Социально-педагогические технологии профилактики наркомании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст известен в литературе как кризисный, а следовательно, наиболее уязвимый: уязвимый со стороны физиологии (т.к. происходит мощная перестройка всех систем организма), уязвимый со стороны социальных факторов, в частности, семьи, школы, молодежной субкультуры, и в том числе, уязвимый со стороны собственной личности. Таким образом, в этот период происходит не только перестройка систем организма, но и личности в целом. Проблемы общения, нестабильность самооценки, физиологическая, социальная и психологическая неоформленность, высокая подверженность стрессам, а также высокая степень склонности к различным экспериментам (как способу поиска чего- то “своего”), стремление быть принятым каким- либо социальным образованием,- все это может стать предопределяющим в формировании и развитии у подростков склонности к употреблению наркотиков: эти факторы создают благоприятную почву для приобретения подростком нового статуса- статуса наркомана

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Проблема наркомании в социальной педагогике…………………...…6
§2. Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью………..11
§3. Социально-педагогические технологии профилактики наркомании…13
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Особенности работы социального педагога с наркоманами..docx

— 38.65 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

§1. Проблема наркомании в социальной педагогике…………………...…6

§2. Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью………..11

§3. Социально-педагогические технологии профилактики наркомании…13

Заключение  ……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы……………………………………..….19

 

 

Введение

 

Проблема  наркомании давно уже перестала  быть проблемой каких- то отдельных  людей и обществ: теперь наркомания стала проблемой всего человечества. Умирают молодые люди, - с течением времени возраст этих людей становится все меньше и меньше. Складывается так, что наркомания молодеет, поэтому  профилактику возникновения наркотической  зависимости необходимо начинать в 11-12 лет, когда подростковый возраст  только начинается.

Подростковый  возраст известен в литературе как  кризисный, а следовательно, наиболее уязвимый: уязвимый со стороны физиологии (т.к. происходит мощная перестройка  всех систем организма), уязвимый со стороны  социальных факторов, в частности, семьи, школы, молодежной субкультуры, и в  том числе, уязвимый со стороны собственной  личности. Таким образом, в этот период происходит не только перестройка систем организма, но и личности в целом. Проблемы общения, нестабильность самооценки, физиологическая, социальная и психологическая  неоформленность, высокая подверженность стрессам, а также высокая степень  склонности к различным экспериментам (как способу поиска чего- то “своего”), стремление быть принятым каким- либо социальным образованием,- все это  может стать предопределяющим в  формировании и развитии у подростков склонности к употреблению наркотиков: эти факторы создают благоприятную  почву для приобретения подростком нового статуса- статуса наркомана [1,65].

Негативные  последствия наркоманизации общества очевидны: еще большее осложнение криминальной ситуации (добывание средств  на наркотики в основном происходит преступным путем); заражение различными инфекциями (гепатит, СПИД и т. д.); высокий  уровень смертности среди молодежи; рождение неполноценных детей и  т. д.

В условиях современной России проблема наркомании приобрела угрожающие масштабы. Количество лиц, страдающих от наркотической зависимости, растет в геометрической прогрессии.

Важным  направлением в противостоянии наркозависимости, а значит преступности, росту числа  заболеваний СПИДом и вирусным гепатитом  является профилактическая деятельность и выполнение воспитывающей функции  образовательным учреждением и  семьей. Во-первых, мы должны сформировать стойкое негативное отношение подростков к употреблению наркотиков. Подростки, как не парадоксально, о наркотиках сегодня знают гораздо больше, чем взрослые. Даже те взрослые, которые  сегодня работают непосредственно  с детьми, я имею в виду, педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов. Отсюда проблема подготовки кадров, работающих с детьми, вооружения их специальными знаниями, подбор наиболее эффективных  форм взаимодействия с подростками. Психологические аспекты данной работы с детьми состоят в следующем.

В процессе работы с ребенком педагог-психолог или социальный педагог должен сформировать у ребенка однозначное отрицательное  отношение к применению наркотических  и психотропных веществ, не только самому, но и сформировать внутреннюю позицию  по отношению к лицам, применяющим  наркотики. Противостояние наркомании требует быть терпеливым к тем, кто  только начал принимать наркотики  и хочет избавиться от этого; быть безжалостным к тем, кто отказывается лечиться; быть беспощадным к тем, кто вовлекает других и принуждает к употреблению наркотиков. Глубина  и острота данной проблемы предполагает применение комплексного подхода в  ее решении. Комплексным подход будет  только в том случае, когда кроме  разнообразия методов и технологий профилактики будет соблюдаться  принцип консолидации всех заинтересованных лиц, то есть, отраслей здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, а также  молодежных учреждений и общественных организаций. Очень важно направление  деятельности противостояния к применению наркотиков является формирование общественного  мнения по поводу этой проблемы. Отсюда велика роль средств массовой информации и организации психологически выверенной антирекламы к применению наркотиков [8,123].

Цель: выделение  особенностей работы социального педагога с наркозависимыми.

Задачи:

  • Анализ проблемы наркомании и проблем профилактики наркомании.
  • Определение группы лиц для работы социального педагога по профилактике наркомании
  • Описать практическую деятельность социального педагога и методы работы с данной группой клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.1. Проблема наркомании в социальной педагогике

 

Наркомания  – заболевание, выражающееся в физической или психологической зависимости  от наркотических средств, непреодолимом  влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Ежедневно в страну ввозится более тысячи тонн наркотических средств, из них около 80 тонн только одного героина. На белорусском и российском рынках уровень цен на героин, кокаин и др. наркотики существенно выше, чем в США, Европе, что делает Россию международным рынком сбыта наркотиков. И вряд ли является случайным тот факт, что  именно за последние 10 лет число наркоманов в США уменьшилось вдвое, а в России и Беларуси многократно возросло. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира [5,73].

Начнем  с того, что наркотические средства законно могут применяться только по назначению врача при соответствующих  медицинских показаниях и в соответствующих  дозах. Остальные варианты использования  этих препаратов (т.е. их немедицинское  употребление) относятся к категории  злоупотреблений, поскольку являются нарушением морально-этических норм страны, гражданином которой является данный субъект.

Наркотики (от греческого narke — оцепенение; narkotikos — приводящий в оцепенение) — это сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда — неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке — потерю сознания и смерть [1,12].

Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями — медицинским, социальным и юридическим.

Наркомания (от греческого narke — оцепенение и mania — безумие, восторженность, страсть) — это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения — абстиненции — в случае прекращения их приема [8,16].

Диагноз «наркомания» устанавливается только при развитии специфического комплекса  клинических признаков заболевания, которые отражают динамику развития наркоманической зависимости. Развитие наркомании происходит в три стадии. Повторный, а иногда и однократный  прием наркотика в некоторых  случаях формирует признаки первой стадии наркомании — индивидуальную психическую зависимость.

Психическая зависимость — болезненное стремление принимать препарат, с тем чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков. Ее признаки: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, но нет тяжелого физического дискомфорта. Внешние проявления сформировавшейся психической зависимости: создание соответствующего круга общения с людьми, злоупотребляющими наркотиками; начало употребления наркотического средства в одиночку и поиск заменителей в случае его отсутствия.

Наркотизм — термин, используемый для характеристики наркомании как негативного социального явления.

В чем  же конкретно состоит негативизм наркомании?

Прежде  всего в том, что, независимо от возраста и пола, наркоман (токсикоман) — это больной человек. Болезнь отрицательно сказывается на внешнем виде наркомана, вызывает преждевременное старение, резко сокращает продолжительность жизни. Наркоманиям и токсикоманиям сопутствуют различные болезни сердца, легких, желудка, печени, почек, заболевание кожи, эндокринной и половой систем, психические расстройства. К числу медицинских осложнений, значительно ухудшающих показатели здоровья наркоманов, относятся: деградация личности, иногда слабоумие, инфекционные заболевания, в частности гепатиты (воспалительные процессы в печени) и септицемия (септическое заражение крови). Характерные для наркоманов (токсикоманов) изменения в составе крови свидетельствуют о снижении иммунозащитных способностей организма, поэтому больные наркоманией и токсикоманией рассматриваются как потенциальные переносчики СПИДа. Уже на первых этапах систематического употребления наркотиков или других одурманивающих средств нарушаются все виды обмена — белковый, жировой, углеводный. А в сочетании со снижением иммунитета любая форма патологии внутренних органов и нервной системы принимает затяжной и прогрессирующий характер [1,45].

Разные  виды наркомании протекают по-разному, но есть одно общее: на определенном этапе  недуга возникает патология, называемая «отключение тормозов», — таков официальный медицинский термин. Под действием наркотиков отключаются, не срабатывают даже безусловные, т.е. врожденные, рефлексы.

Таким образом, разные виды наркомании имеют как  специфические, так и общие черты. Но в любом случае наркоман перестает  быть полноценным членом общества. Наркоман — социально опасный тип. Он способен совершить тяжкие преступления, свести счеты с собственной жизнью. Все его мысли и действия направлены к одной цели: любой ценой добыть наркотическое вещество, а деньги за него приходится платить немалые.

Уже при  употреблении человеком первых небольших  порций интоксикантов начинается нравственная деградация. С увеличением доз  наркотических и токсических средств их потребители проявляют стойкое нежелание трудиться. Ослабевает воля, меняется в худшую сторону характер, гибнут способности к творчеству, снижается уровень профессионализма. Пристрастие к наркотикам лишает человека возможности творчески расти, совершенствоваться, толкает его на обочину жизни. Из числа наркоманов (токсикоманов) появляются тунеядцы, лица, занимающиеся попрошайничеством, бродяжничеством.

Наркомании  и токсикомании наносят большой  экономический ущерб государству  и обществу. У наркоманов низкая производительность труда, часты случаи прогулов и опозданий на работу, по их вине выпускается некачественная продукция, происходит порча и уничтожение  оборудования. Значительны расходы  на оплату больничных листов, на лечение  травм и болезней.

Злоупотребление интоксикантами наносит ущерб семейным отношениям, крайне отрицательно сказывается  на воспитании и здоровье детей. В  таких семьях снижается рождаемость, а в числе родившихся велик  процент дефективных детей. Даже в случае потребления родителями так называемых «легких» наркотиков, получаемых из индийской конопли (содержащей наркотик каннабинол), дети рождаются  неполноценными.

Практически с самого начала употребления наркотических  средств человек является потенциальным  правонарушителем. Это прежде всего связано с необходимостью приобретения наркотиков. Для удовлетворения своей всеразрушающей страсти наркоман, не раздумывая, идет на любое правонарушение. Выборочные данные, полученные В.И.Омиговым, свидетельствуют о том, что около 2/3 несовершеннолетних наркоманов становятся со временем преступниками. В большинстве своем это мальчики, но в последнее время увеличилось и число наркоманок-девочек.

Специфические особенности действия на организм различных  наркотиков и психоактивных веществ  необходимо знать не только для оказания помощи страдающим наркоманией, но и  для разработки программ профилактики этой социальной болезни. Незнание истины об особенностях наркотической интоксикации организма долгое время обеспечивало нам душевный комфорт. Но кончилось, как и следовало ожидать, тяжелым прозрением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.2. Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью

 

Итак, рассмотрим проблему подростковой уязвимости. Можно  полагать, что основная причина уязвимости может быть рассмотрена с точки  зрения неустойчивости подростковой Я  – концепции, которая является одновременно базой как для увеличения влияния  факторов наркотизации, так и для  увеличения степеней личностной свободы. Поэтому профилактика наркомании и  социальной дезадаптации среди подростков должна быть направлена, прежде всего, на выявление и осознание причин уязвимости подростка и преобразованием  ее в общую устойчивость личности, а, следовательно, и в наркоустойчивость.

В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления  о своем теле, происходят значительные физиологические изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных  сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и  конфликтов.

Информация о работе Социально-педагогические технологии профилактики наркомании