Технология социальной работы с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Главные причины старения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории
1.2 Содержание социальной работы с пожилыми людьми
2. Технологии социальной работы с пожилыми людьми
2.1 Общая характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми
2.2 Технология социального обслуживания пожилых людей
2.3 Технология социальной реабилитации пожилых людей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Технология соцобщения.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

Умелое использование  вопросов - это нечто мало изученное  в практике социальной работы. Оно  очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения. Репортерский тип  вопросов порой может достичь  успеха, если перед корреспондентом  намеренно выдвигают аргументы  оппонента с тем, чтобы привести к изменению.

Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами: симпатия или понимание - попытка  видеть мир глазами другого человека; уважение, реагирование на проблему клиента  таким образом, чтобы передать уверенность  в том, что он сам может справиться с ней; конкретность, четкость, чтобы  тот, кто консультируют максимально  четко понимал проблему; знание самого себя и оказание другим помощи в  познании себя; искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом; сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Особую трудность для  начинающих социальных работников представляют умение определить, какие у них  могут встретиться сложности  в общении и, соответственно, какие  навыки необходимо продолжать практиковать. Исходя из этого, при работе с клиентами  социальному работнику можно  дать следующие рекомендации: необходимо обладать знанием и пониманием явных  и тайных причин поведения человека; иметь навык межличностного общения; умело задавать вопросы; пытаться устранить  барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таким образом, изучив данный раздел видно, что социальные работники  должны уметь слушать, наблюдать  и реагировать. Обретение навыков  посещения клиентов, понимания специфики  их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не просто. Чтобы  стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.

Оценочный анализ. Важной чертой работы с отдельными клиентами, в  частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ. Оценочный анализ - это продолжительный процесс, целью  которого является понимание людей  во взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что  необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние  человека или окружающей его обстановки. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит  от административного таланта социального  работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для  такой работы нужен человек, который  может организовать, систематизировать  и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать  обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны  мысли, чувства и интуиция социального  работника.

Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать  по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей. Рассмотрим модели, разделяющие цели и средства. Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более  широкий подход позволяет увидеть  недостатки системы услуг и возможно, устранить их. Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей  может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или забывали поесть, стали  собираться вместе в доме помощи по месту жительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана  специально для них.

 

Оценочный анализ - это процесс  отбора, организации, разделения на категории  и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного  отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует  проводить перекрестные проверки данных.

Исходя из этого можно  рекомендовать: развивать в себе самоконтроль при рассмотрении полученных данных; быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо; рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

Междисциплинарные оценочные  анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных  на конкретного человека мобильных  структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В  связи с этим, менеджер (тот, кто  руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых  людей, это может происходить  на дому, в дневном центре или  больнице.

Ведение записей. Главной  целью ведения записей является улучшение качества услуг. Одной  из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой  необходимой информации им надо сосредоточиться. Неопытность ведет к длинным  отчетам, в которых много лишнего  и не хватает качественной информации.

Как минимум в записях  должны содержаться: суть проблемы или  ситуации; доступные и необходимые  источники и ресурсы; кратко-, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся  по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы  для периодических записей, информация о расходах.

Формы для периодических  записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в  период кризиса или перемен. В  них входят детали, касающиеся самих  проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

Четвертым документом является информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, «обед на колесах», дневной  уход и уход в учреждениях. Эта  информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого  года.

Таким образом, социальные работники  должны уметь предусматривать новые  потребности тех, кто будет нуждаться  в их помощи в меняющихся социально-экономических  условиях, и обязаны проявлять  гибкость в поисках путей оптимальной  реализации таких потребностей. Насущно  необходима исследовательская работа для определения природы и  масштабов потребностей, обеспечения  эффективности программ и их экономичности  без ущерба для качества, стимулирования новых видов услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе подготовки и написания  курсовой работы были сделаны следующие  выводы.

 

1. В определении феномена  старости можно наблюдать следующие  теории: теория разъединения; теория  активности; теория возрастной стратификации;  теория наименования; теория социальной  девиации; темпоральная теория старости; старость как механизм трансмиссии культуры; теория субкультуры; теория геронтологической трансцендентальности.

2. Принципы социальной  работы в отношении пожилых  граждан следующие: принцип независимости; принцип участия; принцип ухода; принцип реализации внутреннего потенциала; принцип достоинства.

        3. В социальной работе с пожилыми гражданами можно выделить следующие технологические задачи:

- выявление среди граждан  пожилого возраста тех, кто  нуждается в социальной поддержке  (используется технология социальной  диагностики);

- определение конкретных  видов и форм помощи лицам,  нуждающимся в социальной поддержке  (социальное консультирование);

- привлечение государственных  и общественных организаций для  совместной деятельности в отношении  пожилых граждан (социальное посредничество  и социальное партнерство);

- предоставление различных  видов услуг разового или постоянного  характера пожилым гражданам,  нуждающимся в этом (социальное  обслуживание);

- обеспечение постоянного  и комплексного социально-бытового  обслуживания нетрудоспособных  пожилых граждан (социальный патронат);

- предоставление бесплатной  культурно-бытовой, юридической,  медицинской и т.п. информации (социальное информирование);

- оказание бесплатной  помощи на дому нетрудоспособным  пенсионерам и в том числе  инвалидам (социальное обслуживание  на дому);

- организация натуральной  гуманитарной срочной и адресной  помощи социального характера  (социальная помощь).

 

4. В отношении граждан  пожилого возраста в Российской  Федерации реализуются традиционные  так и инновационные технологии  социальной работы. Среди традиционных  можно выделить: социальное обслуживание (в пяти формах), социальное обеспечение  (в форме пенсий и пособий), социальная помощь (адресная и  срочная). К инновационным технологиям  относятся: технология ухода,  поезда милосердия, дома ветеранов.

 

В заключение отметим, что  основное правило практики социальной работы состоит в том, что используемые в ней технологии из разряда инновационных, переходят в разряд традиционных после многократной апробации. И, тем не менее, перечень инновационных технологий постоянно расширяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. – М., 1999. - 75с.

 

2. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340с.

 

3. Елютина М.Э. Социальная геронтология: Учебное пособие /М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова. – М.: ИНФРА-М. – 2004. – 157 с.

 

4. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.

 

5. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / И.Г. Зайнышев – М.: ГИЦ ВЛАДОС, МГСУ. 2000. – 237 с.

 

6. Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций /В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с.

 

 


Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми