Технология социальной профилактики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить и рассказать о технологиях социальной профилактики.
Задачи:
1) установить роль и место социальной профилактики;
2) выявить сущность социальной профилактики;
3) обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики 6
1.1 Сущность и особенности социальной профилактики 7
1.2 Виды социально-профилактических мер и их эффективность 16
Глава 2. Технология социальной профилактики 24
2.1 Принципы, используемые в технологии социальной профилактики 27
2.2 Технологии социальной профилактики 28
Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

           Изучение содержания, организации и методики профилактической работы офицеров показало незнание армейскими воспитателями процесса предупреждения и преодоления различных уклонений от военной службы; низкую педагогическую и психологическую культуру; недостаточную подготовленность к профилактической деятельности; отсутствие уверенности и оптимизма в исправлении уклоняющихся от службы воспитанников; слабый уровень информированности и обученности основам превентивной педагогики и др. Основными причинами данных негативных тенденций явились как недостаточная научная разработанность теории и практики предупреждения и преодоления уклонений от военной службы, так и невостребованность воспитателями научных и практических разработок данной проблемы, низкая специальная подготовка офицеров к профилактической деятельности в частях и др.

           Необходимость углубления теоретической разработки и практического решения вопросов предупреждения и преодоления уклонений от службы военнослужащих в частях и подразделениях, вызывается возросшими трудностями, а иногда и растерянностью офицеров и сержантов, призванных осуществлять профилактическую и перевоспитательную деятельность с трудными воспитанниками.

         Историко-педагогический анализ проблемы предупреждения уклонений от военной службы помог выявить и изучить теорию и практику процесса педагогической профилактики данного вида отклоняющегося поведения военнослужащих в разные исторические периоды, что позволило проследить генезис данной научной и практической проблемы, определить ее основные позитивные и негативные тенденции.

       Как уже отмечалось, проблемы предупреждения уклонений от военной службы допризывной и армейской молодежи имеют глубокие исторические корни, так как комплекс порождающих их причин довольно многообразен. Для понимания сущности и специфики процесса педагогической профилактики уклонений от военной службы, как показала практика и опытно-экспериментальная работа, важное значение имеет знание причинно-факторных групп. К ним целесообразно отнести:

  • социально-демографические причины: возраст допризывной и армейской молодежи, повышение их криминогенной направленности и активности; место и роль молодежи в системе общественного труда, производства и социальной структуры общества; образовательный и профессиональный уровень; процесс урбанизации; перемещение молодежи в крупные города и др.;
  • социокультурные причины: душевой доход, жилищные условия, культурные ценности, проведение свободного времени, социальная активность и др.;
  • социально-педагогические. причины: недостатки воспитания в семье, школе, ПТУ, техникумах и др.;
  • негативные влияния бесцельного времяпрепровождения, участие в группах криминальной направленности; влияние различных проявлений саморазрушений личности и самонаправленной жестокости; отсутствие военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи; отрицательное влияние многих средств массовой информации и др.; г) психологические причины: возрастные сложности развития и формирования личности, отрицательные проявления индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, различные отступления от уставной организации службы и деятельности, низкий уровень воспитательных мероприятий, недостатки в организации культурно-досуговой и спортивной работы и др.

       Психолого-педагогические исследования дают основания дать психолого-педагогическую характеристику предупреждению уклонений от военной службы у солдат и сержантов как единого, целостного и специфического социально-педагогического процесса, определить его место в общей военно-педагогической системе, выявить связи с ее основными частями, и в первую очередь с воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием. Под педагогической профилактикой или предупреждением различных уклонений от военной службы солдат и сержантов понимается целеустремленный процесс профилактических воздействий и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленный на устранение причин и условий уклоняющегося поведения и его видов, а также определение путей преодоления уклонений от военной службы в частях и подразделениях. Являясь относительно самостоятельным процессом, педагогическая профилактика имеет свою структуру, которая предполагает наличие его субъекта и объекта, четко поставленных целей, задач и функций, принципов, методов и форм реализации, а также условий, влияющих на его результативность.[10, с.95]

          В решении профилактических задач особое внимание уделялось диагностированию и прогнозированию уклонений от военной службы солдат и сержантов в части. Диагностирование и прогнозирование уклоняющегося поведения осуществлялись путями организационно-методической подготовки офицеров, психолого-педагогического изучения личности групп «риска» и превентивной деятельности офицеров с ними, постановки окончательного диагноза и выдвижения прогноза на уклонение от военной службы и др.

          При научном выявлении и анализе причинно-факторного комплекса уклонений от военной службы допризывной и армейской молодежи необходимо учитывать следующие факторы: что проблемы трудного детства, юношества и взрослости вечны; что спектр порождающих их причин и обстоятельств сложен и многообразен; что ни одна отдельно взятая причина не может привести к отрицательным изменениям в сознании и службе воина, а намерение уклониться от военной службы складывается под воздействием совокупности социально-экономических, политических, правовых, психологических и педагогических причин; что основные причины, продуцирующие формирование и развитие различных видов уклонений, проявляются у допризывной молодежи до службы в армии, в ее процессе существуют условия и обязательства, способствующие уклонению от военной службы у солдат и сержантов по призыву.

            В процессе исследования организации, содержания и методики профилактики «трудных» военнослужащих следует учитывать следующие позиции:

  1. профилактика не может быть правильно понята и организована в отрыве от общей системы воспитательных влияний на воинов; она дополняет воспитание и перевоспитание, решая специфические задачи по искоренению уклонений от военной службы;
  2. профилактику нельзя сводить к отдельным мерам, необходим системный подход к предупредительным воздействиям офицеров, сержантов и активистов;
  3. профилактическая деятельность предполагает педагогическую типизацию групп «риска» воспитанников с негативной направленностью к военной службе, воспитанников, склонных к уклонению от военной службы, и воспитанников, уклоняющихся от военной службы;
  4. профилактика результативна, если она опирается на обоснованные организационные методики.

      Как показывает практика, система социальной работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины здесь во многом кроются в том, что объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) факторы не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий. Однако знание социальной технологии во многом повышает эффективность социальной работы[22, с.86].

        Технологизация социальной работы, как и любой другой деятельности в социальной сфере, является отражением объективных требований, предъявляемых научно-техническим и социальным прогрессом. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эффективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его физического и интеллектуального потенциала. Внедрение технологического подхода в практику организации социального обслуживания и социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения — это стратегическое направление на отказ в работе с людьми от метода «проб и ошибок» и постоянная ориентация на высокий конечный результат при оптимальной затрате сил и средств.

        Технологизация социальной работы невозможна без технологизации системы социальных знаний, обосновывающих рациональные способы деятельности в социальной сфере и органично соединяющих теорию и практику, фундаментальность и прикладную направленность.

        Только высокая социально-технологическая культура специалиста социальной работы может служить критерием его профессионализма и готовности работать с такой тонкой материей, как человеческие отношения.

         Технологии, применяемые в практике социальной работы, представляют собой фиксацию в устной или письменной форме проверенных жизнью способов применения широкого спектра социально-гуманитарных знаний для регулирования социальных отношений и процессов различного уровня. Благодаря этому знания и опыт регулирования человеческих отношений в форме конкретной технологии можно транслировать, передавать от поколения к поколению, в сжатые сроки вооружать кадры искусством работы с людьми.

           Подводя итог данной главе, можем отметить, что профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Рассмотрели, что социальная профилактика опирается на ряд принципов и включает в себя несколько базовых этапов. Также ознакомились с психопрофилактической работой с детьми и подростками и с социальной работой с допризывной молодежью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

 

       В данной работе было поставлено несколько задач, которые были рассмотрены и обоснованы:

1) профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Узнали о профилактике, в которой нуждается практически все население, в особенности те люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни и т.д.

2) сущность социальной профилактика – это форма запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений. Выявили что, службы профилактики призваны находить оптимальные решения, как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.

3) рассмотрели, что методы социальной профилактики включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. Узнали, что работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы для профилактики. Необходимо понимать, что реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др.       Наиболее распространенным является метод профилактической беседы.

4) социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов. Были выявлены основные исходные положения принципов социальной профилактики и существует ряд принципов социальной профилактики, а именно объективность, причинность, комплексный подход, научная обоснованность и подтверждаемость.

          Правильный подбор профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Список литературы

1.Афанасьев В.Г. «Человек в управлении обществом». – М., 2007. – 336 с.

2.Григорьев С.И. и др. «Теория и методология социальной работы», - М.: Наука, 2004. – 185 с.

3.Дикарева А.А., Мирская М.И. «Социология труда». – М., 2009. – 194 с.

4.Козлов А.А. «Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы», - М.: Флинта, 2008. – 224 с.

5.«Марксистско-ленинская социология». – М., 2009. – 363 с.

6.Михеева Н.А., Галенская Л.Н. «Менеджмент в социально-культурной сфере», - СПб., 2008. – 170 с.

7.Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы»/ Под. ред. М. Доуэла и С. Шардлоу. – М.: Аспект Пресс, 2009. 223 с.

8.«Обучение социальной работе: Преемственность и инновации»/ Под. ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 157 с.

9.«Опытно-экспериментальная работа: Организация работы стационарных учреждений социального обслуживания общего типа». – Новосибирск, 2009. 98 с.

10.«Принцип активизации в социальной работе»/ Под. ред. Ф. Парслоу. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 223 с.

11.Стефанов Н. «Общественные науки и социальные технологии». – М., 2006. – 212 с.

12.«Современная западная социология». – М., 2008. – 410 с.

13.«Социальная работа»/ Под. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 576 с.

14.«Социальные технологии»/ С.И. Григорьев и др. – Барнаул, 2009. – 81 с.

15.«Справочное пособие по социальной работе»/ Под. ред. А.М. Панова. – М.: Юристъ, 2007. – 168 с.

Информация о работе Технология социальной профилактики