Технология подготовки к самостоятельной жизни воспитанников школьного детского дома (на примере детского дома с.Топчиха)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена актуальной и, к сожалению, все еще мало разработанной теме - подготовке воспитанников детских домов к взаимодействию с социумом. Объектом исследования являются воспитанники детского дома. Предметом – технологии подготовки их к самостоятельной жизни. Цель исследования - выделить те технологии, которые будут учитывать наиболее важные аспекты и психологические особенности личности ребенка, которые лучше подготовят его к самостоятельной жизни. Проблема состоит в том, что дети чаще всего выходят из детских домов неподготовленными к самостоятельной жизни. Для того, чтобы лучше понять ребёнка и подготовить его к самостоятельной жизни необходимо знать особенности психологического развития детей, особенности формирования личности детей воспитывающихся вне семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1.Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи……5

2. Специфические особенности формирования личности…………………….

3. Особенности и трудности социализации детей - сирот……………….



4.Технологии, применяемые социальными работниками для подготовки детей к самостоятельной жизни………………………………………………..



Заключение…………………………………………………………………



Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая технологии ср.docx

— 53.26 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по Образованию ГОУ ВПО

Алтайский государственный  технический университет

им И.И. Ползунова

 

 

кафедра ТиПС

 

 

Курсовая  работа

Дисциплина: Технологии социальной работы

 

На  тему:

«Технология подготовки к самостоятельной жизни  воспитанников школьного детского дома(на примере детского дома с.Топчиха)»

 

Выполнила:  Ю.В. Веремьёва студ. группы 9СР-61

  Проверила: А.М. Щепочкина

 

 

Барнаул 2009

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

1.Психологическое развитие  детей, воспитывающихся вне семьи……5

2. Специфические особенности формирования личности…………………….

3. Особенности и трудности  социализации детей - сирот……………….

 

4.Технологии, применяемые  социальными работниками для  подготовки  детей к самостоятельной  жизни………………………………………………..

 

Заключение…………………………………………………………………

 

Список литературы……………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная работа посвящена  актуальной и, к сожалению, все еще мало разработанной теме - подготовке воспитанников детских домов к взаимодействию с социумом. Объектом исследования являются воспитанники детского дома. Предметом – технологии подготовки их к самостоятельной жизни. Цель исследования - выделить те технологии, которые будут учитывать наиболее важные аспекты и психологические особенности личности ребенка, которые лучше подготовят его к самостоятельной жизни. Проблема состоит в том, что дети чаще всего выходят из детских домов неподготовленными к самостоятельной жизни. Для того, чтобы лучше понять ребёнка и подготовить его к самостоятельной жизни необходимо знать особенности психологического развития детей, особенности формирования личности детей воспитывающихся вне семьи. Имея эти знания, мы сможем лучше подготовить детей к самостоятельной жизни, вне детского дома, учитывая при этом особенности и трудности социализации воспитанников детского дома.

Для детей, воспитывающихся  в детских домах, характерны искажения  в общении со взрослыми. С одной  стороны, у детей обострена потребность  во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и  положительных эмоциональных контактах. А, с другой, - полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к детям (в 4-10 раз реже, чем к их сверстникам, растущим в семье), сниженность в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое и т.д. Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей, во- первых, важного для них психологического благополучия переживание своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащей в основе формирования личности; а во- вторых, переживание ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

Всё выше перечисленное, а  также технологии, используемые социальными  работниками для подготовки к  самостоятельной жизни воспитанников  детского дома,  я рассмотрю в  данной курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Психологическое развитие  детей, воспитывающихся вне семьи

 

Специфические условия жизни  в детском доме, часто обуславливают отставание в психическом развитие детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи; она выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности детей. Они медленнее овладевают речью[19.27]. А отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления на контактах ребенка с окружающими людьми, словом, обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом. У этих детей уже общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира, хорошо известными каждому дошкольнику, живущему в семье. Обедненность чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно - образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой. У многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правило при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения. Постоянное пребывание в кругу сверстников, шум, досуг, спланированный и организованный взрослыми, редкие минуты уединения вызывают нервное переутомление, повышенную возбудимость.

При изучении особенностей общения детей со взрослыми, необходимо отметить существенные различие в воспитании детей в семье и вне семьи, которые связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром. Исследования свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой не благополучной семьи, более коммуникативные и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи.

По мере взросления детей  все более важное место в их жизни завоевывает их общение  со сверстниками. В закрытых учреждениях  ребенок пребывает в группе своих  сверстников постоянно. Если в семье  обычно имеются два - три ребенка  разного возраста, то в закрытых учреждениях в одной группе бывает от 10 - 12 до 25 воспитанников одного и  того же возраста. Поэтому становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.

Рядом с ребенком, где  бы он не находился - в полной семье, неполной, в детском учреждении любого типа, - должен быть человек, который  мог бы с самого раннего возраста замечать и "оценивать" его первые успехи в жизни. Умный и добрый воспитатель, учитель в принципе может организовать с ребёнком тесные доверительные отношения, полностью обеспечивающие глубокое удовлетворение социальных потребностей ребенка и его гармоническое развитие. Но не редко воспитателю, учителю на много труднее наладить личные эмоциональные связи со своим подопечным - в его группе (классе) слишком много детей, он проводит, сними лишь часть дня и т.д. А это ведет к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.

Чехословацкие авторы справедливо  отмечают, что кто-то должен радоваться первой улыбке ребенка, его первым шагам, первым словам, давать определенный смысл  его изобретениям и открытиям[4]. Без этого ребенку будет очень трудно не только физически, но и морально. Он будет меньше знать и уметь, нежели его сверстники, имеющие радом таких взрослых, будет ограничен в самой важной способности, - учиться[9].

Было бы крайне полезно  прислушаться также к голосу мудрых педагогов и врачей, утверждающих, что связи персонала с детьми в детских учреждениях "не имеют  и не должны иметь характер семейных", что воспитание вне семьи не следует  строить как имитацию воспитания в семье, как его ухудшенный вариант. Любая имитация человеческих отношений  приносит вред формированию личности ребенка. И.В.Дубровина и М.И. Лисина считают, что нужно найти свойственные только ему (воспитанию детей вне семьи) качественную специфику, которая бы обеспечивала благоприятное эмоциональное самочувствие и развитие способностей каждого ребенка, осознание им своей индивидуальности и нужности людям[31].

У детей, воспитывающихся  вне семьи, в сфере общения  обнаруживаются существенные различия воспитание ребенка в семье и  вне ее, но, несомненно одна из основных. А главная,- общение - фактор, который определяет многие вторичные различия, его дефицит порождает отставание или отношение в психическом развитии. К сложнейшим проблемам психологии общения относится вопрос о коммуникативных потребностях. Характер потребностей решающим образом определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне не благополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка. Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности - образа Я ребенка, его отношения к себе и представления о себе. Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения подростков со взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни.

 

2. Специфические особенности формирования личности

 

В плане изучения специфических особенностей формирования личности ребенка воспитывающегося вне семьи имеют не мало важное значения его стремления, желания, надежды, профессиональные и другие намеренья, т.е. его отношение к своему будущему. Одна из обязательных потребностей человека - определения своего места в жизни, осознание своей личной значимости, собственного Я. Многие психологи подчеркивают, что развитию личности, прежде всего, способствуют осуществлению задач будущего "Направленность личности на чрезмерно конкретное будущее может с большой долей вероятности вызвать развитие депрессивного состояния - либо в результате недостижимости цели, поставленной в столь конкретной форме, либо в следствии внутренней опустошенности после достижения узенькой мечты жизни[24]."

На каждом возрастном этапе  жизни ребенок требует особого  подхода. Переход от одного возрастного  этапа к другому характеризуется  прежде всего сменой ведущей деятельности и возникновением на базе этого новых  личностных образований, с которыми связаны все другие особенности  данного периода развития[5]. В подростковом возрасте формируются такие психологические новообразования, как подсознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы, желание и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения. Но эти новообразования не возникают сами по себе, они - результат обучения и воспитания ребенка на предшествующих ступенях онтогенеза. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства, интересы и желания других людей, он должен научиться сначала сопереживать близким, окружающим его.

 

3. Особенности и трудности  социализации детей - сирот

 

 

Рассматривая особенности  социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой - либо группы людей, либо организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

Для человека социальные отношения  является той средой, в которой  он реализует свои потребности, где  он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли. Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет в социальной среде, в полноценном обществе людей. Существует два подхода в понимании сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Человек не играет пассивной  роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у  него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по своему. Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. В процессе социализации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Личность - сложная система социально значимых фактов, проявлением способностей в социальном мире. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социализации личности.

На социализацию человека влияют ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен.

 

Подготовка человека к  реализации той или иной роли может  быть осуществлена только после представления  человека об этой роли ("образ" роли). Такие представления формируются  на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также в  процессе восприятия произведений искусства, под влияние средств массовой информации и других источников.

Для ребенка, который воспитывается  вне семьи, микрофакторы социализации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение - выбор детьми - сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся интересов и потребностей. Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей - сирот часто бывают искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для ребенка контактов (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзионный "образ" социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей и те, кто с ними взаимодействует. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль должна реализовываться человеком в течение всей его жизни.

Информация о работе Технология подготовки к самостоятельной жизни воспитанников школьного детского дома (на примере детского дома с.Топчиха)