Технология социальной профилактики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить и рассказать о технологиях социальной профилактики.
Задачи:
1) установить роль и место социальной профилактики;
2) выявить сущность социальной профилактики;
3) обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики 6
1.1 Сущность и особенности социальной профилактики 7
1.2 Виды социально-профилактических мер и их эффективность 16
Глава 2. Технология социальной профилактики 24
2.1 Принципы, используемые в технологии социальной профилактики 27
2.2 Технологии социальной профилактики 28
Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

         Во-первых - иерархический принцип построения его внутренней структуры, когда интересы и возможности ряда социальных слоёв и групп, коллективов и организаций «подчинены» интересам других, что приводит к возникновению чувства неудовлетворённости своим социальным, имущественным и другим положением и стремлению его изменить.

         Во-вторых - постоянное присутствие в обществе и системе его жизнедеятельности таких феноменов как социальная аномия и социальная деривация, приводящих к тому, что целый ряд социальных субъектов сталкивается с ситуацией, при которой существует постоянное расхождение между имеющимися потребностями и наличием легитимных средств и способов их удовлетворения.

          Это приводит к тому, что в обществе обостряется ощущение социальной несправедливости, и ряд социальных субъектов вынужден прибегнуть к социально неприемлемым способам достижения собственных целей.

           В-третьих - объективный закон постоянного возвышения потребностей, обуславливающий более высокие темпы роста человеческих потребностей по сравнению с другими характеристиками общества, в первую очередь, с его возможностями эти потребности удовлетворять.

          Характер и содержание социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют более точно определить возможные и первостепенные объекты социальной профилактики.

 

2.1 Принципы, используемые в технологии социальной профилактики

 

       Социальная профилактика – это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.

       Понятие «социальная профилактика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучение причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития[25, с.67].

        Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении,  предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем  не менее, общая схема профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной, базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

- предварительное ознакомление  с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

-   проведение общей  профилактики, т.е. постановка задач,  выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

- проведение специальной  профилактики по каждой из  взятых для углубленного исследования  проблем, измерение и анализ  всех необходимых показателей;

- построение выводов, на основе которых делается заключение.

       Социальная профилактика основывается на ряде принципов:

- объективность заключается  в непредвзятом рассмотрении  социального объекта, исключающем  любые искажения действительности  в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

- причинность обусловлена  универсальной связью и взаимодействием  всех явлений и процессов в  реальном мире, что позволяет  в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

- комплексный подход  в изучении социальных проблем  объясняется тем, что социальная  сфера представляет собой сложное  переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных проявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

- научная обоснованность  и подтверждаемость особенно  важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального  диагноза, стоит жизнь конкретных  людей, их судьбы.

 

                 2.2  Технологии социальной профилактики

 

      В практике социальной работы необходимо учитывать объект воздействия, т.е. осуществлять дифференцированный подход к выбору методов деятельности в зависимости от категорий населения[22, с.143]. Например, в психологической службе в учреждениях интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа психолога имеет ряд направлений:

        1. Психопрофилактическая работа с детьми и подростками.

 Данное направление определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Профилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника.

        В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:

  • проводит психологическое обследование детей при поступлении в детское учреждение интернатского типа и при переходе из одного детского учреждения в другое (из дома ребенка в дошкольный детский дом, из дошкольного детского дома в школьный или в школу-интернат), а также на каждом новом возрастном этапе (при поступлении детей в школу, при переходе из начальной школы в среднюю, при окончании неполной или полной средней школы) с целью создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе, ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции, развития его личности и индивидуальности;
  • ведет работу по предупреждению психологической перегрузки и нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями их жизни;
  • организует педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития воспитанника для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности и способностей;
  • ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении интернатского типа: оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый), способствует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый — ребенок), консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных;
  • способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;
  • ведет работу по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома или школы-интерната, оптимизирует взаимоотношения воспитанников с членами их семей (родственниками, опекунами и т.д.) в случае, если такие взаимоотношения сохраняются.

      Важным аспектом работы психолога (социального работника) является консультирование. Методы консультирования прежде всего направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать» (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «окей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс).

        Консультирование в области профилактической работы с детьми (подростками) имеет следующие задачи:

  1. информирование родителей (педагогов, социальных работников и др.) о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта;
  2. своевременное выявление у субъектов первичных психосоматических отклонений и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
  3. предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с психопатологами и врачами);
  4. составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объектов воздействия (педагоги, родители, социальные работники и др.);
  5. составление рекомендаций по воспитанию в семье (совместно со специалистами по семейной терапии, социальными работниками, педагогами);
  6. проведение коррекционной работы в специальных группах при консультации с детьми и родителями.

     Одной из важнейших и наиболее сложных задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей[15, с.125].

       Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы:

  • социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);
  • медико-санитарные (вредные с точки зрения экологии условия труда и быта, хронические заболевания родителей, плохая наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
  • социально-демографические (неполная либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
  • социально-психологические (деструктивные отношения между родителями, между родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);
  • криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.).

      Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л. Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. На начальной стадии необходимо завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.

       Расширение тем доверительных бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.

                   2. Социальная работа с допризывной молодежью.

         В настоящее время проблема предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов по призыву выдвинулась в число актуальных и важных задач превентивной педагогической науки. Как показывает практика, предупреждение и преодоление различных видов уклонений от военной службы имеют давнюю и поучительную историю.

         Некоторые проблемы, аспекты социальной работы с допризывной молодежью автор уже разрабатывал и, в частности, раскрыл основные особенности военно-патриотического воспитания, рассмотрел службу в армии как один из видов социальной деятельности индивида.

          Анализ различной источниковой базы, реальной практики деятельности и поведения людей позволил констатировать, что наряду с некоторыми позитивными изменениями, происходящими в стране и Вооруженных Силах, наблюдается устойчивая тенденция к отрицательной направленности отношения российской молодежи к военной службе, девальвации ее социальной значимости и необходимости. Если в 1985 г. число так называемых «уклонистов» составило всего 443 человека, то в 1991 г. — уже более 16 тысяч, в 1993-1994 годах — вследствие массового недобора призывников в войска — более 44 тысяч, а только осенью 1996 года число уклоняющихся от военной службы достигло 37 тысяч человек.

          Актуальность проблемы объясняется изменением главных признаков и особенностей уклонений от военной службы допризывной и армейской молодежи. Их качественными характеристиками стали ухудшающееся здоровье молодых людей и усугубляющийся дефицит физически годных к службе (сегодня каждый третий юноша призывного возраста освобождается от службы по состоянию здоровья, для сравнения: в 1985 г. — только каждый двадцатый); снижение образовательного уровня (полное среднее образование имеют 70%, около 20% — неполное среднее, и как итог: юноши, имеющие 3-ю и 4-ю категорию профпригодности и условно непригодные для подготовки по тем или иным специальностям, .составили 40%); ежегодно на 10-15% сокращается количество прошедших допризывную подготовку до службы в армии и др.[24, с.89]

           Как представляется, подобные тенденции формируют соответствующие целевые установки и ценностные ориентации военнослужащих по призыву: 90% осеннего призыва 1995 г. не хотели служить в армии; 64% регулярно употребляли спиртные напитки, 2% — наркотики; 2% — совершали суицидальные попытки; 60% молодых воинов хотели бы хорошо заработать в армии и придать воинской деятельности «предпринимательский» характер.   Для сравнения целесообразно привести следующий выявленный факт: лишь 15% опрошенных сержантов и солдат экспериментальных частей и подразделений выразили готовность защищать свое государство и народ, честно выполнять воинский долг. Как показывает практика, все чаще в армии стали призываться молодые люди с установкой на уклонение от военной службы, для работы с которыми прежняя формула дальнейшего углубления и совершенствования воспитательного процесса не является эффективной. Поэтому концепция современного армейского воспитания должна предусматривать профилактику, перевоспитание и поиск новых превентивных форм и методов работы офицерского состава.

Информация о работе Технология социальной профилактики