Социально-педагогические технологии профилактики наркомании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст известен в литературе как кризисный, а следовательно, наиболее уязвимый: уязвимый со стороны физиологии (т.к. происходит мощная перестройка всех систем организма), уязвимый со стороны социальных факторов, в частности, семьи, школы, молодежной субкультуры, и в том числе, уязвимый со стороны собственной личности. Таким образом, в этот период происходит не только перестройка систем организма, но и личности в целом. Проблемы общения, нестабильность самооценки, физиологическая, социальная и психологическая неоформленность, высокая подверженность стрессам, а также высокая степень склонности к различным экспериментам (как способу поиска чего- то “своего”), стремление быть принятым каким- либо социальным образованием,- все это может стать предопределяющим в формировании и развитии у подростков склонности к употреблению наркотиков: эти факторы создают благоприятную почву для приобретения подростком нового статуса- статуса наркомана

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Проблема наркомании в социальной педагогике…………………...…6
§2. Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью………..11
§3. Социально-педагогические технологии профилактики наркомании…13
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Особенности работы социального педагога с наркоманами..docx

— 38.65 Кб (Скачать)

Можно выделить главные, на мой взгляд, факторы развития наркотической зависимости:

  • Стресс;
  • Любопытство;
  • Внушаемость;
  • Педагогическая запущенность, инфантильность;
  • Недостаточное развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций[5,24].

Как показывают исследования, подростки различаются  уровнем стрессоустойчивости: дети, обладающие индивидуальной способностью, навыком или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность значительно более устойчивы к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям профилактики наркомании.

 «Стресс  можно определить как состояние  организма и личности, возникающее  в результате несоответствия  между нагрузкой и имеющимися  в наличии ресурсами, сопровождаемое  такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность, шоковыми реакциями  и т.д.» [2,32].

Любопытство - один из человеческих "пороков", ради которого люди преодолевают немыслимые препятствия и ставят под угрозу собственную жизнь. Часто ожидания оказываются значительнее результата. Интерес- это самый сильный мотив личности, т.к., во- первых, есть личностное отношение (и, следовательно, субъектная активность) к объекту интереса, а во- вторых, личность так начинает строить ситуацию, что ее ресурсы обязательно проявляются на пути достижения объекта любопытства.

Педагогическая  запущенность напрямую связана с  недостатками в развитии Я - концепции. Упущения в воспитании оказываются  одним из распространенных факторов, обуславливающих формирование наркотической  зависимости. Это влияние может  быть как прямым, так и опосредованным [3,43].

Прямое  влияние педагогической запущенности выражается в том, что ребенок  не получает элементарных знаний об опасности  даже единичного приема наркотиков. Зачастую это связано с неграмотностью родителей в этом вопросе, но может  также являться следствием того, что  у родителей тема наркомании становится запретной, она ими отрицается в  силу того убеждения, что "их ребенок  никогда не станет наркоманом". Кроме  того, педагогическая запущенность может  являться прямым условием наркотизации подростка, если за ребенком не ведется  наблюдения, если родители не имеют  представления, где и с кем  общается их сын или дочь. В этом случае для подростка открывается  безграничный мир, где не существует родителей и учителей, норм и правил, а, следовательно, нет контроля, сдерживающего его импульсивные побуждения на пути утоления интереса, в данном случае, к наркотикам [4,30].

«Кроме  того, результатом педагогической запущенности является инфантильность подростка: это  недостаточное развитие "внутреннего  Родителя" - субстанции самоконтроля подростка, играющей немалую роль в  формировании у личности таких качеств, как стрессоустойчивость, критичность, ответственность за собственные  поступки, активность в достижении целей и т. д. Задача профилактической работы в данном случае - работа с  конкретными клиентскими случаями». Недостаточное развитие навыков  поведения в условиях жизненных  проблемных ситуаций.

Навыки  поведения в условиях жизненных  проблемных ситуаций являются показателем  подростковой коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью  обычно понимается способность устанавливать  и поддерживать контакты с другими  людьми. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками; для них делается важным познакомиться  с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и правила значимой для  него группы. Часто препятствием здесь  является неуверенность подростка  в своих силах, страх быть не принятым и т.д., и тогда любая ситуация общения становится стрессовой.

Поэтому важно для подростка выработать у себя чувство уверенности в  себе, которое может быть приобретено  им в процессе групповой работы посредством  коррекции самооценки и образа Я (в том числе и принятия себя разным).

 

§1.3. Социально-педагогические технологии профилактики наркомании

 

Распространение наркомании в молодежной среде является сегодня одной из самых тревожных  и опасных социальных проблем  нашего времени. Неконтролируемый рост употребления наркотиков, обусловленный, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, которые сдерживали бы его, в сочетании с очень  низкой эффективностью лечения наркотической  зависимости выдвигают на первый план проблему профилактики наркомании среди детей и молодежи.

Профилактика  может быть эффективной только при  условии, если она будет проводиться  в масштабах всего целостного социально-территориального образования (например, города, области) и в ней  будут задействованы все общественные силы, причем их действия будут скоординированы  и построены на единых принципах. Это означает, что профилактика наркомании должна осуществляться в рамках целостной программы регионального уровня, которая, по сути, представляет собой разновидность социально-педагогической технологии, реализуемой множеством субъектов разного государственного и общественного статуса — структурами государственной власти и местного самоуправления, органами управления и учреждениями образования, социальной защиты, здравоохранения, комитета по делам молодежи, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами профилактики правонарушений несовершеннолетних, средствами массовой информации, общественными объединениями [7,54].

При организации  такой профилактической работы необходимо учитывать:

  • характерные особенности социализации детей и молодежи в современных условиях;
  • наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;
  • специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

«Социальное развитие — длительный процесс, результатом которого является определение человеком своих  функций в социуме. Показателем  нормального социального развития личности может выступать критерий самоопределения человека в обществе и получения им общественного  признания».

Для подростков в возрасте от 10 до 17 лет становление  личности происходит на уровне активного  формирования самосознания, определения  социальной позиции, ответственности  субъекта. Выделенные особенности социального  развития позволяют уточнить специфику  формирования диспозиций подростков.

      Подростки могут быть определены как особая маргинальная (переходная) социально-демографическая группа, включающая детей в возрасте от 10 — 11 до 16—17 лет и обладающая рядом следующих характерных признаков и вытекающих из них социальных черт:

  • физиологические, характеризующиеся незавершенностью становления организма, физического развития — эта особенность обусловливает неспособность или ограниченную способность занимать самостоятельные позиции в общественном разделении труда;
  • психологические, обусловливающие незавершенность формирования психики, ее неустойчивость — с этим связана ограниченная способность осмысления себя и действительности, своего влияния на нее;
  • социальные, означающие неполную интегрированность в общественные отношения и структуры — что обусловливает социальную неуверенность, несамостоятельность, отсутствие или недостаток социального опыта, зависимость от старшего поколения [9,53].

Обретение подростком отсутствующих и недостаточно развитых социальных черт и качеств  с учетом контекста и в соответствии со своими склонностями составляет содержание первого периода социализации.

Определяющими социальными признаками подростков являются:

• способность  занимать те или иные социальные позиции  в обществе;

• положение  в системе доминирующих отношений  производства и воспроизводства  общественной жизни;

• мера включенности в эти отношения;

• мера влияния на них.

Важнейшая роль в реализации этих механизмов отводится различным институтам, оказывающим воздействие на социализацию подростков.

К ним  в первую очередь относятся:

учреждения  системы образования;

сеть  служб и учреждений реабилитации и адаптации детей и молодежи (детские дома, приюты, службы медико-психологической помощи, специализированные центры социальной помощи и т.д.), которая в настоящее время существует в каждом крупном городе.

Проблемы  социализации ребенка, подростка часто  проявляются в дезадаптации и  связанном с ней девиантном (отклоняющемся) поведении несовершеннолетнего. Естественным следствием этого аспекта «маргинальности» подростков становится увеличение числа детей, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

Асоциальное (девиантное) поведение подростков становится своего рода фундаментом  аддиктивного (зависимого) поведения  индивида. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения  своего психического состоянияНезависимо  от средства или способа ухода  от реальности целью аддиктивного поведения  является «бегство» от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных  ситуаций. Подросток стремится снять  напряжение и получить возможность  пережить интенсивные позитивные эмоции [6,98].

Здесь и  должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предупреждение аддиктивных проявлений. В зависимости от возрастных особенностей объекта, на который она направлена, профилактическая работа имеет два уровня, соответствующие возрасту ребенка.

 Таким  образом, социально-педагогическая  технология профилактики наркомании  среди подростков в крупном  городе предусматривает координацию  деятельности многих субъектов.  Ее основной целью является  предотвращение распространения  наркомании, оздоровление подростковой  среды в целом.

 

Заключение

Только  в результате совместных действий в  решении данной проблемы можно научить  подростков позитивному общению  с окружающим их миром, уметь управлять  своими переживаниями и разрешать  возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегая при разрешении их к алкоголю и  наркотикам. К задачам школьной психологической  службы и психологам, работающим с  населением города, относятся привитие навыков, позволяющих учащимся отказаться от употребления наркотиков и находить разумные способы сопротивления  негативным явлениям. Через работу групп, проведение тренингов личностного  роста научить школьников соблюдать  законы социального общения, жизни  без насилия и помочь подростку  сделать свой собственный выбор.

При сегодняшнем  состоянии экономики в России имеется лишь одна возможность противостоять  наркотизации: это — осмысленный отказ каждого человека от наркотиков. Никогда не пробовать и не нюхать, даже один раз. Потому что наркотическая зависимость часто возникает от первой пробы.

В конце XX в. уровень наркотизации российской молодежи перешагнул рамки медицинской проблемы и стал проблемой социальной. А это — серьезный симптом неблагополучия в социальной практике страны, и прежде всего в практике воспитания детей.

Хорошо  известно, какие необратимые последствия  для физического развития ребенка  может иметь употребление наркотических  средств в период интенсивного роста организма. Но не менее серьезную травму наркотизация наносит личности растущего организма, так как именно в этот период происходит становление самопознания, формируются жизненные ценности, идеалы, убеждения, определяются планы на будущее [5,127].

Употребление  наркотиков российскими подростками  имеет свою специфику: гораздо быстрее, чем в других странах, наши юные потребители  интоксикантов переходят от более  легких наркотиков к тяжелым. И еще одно существенное отличие: если в странах Запада и Востока имеется многолетний опыт профилактики наркомании, то в нашей стране противодействие наркобизнесу и распространению наркомании находится в зачаточном состоянии. Требуются безотлагательные меры, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию наркотического одурманивания детей и молодежи.

 

Список использованной литературы

 

  1. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Спб, 2009г.
  2. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 2006г.
  3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. Москва, 2005г.
  4. Богданович Л.А. Наркомания: Педагогическая профилактика // Биология в школе. — 2005. — № 2.
  5. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М., 2008.
  6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- СПб.: Питер Ком, 2008г.
  7. Колосов Д. В. Наркомания: Сущность и социальные последствия // Политическое образование. — 2009. -- № 4.
  8. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. — М., 2007.
  9. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина. — Самара, 2009.

 

 

Информация о работе Социально-педагогические технологии профилактики наркомании