Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:02, курсовая работа
Данная работа посвящена актуальной и, к сожалению, все еще мало разработанной теме - подготовке воспитанников детских домов к взаимодействию с социумом. Объектом исследования являются воспитанники детского дома. Предметом – технологии подготовки их к самостоятельной жизни. Цель исследования - выделить те технологии, которые будут учитывать наиболее важные аспекты и психологические особенности личности ребенка, которые лучше подготовят его к самостоятельной жизни. Проблема состоит в том, что дети чаще всего выходят из детских домов неподготовленными к самостоятельной жизни. Для того, чтобы лучше понять ребёнка и подготовить его к самостоятельной жизни необходимо знать особенности психологического развития детей, особенности формирования личности детей воспитывающихся вне семьи.
Введение……………………………………………………………………3
1.Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи……5
2. Специфические особенности формирования личности…………………….
3. Особенности и трудности социализации детей - сирот……………….
4.Технологии, применяемые социальными работниками для подготовки детей к самостоятельной жизни………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………….
Можно предположить, что
утрата базового доверия к миру,
неизбежно возникающая у детей,
воспитывающихся в условиях депривации,
как следствие разрушения телесного,
зрительного и звукового
Критериями преодоления этих трудностей могут быть сведущие:
1. Готовность к адекватному
восприятию возникающих
2. Устойчивость к
3. Активная позиция в
решении социальных проблем,
Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.
4.Технологии, применяемые социальными работниками для подготовки детей к самостоятельной жизни.
Прежде всего хотелось бы сказать о детском доме с.Топчиха. Топчихинский детский дом для детей с задержкой психического и речевого развития был открыт 8 ноября 2007 г., рассчитан на 110 мест:70 дошкольников и 40 школьников. Здесь созданы лучшие в крае условия для содержания, воспитания и развития детей, нуждающихся в особой заботе государства. В здании детского дома имеется типовой спортивный зал, оборудованный тренажерный зал, помещения для занятий лечебной физкультурой и два бассейна. Спальни устроены по санаторному типу и состоят из отдельных блоков. В каждом из них по две трехместных комнаты с прихожей и комнатами гигиены.
В настоящее время в детском доме находятся 87 детей. Большинство из них занимаются в общеобразовательной школе №1 им.Д.Ерофеева, а 12 детей находятся на надомном обучении. В 2008г. выпускниками детского дома стали 13 человек, все они занимались в ООШ.
1 Этап - диагностический. На этом этапе проводится медицинское, психологическое обследование воспитанника, изучается личность ребенка. В течение некоторого времени ведётся наблюдение за поведением ребенка, изучение его умственного, социального развития, взаимоотношений с воспитателями и детьми. Составляется индивидуальная карта развития, в которой отражается состояние физического и психического здоровья и план мероприятий, направленных на его поддержание. Параллельно, администрация и социальная служба детского дома работают над поиском гостевой семьи для ребенка (это могут быть дальние родственники; бывшие соседи; педагоги и служащие школ, где он учится или посещает кружки; лица из общественных организаций, с которыми дружит детский дом и т.д.) или же, непосредственно, рассматривают семьи, которые сами просили об устройстве ребёнка к ним в гости.
2 Этап. Семьи знакомят с организацией и спецификой временного устройства ребенка в семью, с условиями, предъявляемыми к воспитателю. Важнейшее условие при выполнении этой работы - преемственность, продлённость общения ребенка с принимавшей его во время каникул семьей, сохранение этого контакта после возвращения ребенка в учреждение, посещение ребенком принимавшей его во время каникул семьи в выходные дни, «наставничество»- в течение всего учебного года. Если все аспекты оговорены и все стороны согласны, то подается заявление семьи, составляется договор и всё официально, документально оформляется.
3 Этап. Непосредственное пребывание ребёнка в семье. Благодаря проживанию в семье ребенок усваивает представления о разнообразии социальных ролей в семье, осознает свою половую принадлежность, вырабатывает представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать не роль сироты, а роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решить. Приобретенный опыт социализации в принимающей семье благотворно влияет и на морально - психологический климат в детском коллективе после возвращения детей в учреждение, способствует повышению успеваемости и активности детей в разнообразных видах деятельности.
4 Этап. После возвращения подростка в детский дом с ним проводятся индивидуальные или групповые (с другими подростками) занятия с участием педагога-психолога, социального педагога. Путём бесед, моделирования жизненных ситуаций, занятия помогают усвоить навыки семейной этики, традиций семьи, развить чувство любви, доброты и привязанности, выявить скрытые способности и таланты, повысить самооценку, обрести в этой семье взрослых-наставников и ровесников-друзей.
Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать требования:
1.Занятия должны быть
интересными и эмоционально
2. Занятия направлены на
3. Занятия формируют стратегию
совладающего поведения в
4. Занятия должны
Вывод: Получаемый опыт жизни и воспитания в гостевой семье даёт намного больше положительного в развитии ребёнка, чем месяцы, а может даже и годы, прожитые в детском доме. Ребёнок вырабатывает представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать не роль сироты, а роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решить. Приобретенный опыт социализации в принимающей семье благотворно влияет и на морально - психологический климат в детском коллективе после возвращения детей в учреждение, способствует повышению успеваемости и активности детей в разнообразных видах деятельности.
4.2 Опыт работы обучения детей с нарушениями речевого развития.
Общая характеристика технологии:
Цель: Социальная адаптация детей и подростков (лёгкая умственная отсталость и лёгкие речевые нарушения), приспособление их к условиям жизни, развитие у них жизненно необходимых навыков самообслуживания, простой работы, общения, совместного проживания в детском доме.
Объект: дети и подростки с лёгким и средней сложности дефектом.
Субъект: педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед, социальный педагог.
Задачи:
- Устранение дефектов речи
Список литературы.
1. Дементьева И.Ф. Социальная
адаптация детей-сирот.
2. Психическое развитие воспитанников детского дома // Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А. Т. -М. Педагогика 1990.
3. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности. // Психология формирования и развития личности. -М.: 1981.
4. Социальная адаптация
детей в школьных учреждения.
// Под ред. Р.В. Тонковой-
5. Рыбиновский Е.М. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. -М. 1999.
6. Давыдов В.В. Личности надо выделять. // С чего начинается личность? -М.: 1979г.
7. Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л. М. Шипициной и И. Г. Абрамовой.— СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 96 с
8. Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни, Социс. - 2001.
9. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 2003
10. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 2002.