Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа
Подростковый возраст известен в литературе как кризисный, а следовательно, наиболее уязвимый: уязвимый со стороны физиологии (т.к. происходит мощная перестройка всех систем организма), уязвимый со стороны социальных факторов, в частности, семьи, школы, молодежной субкультуры, и в том числе, уязвимый со стороны собственной личности. Таким образом, в этот период происходит не только перестройка систем организма, но и личности в целом. Проблемы общения, нестабильность самооценки, физиологическая, социальная и психологическая неоформленность, высокая подверженность стрессам, а также высокая степень склонности к различным экспериментам (как способу поиска чего- то “своего”), стремление быть принятым каким- либо социальным образованием,- все это может стать предопределяющим в формировании и развитии у подростков склонности к употреблению наркотиков: эти факторы создают благоприятную почву для приобретения подростком нового статуса- статуса наркомана
Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Проблема наркомании в социальной педагогике…………………...…6
§2. Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью………..11
§3. Социально-педагогические технологии профилактики наркомании…13
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………
Можно выделить главные, на мой взгляд, факторы развития наркотической зависимости:
Как показывают
исследования, подростки различаются
уровнем стрессоустойчивости: дети,
обладающие индивидуальной способностью,
навыком или умением
«Стресс
можно определить как
Любопытство - один из человеческих "пороков", ради которого люди преодолевают немыслимые препятствия и ставят под угрозу собственную жизнь. Часто ожидания оказываются значительнее результата. Интерес- это самый сильный мотив личности, т.к., во- первых, есть личностное отношение (и, следовательно, субъектная активность) к объекту интереса, а во- вторых, личность так начинает строить ситуацию, что ее ресурсы обязательно проявляются на пути достижения объекта любопытства.
Педагогическая запущенность напрямую связана с недостатками в развитии Я - концепции. Упущения в воспитании оказываются одним из распространенных факторов, обуславливающих формирование наркотической зависимости. Это влияние может быть как прямым, так и опосредованным [3,43].
Прямое влияние педагогической запущенности выражается в том, что ребенок не получает элементарных знаний об опасности даже единичного приема наркотиков. Зачастую это связано с неграмотностью родителей в этом вопросе, но может также являться следствием того, что у родителей тема наркомании становится запретной, она ими отрицается в силу того убеждения, что "их ребенок никогда не станет наркоманом". Кроме того, педагогическая запущенность может являться прямым условием наркотизации подростка, если за ребенком не ведется наблюдения, если родители не имеют представления, где и с кем общается их сын или дочь. В этом случае для подростка открывается безграничный мир, где не существует родителей и учителей, норм и правил, а, следовательно, нет контроля, сдерживающего его импульсивные побуждения на пути утоления интереса, в данном случае, к наркотикам [4,30].
«Кроме
того, результатом педагогической запущенности
является инфантильность подростка: это
недостаточное развитие "внутреннего
Родителя" - субстанции самоконтроля
подростка, играющей немалую роль в
формировании у личности таких качеств,
как стрессоустойчивость, критичность,
ответственность за собственные
поступки, активность в достижении
целей и т. д. Задача профилактической
работы в данном случае - работа с
конкретными клиентскими
Навыки
поведения в условиях жизненных
проблемных ситуаций являются показателем
подростковой коммуникативной
Поэтому важно для подростка выработать у себя чувство уверенности в себе, которое может быть приобретено им в процессе групповой работы посредством коррекции самооценки и образа Я (в том числе и принятия себя разным).
Распространение наркомании в молодежной среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Неконтролируемый рост употребления наркотиков, обусловленный, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, которые сдерживали бы его, в сочетании с очень низкой эффективностью лечения наркотической зависимости выдвигают на первый план проблему профилактики наркомании среди детей и молодежи.
Профилактика
может быть эффективной только при
условии, если она будет проводиться
в масштабах всего целостного
социально-территориального образования
(например, города, области) и в ней
будут задействованы все
При организации такой профилактической работы необходимо учитывать:
«Социальное развитие — длительный
процесс, результатом которого является
определение человеком своих
функций в социуме. Показателем
нормального социального
Для подростков в возрасте от 10 до 17 лет становление личности происходит на уровне активного формирования самосознания, определения социальной позиции, ответственности субъекта. Выделенные особенности социального развития позволяют уточнить специфику формирования диспозиций подростков.
Подростки могут быть определены как особая маргинальная (переходная) социально-демографическая группа, включающая детей в возрасте от 10 — 11 до 16—17 лет и обладающая рядом следующих характерных признаков и вытекающих из них социальных черт:
Обретение подростком отсутствующих и недостаточно развитых социальных черт и качеств с учетом контекста и в соответствии со своими склонностями составляет содержание первого периода социализации.
Определяющими социальными признаками подростков являются:
• способность занимать те или иные социальные позиции в обществе;
• положение в системе доминирующих отношений производства и воспроизводства общественной жизни;
• мера включенности в эти отношения;
• мера влияния на них.
Важнейшая
роль в реализации этих механизмов
отводится различным
К ним в первую очередь относятся:
учреждения системы образования;
сеть служб и учреждений реабилитации и адаптации детей и молодежи (детские дома, приюты, службы медико-психологической помощи, специализированные центры социальной помощи и т.д.), которая в настоящее время существует в каждом крупном городе.
Проблемы социализации ребенка, подростка часто проявляются в дезадаптации и связанном с ней девиантном (отклоняющемся) поведении несовершеннолетнего. Естественным следствием этого аспекта «маргинальности» подростков становится увеличение числа детей, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.
Асоциальное (девиантное) поведение подростков становится своего рода фундаментом аддиктивного (зависимого) поведения индивида. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состоянияНезависимо от средства или способа ухода от реальности целью аддиктивного поведения является «бегство» от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных ситуаций. Подросток стремится снять напряжение и получить возможность пережить интенсивные позитивные эмоции [6,98].
Здесь и должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предупреждение аддиктивных проявлений. В зависимости от возрастных особенностей объекта, на который она направлена, профилактическая работа имеет два уровня, соответствующие возрасту ребенка.
Таким
образом, социально-
Заключение
Только
в результате совместных действий в
решении данной проблемы можно научить
подростков позитивному общению
с окружающим их миром, уметь управлять
своими переживаниями и разрешать
возникающие конфликты без
При сегодняшнем состоянии экономики в России имеется лишь одна возможность противостоять наркотизации: это — осмысленный отказ каждого человека от наркотиков. Никогда не пробовать и не нюхать, даже один раз. Потому что наркотическая зависимость часто возникает от первой пробы.
В конце XX в. уровень наркотизации российской молодежи перешагнул рамки медицинской проблемы и стал проблемой социальной. А это — серьезный симптом неблагополучия в социальной практике страны, и прежде всего в практике воспитания детей.
Хорошо известно, какие необратимые последствия для физического развития ребенка может иметь употребление наркотических средств в период интенсивного роста организма. Но не менее серьезную травму наркотизация наносит личности растущего организма, так как именно в этот период происходит становление самопознания, формируются жизненные ценности, идеалы, убеждения, определяются планы на будущее [5,127].
Употребление наркотиков российскими подростками имеет свою специфику: гораздо быстрее, чем в других странах, наши юные потребители интоксикантов переходят от более легких наркотиков к тяжелым. И еще одно существенное отличие: если в странах Запада и Востока имеется многолетний опыт профилактики наркомании, то в нашей стране противодействие наркобизнесу и распространению наркомании находится в зачаточном состоянии. Требуются безотлагательные меры, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию наркотического одурманивания детей и молодежи.
Список использованной литературы
Информация о работе Социально-педагогические технологии профилактики наркомании