберезникова. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  14. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. / Д.Рашкофф. - М.: Ультра. Культура, 2003. – 166с.
  15. Саппак, В. Телевидение и мы. Четыре беседы. [Текст] / В.Саппак. - М.: «Искусство», 1988. – С. 16

Приложение  1

     А н к е т а 
 
 

     1. Сколько часов в день вы  смотрите телевизор?

     2. Вы изучаете программу телевидения  в газетах и выбираете передачи, которые вам интересны?

     3. Какие передачи вам наиболее  интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напишите вашу любимую передачу.

     4. Вы часто забываете про уроки,  когда хотите посмотреть телевизор?

     5. Вы совмещаете телевидение с  другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или  написание письма?

     6. В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую передачу выбрать и сколько времени проводить у телевизора? Кто чаще всего начинает эти ссоры?

     7. Для вас телевидение заменило  много других увлечений и способов  отдыха, от которых вы получали  удовольствие в детстве (например, чтение книг)?

     8. Как вы думаете, какой канал  на телевидение сейчас наиболее  интересен молодежи в возрасте 12-18 лет?

     9. Как ваши родители относятся  к вашей любимой передаче?

     10. Как относитесь к рекламе? Напишите  вашу любимую рекламу и рекламу,  которая вас раздражает? 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тезисы  к докладу «Телевидение и мы»

     Личность  формируется множеством элементов  социально-культурной среды. Экранные искусства создают постоянно  действующую информационно-эстетическую среду, которая формирует ценностные ориентации детей м молодёжи.

     Всё чаще мы встречаемся с проявлениями пошлости, отсутствия вкуса, жестокосердия, цинизма, а потом спрашиваем себя, почему наша молодежь так жестока  и невоспитанна.  А  ведь именно  в данный возрастной период и происходит интенсивное усвоение этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности,  которые позволили бы ему адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего нравственного развития.

     Поэтому сегодня как никогда актуально  стоит вопрос о влиянии средств  массовой информации, и, в первую очередь  – телевидения, на духовно-нравственное воспитание молодёжи.

     Целью данной работы является - исследовать влияние средств телевидения на воспитание молодёжи.

     Объектом  исследования выступает процесс воспитания молодёжи.

     Предметом является воспитание средствами телевидения.

     Задачи:

     1. Раскрыть теоретические проблемы  воспитания молодёжи средствами  телевидения;

     2. Проанализировать подходы к изучению  влияния телевидения на воспитание молодежи;

     3. Проанализировать воздействие средств  телевидения на познавательную  деятельность и поведение молодого  поколения; 

     4. Исследовать эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников.

     Количество времени, которое человек тратит на просмотр телепрограмм  впечатляет. В среднем на это занятие у человека уходят три часа в день, больше человек расходует только на работу и сон.

       Подростковый  период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. Очень часто в процессе созревания личности у подростка возникает множество противоречий. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: "Кто Я? Какой Я" И часто ответ на этот вопрос дает ему телевидение.

     Долгое  время телевидение считалось  безопасным занятием, однако в последнее  время много говорится о том, что частый и бессистемный просмотр телепередач может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья, но и для его психического развития. Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, для создания собственного воображаемого мира. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Еще одна проблема, возникающая у детей в связи с телевидением, - неправильное питание. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем он меньше двигается и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться.

     Другим  уже нравственным аспектом является представления на ТВ детей и пожилых  людей. Старики в фильмах чаще всего бывают злодеями или жертвами, упрямыми, капризными или выжившими из ума. Также возникают и расовые предубеждения. Негров в фильмах представляют не такими как белых людей, белые часто бьют в фильмах негров и т.д. Подобные фильмы показываются на центральных каналах в «детское» время и молодёжи нравятся такие фильмы. А потом наше правительство задается вопросом: «Откуда в нашей стране так много скинхедов?».

     Телевизор оказывает мощное деформирующее  влияние на становление психики  и личности растущего человека. Последствия  и масштабы этого влияния могут  сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

         Репертуар программ и передач, которые мы смотрим, довольно  широк и разнообразен. Предпочтение часто отдается юмористическим передачам.

     Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвол. Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их раскрываемости и задержании преступников. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как "Что? Где? Когда?" раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.

     Но  не все на нашем телевидении так  плохо и, конечно же, по телевидению  можно увидеть и другие программы. Например, передачу «Умники и умницы». Также сейчас  в России стало возможным просмотр такого канала как «Discovery». Если бы более 50% ребят  в нашей стране смотрели телеканал «Культура», вряд ли бы у нас было так много неучей.

     Мое исследование посвящено влиянию телевидения на психологию молодёжи, на их поведение после просмотра той или иной передачи. Мы приходим домой, во время еды, во время плохого настроения, мы почти всегда смотрим телевизор, а ведь сейчас для этого созданы все условия. Участниками исследования стали учащиеся 10-11-х классов. Всем им была предоставлена разработанная анкета.

     В анкетировании приняли участие 42 ученика 10-11 классов. В результате проведенной  работы были сделаны следующие выводы:

     1. Большинство программ, телепроектов, реалити-шоу, все-таки неблагоприятно влияют на психологию школьников, на их поведение после просмотра некоторых программ.

     2. Программ отрицательно влияющих  на нашу молодежь гораздо больше, чем программ, положительно влияющих  на психологию ребят, а также и на их умственные способности.

     3. Допускаемое время просмотра  телевизора составляет 2 часа и  не более (хотя большинство  ребят смотрят телевизор около  2-4 часов).

     Хотелось  бы, чтобы  подрастающее поколение проводило у телевизора столько времени, сколько этого рекомендует здравоохранение.

     Мы  живём в XXI веке. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни каждого ребёнка, причем функции, которые оно выполняет, многообразны. СМИ насыщенно актами агрессии, насилия, жестокости. Жестокие сцены, встречающиеся в кинофильмах, нередко влекут за собой рост преступности. Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов.

       Я считаю, что необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.

Информация о работе Телевидение и мы