Технология подготовки к самостоятельной жизни воспитанников школьного детского дома (на примере детского дома с.Топчиха)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена актуальной и, к сожалению, все еще мало разработанной теме - подготовке воспитанников детских домов к взаимодействию с социумом. Объектом исследования являются воспитанники детского дома. Предметом – технологии подготовки их к самостоятельной жизни. Цель исследования - выделить те технологии, которые будут учитывать наиболее важные аспекты и психологические особенности личности ребенка, которые лучше подготовят его к самостоятельной жизни. Проблема состоит в том, что дети чаще всего выходят из детских домов неподготовленными к самостоятельной жизни. Для того, чтобы лучше понять ребёнка и подготовить его к самостоятельной жизни необходимо знать особенности психологического развития детей, особенности формирования личности детей воспитывающихся вне семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1.Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи……5

2. Специфические особенности формирования личности…………………….

3. Особенности и трудности социализации детей - сирот……………….



4.Технологии, применяемые социальными работниками для подготовки детей к самостоятельной жизни………………………………………………..



Заключение…………………………………………………………………



Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая технологии ср.docx

— 53.26 Кб (Скачать)

Можно предположить, что  утрата базового доверия к миру, неизбежно возникающая у детей, воспитывающихся в условиях депривации, как следствие разрушения телесного, зрительного и звукового контактов  с матерью, может быть восстановлена  за счет инициации и деформирования скрытых механизмов развития личности, лежащих в познавательной сфере. Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме. Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира), отставание в социальном развитии. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего ни связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления  этих трудностей могут быть сведущие:

1. Готовность к адекватному  восприятию возникающих социальных  проблем и решение этих проблем  в соответствии с нормами отношений,  сложившихся в социуме (социальная  адаптированность), т.е. способность  адаптироваться к существующей  системе отношений, овладеть соответствующим  социально-ролевым поведением и  мобилизировать не только свой  потенциал для решения социальной  проблемы, но и использовать те  условия, в которых складываются  отношения ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным  социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных  качеств, сформированных установок  и ценностей;

3. Активная позиция в  решении социальных проблем, реализуемая  готовность к социальным действиям,  саморазвитие и самореализация  в возникающих трудных ситуациях  (социальная активность), способность  к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных  критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Технологии, применяемые  социальными работниками для  подготовки  детей к самостоятельной  жизни.

Прежде всего хотелось бы сказать о детском доме с.Топчиха. Топчихинский детский дом для  детей с задержкой психического и речевого развития был открыт 8 ноября 2007 г., рассчитан на 110 мест:70 дошкольников и 40 школьников. Здесь созданы лучшие в крае условия для содержания, воспитания и развития детей, нуждающихся в особой заботе государства. В здании детского дома имеется типовой спортивный зал, оборудованный тренажерный зал, помещения для занятий лечебной физкультурой и два бассейна. Спальни устроены по санаторному типу и состоят из отдельных блоков. В каждом из них по две трехместных комнаты с прихожей и комнатами гигиены.

В настоящее время в  детском доме находятся 87 детей. Большинство из них занимаются в общеобразовательной школе №1 им.Д.Ерофеева, а 12 детей находятся на надомном обучении. В 2008г. выпускниками детского дома стали 13 человек, все они занимались в ООШ.

Технологии, применяемые в детском доме для успешной подготовки к самостоятельной жизни воспитанников: Гостевая семья, Работа по обучению детей с нарушениями речевого развития.

4.1.Гостевая семья - это форма устройства ребенка в семью на выходные и каникулярные дни.                                                                 

Общая характеристика технологии: Цель: социальная адаптация детей и подростков, получение жизненного опыта и воспитания в семье, свести к минимуму проблемы, с которыми сталкиваются выпускники при создании собственных семей.  Это особенно актуально для подростков, поскольку их устройство в семью в силу возраста уже практически невозможно. Гостевой режим дает возможность им побывать в семье хотя бы в гостях, увидеть взаимоотношения людей и быт в обычной жизни по ту сторону детдомовского забора. Также пребывание в гостях способствует приобретению некоторых навыков и умений, приобрести которые невозможно в стенах детского дома.

Объект: дети и подростки.

Субъект: Семья в которой  гостит подросток, социальный педагог, педагог-психолог.

Задачи:

- Формирование взаимоотношений  в семье;

- Увидеть и научиться  устраивать быт в обычной жизни

- Приобрести навыки  и умения самообслуживания, простой  работы

- Психологический отдых  от постоянного пребывания в  детском доме

Принципы реализации:

- Индивидуальный подход

- Принцип доступности и наглядности

- Принцип профилактической  направленности

Основные формы обучения:

- Семья

- Моделирование ситуаций  близких к жизненным (в семье, обществе)

- Беседы детей с педагогами, психологами

Условия проведения:

- Проживание ребенка  в гостевой семье -> Индивидуальные и групповые занятия с участием педагога-психолога, социального педагога с целью усвоения и закрепления навыков общения, обучения и воспитания в семье.

Внедрение технологии:

1 Этап - диагностический. На этом этапе проводится медицинское, психологическое обследование воспитанника, изучается личность ребенка. В течение некоторого времени ведётся наблюдение за поведением ребенка, изучение его умственного, социального развития, взаимоотношений с воспитателями и детьми. Составляется индивидуальная карта развития, в которой отражается состояние физического и психического здоровья и план мероприятий, направленных на его поддержание. Параллельно,  администрация   и  социальная  служба  детского  дома  работают  над  поиском   гостевой  семьи  для  ребенка  (это  могут  быть  дальние  родственники;  бывшие  соседи;  педагоги  и  служащие  школ,   где  он  учится  или  посещает  кружки;  лица  из  общественных  организаций, с  которыми  дружит  детский  дом  и  т.д.) или же, непосредственно, рассматривают семьи, которые сами просили об устройстве ребёнка к ним в гости.

2 Этап.  Семьи знакомят  с  организацией   и  спецификой  временного устройства ребенка в семью,  с  условиями,   предъявляемыми  к  воспитателю. Важнейшее условие при выполнении  этой работы  - преемственность, продлённость  общения ребенка с  принимавшей его во время каникул   семьей, сохранение этого контакта после возвращения ребенка в учреждение, посещение ребенком принимавшей его во время каникул  семьи в выходные дни,   «наставничество»- в течение всего учебного года. Если все аспекты оговорены и все стороны согласны, то подается заявление семьи, составляется договор и всё официально, документально оформляется.

3 Этап. Непосредственное  пребывание ребёнка в семье. Благодаря проживанию в семье  ребенок усваивает представления о разнообразии социальных ролей в семье, осознает свою половую принадлежность, вырабатывает представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать не роль сироты, а роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решить. Приобретенный опыт социализации  в принимающей семье  благотворно  влияет и на морально - психологический климат в детском коллективе после возвращения детей в учреждение, способствует повышению успеваемости  и активности детей в разнообразных видах деятельности.

4 Этап. После возвращения  подростка в детский дом с  ним проводятся индивидуальные  или групповые (с другими подростками) занятия с участием педагога-психолога, социального педагога. Путём бесед, моделирования жизненных ситуаций, занятия помогают усвоить навыки семейной этики, традиций семьи, развить чувство любви, доброты и привязанности, выявить скрытые способности и таланты, повысить самооценку, обрести в этой семье взрослых-наставников и ровесников-друзей.

Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать требования:

1.Занятия должны быть  интересными и эмоционально вовлекать  детей и подростков в обсуждение  проблем, связанных с семейной  жизнью и психологией взаимодействия  людей. В ходе подготовки к  семейной жизни ребенок столкнется  с большими трудностями, поэтому  если эти занятия будут еще  и не очень интересными, то  у детей не возникнет особого  желания участвовать в такой  работе. Баланс между трудностями  и интересом играет важную  роль в организации занятий.

2. Занятия направлены на актуализацию  негативного опыта ребенка и  его переработку. Важно, чтобы  в ходе занятий ребенок понял,  что не несет ответственности  за случившееся (утрата семьи,  ситуации насилия, проживания  в детском доме). Ребенок часто  думает, что все произошло по  его вине: «Мама умерла, потому  что я плохо себя вел», «Я  попал в детский дом, потому  что никто не хочет воспитывать  такого, как я», «Меня били, потому что по-хорошему я не понимаю». И маленькие дети, и подростки нуждаются в проработке этих переживаний. Часто независимо от возраста дети затрудняются в выражении чувств, освоении возможностей их проработки.

3. Занятия формируют стратегию  совладающего поведения в сложных  случаях, а семейная жизнь обычно  содержит много таких ситуаций, которые потребуют от взрослеющего  человека умения справляться  как со своим эмоциональным  состоянием, так и с самой проблемой.  Важно, чтобы в ходе занятий  ребенок и подросток больше  узнали о себе, а узнав, приняли  эту информацию.

4. Занятия должны соответствовать  уровню развития ребенка. По  идее, программа подготовки должна  включать в себя как элементы, основанные на работе с разновозрастной  группой, так и компоненты, четко  адресованные определенной возрастной  группе. Важно предоставить ребенку  возможность выбирать из всего  потока информации ту, которая  ему в данный момент нужнее  всего. Необходимо помнить и  о таком вполне реальном феномене  коррекционно-развивающей работы, как  эффект отсроченного действия, —  когда цель занятия достигается  через какое-то время после  его проведения. Например, ребенок  оказывается в ситуации, которая  обсуждалась на занятии, использует  приемы, которые раньше не казались  ему важными, и осваивает это  знание.

Вывод: Получаемый опыт жизни  и воспитания в гостевой семье  даёт намного больше положительного в развитии  ребёнка, чем месяцы, а может даже и годы, прожитые в детском доме. Ребёнок вырабатывает представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать не роль сироты, а роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решить. Приобретенный опыт социализации  в принимающей семье  благотворно  влияет и на морально - психологический климат в детском коллективе после возвращения детей в учреждение, способствует повышению успеваемости  и активности детей в разнообразных видах деятельности.

 

4.2 Опыт работы обучения детей с нарушениями речевого развития.

Общая характеристика технологии:

Цель: Социальная адаптация  детей и подростков (лёгкая умственная отсталость и лёгкие речевые нарушения), приспособление их к условиям жизни, развитие у них жизненно необходимых навыков самообслуживания, простой работы, общения, совместного проживания в детском доме.

Объект: дети и подростки  с лёгким и средней сложности  дефектом.

Субъект: педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед, социальный педагог.

Задачи:

- Устранение дефектов  речи

- Формирование совместных  действий со взрослыми

- Формирование умений выполнять задания по подражанию и образцу

- Выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество

- Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия

Принципы реализации:

- Принцип доступности  и наглядности

- Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития ребёнка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Дементьева И.Ф. Социальная  адаптация детей-сирот. Современные  проблемы и перспективы в условиях  рынка. // Социальные проблемы сиротства. -М.: 1992.

2. Психическое развитие  воспитанников детского дома // Под  ред. Дубровиной И.В., Рузской А.  Т. -М. Педагогика 1990.

3. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности. // Психология формирования и развития личности. -М.: 1981.

4. Социальная адаптация  детей в школьных учреждения. // Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской  и др. -М.: 1980.

5. Рыбиновский Е.М. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. -М. 1999.

6. Давыдов В.В. Личности надо выделять. // С чего начинается личность? -М.: 1979г.

7. Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л. М. Шипициной и И. Г. Абрамовой.— СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 96 с

8. Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни, Социс. - 2001.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 2003

10. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 2002.

Информация о работе Технология подготовки к самостоятельной жизни воспитанников школьного детского дома (на примере детского дома с.Топчиха)