Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:54, реферат
Актуальность данной темы состоит в том, что являясь глобальным вызовом, миграция всегда несет в себе угрозу стабильному развитию тех стран, куда прибывают мигранты. Вынужденная безработица, отсутствие денег, занятости и какого-либо социального статуса толкает мигрантов на добывание денег и материальных благ.
Основные направления
деятельности Правительства РК в
области миграции населения связаны
с реализацией Концепции
- по обеспечению условий
для интеграции мигрантов в
социальную среду на основе
разработки и реализации новых
подходов и направлений по
обустройству беженцев и
- по содействию привлечению
иммигрантов в Казахстан,
Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда, обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. В связи с этим особое внимание уделяется созданию эффективной системы противодействия нелегальной миграции иностранной рабочей силы;
- по усилению влияния
миграционных процессов на
В то же время граждане РК
не защищены от посягательств нелегальных
мигрантов на их жизнь, свободу и
имущество. Однако и в этом направлении
можно найти значительные «подвижки»
в рамках социальной работы с этой
категорией населения. Так, создана
Республиканская миграционная служба
Казахстана - специализированное правительственное
учреждение РК, призванное осуществлять
государственную политику в области
миграции населения и координировать
работу в данном направлении Республиканских
и региональных органов исполнительной
власти, неправительственных
Приоритетными направлениями
деятельности Республиканской миграционной
службы Казахстана и ее региональных
служб является защита прав и интересов
граждан РК, независимо от места
их проживания, а также государства
в целом; управление миграционными
процессами; оказание помощи беженцам
и вынужденным переселенцам, содействие
их социально-экономической
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 июля 2004 г. №928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» основными задачами Федеральной миграционной службы России являются:
1) реализация общей стратегии
государственной политики в
2) осуществление
3) оформление и выдача
4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
5) разработка и реализация во
взаимодействии с иными
6) исполнение законодательства
Российской Федерации по
7) осуществление в соответствии
с законодательством
Из всего вышесказанного можно утверждать, что вопросы миграционной политики находятся в зоне приоритетного общественного внимания, и это связано не столько с информационной конъюнктурой, сколько с их объективной значимостью для нашей страны и ее граждан. Для сегодняшнего Казахстана эти вопросы являются не техническими - требующими лишь управленческой оптимизации, - а политическими вопросами, требующими принципиального исторического выбора.
Социальные слои и группы, заинтересованные в изменении вектора миграционной политики, весьма многочисленны и потенциально влиятельны. Однако для того, чтобы объединить их, необходима выработка не только негативного, но и позитивного политического консенсуса основанного на соединении национальных (сохранение этнокультурной основы государства) и социальных (политика занятости, защита труда, инвестиции в человеческий капитал, развитие с опорой на внутренний рынок) требований.
Итак, представляется, что
функционирование областных миграционных
служб до сего момента являлось недостаточно
результативным. Хочется надеяться,
что осуществляемая правительством
страны реорганизация государственной
миграционной политики и соответственное
изменение структуры
2. Помощь мигрантам как направление социальной работы
2.1 Основные проблемы мигрантов
Мигранты являются категорией населения, требующей особого внимания и поддержки со стороны государства и общества. Оказавшись в неблагоприятных, а порой даже экстремальных, жизненных условиях, они имеют множество проблем, которые невозможно разрешить самостоятельно. Среди основных социальных проблем вынужденных мигрантов, следует выделить следующие:
- получение статуса беженца (вынужденного переселенца);
- жилищная проблема;
- проблема трудоустройства;
- социальная и психологическая адаптация
К вышеперечисленным проблемам добавляется множество других: размещение и временное пребывание, получение прописки по месту жительства, правовая неосведомленность и отсутствие информации о том, где можно получить необходимую помощь, устройство детей в школу и детский сад, незнание (плохое знание) языка и культурных особенностей новой территории пребывания, неприятие со стороны местного населения.
Крайне острой является проблема
материальной компенсации понесенного
мигрантами ущерба. В соответствии
с Постановлением Правительства
Республики Казахстан «О мерах по
оказанию помощи беженцам и вынужденным
переселенцам»
Адаптация и обустройство мигрантов во многом зависят от получения постоянного места работы. На новом месте жительства мигранты не имеют возможности получить работу в соответствии с их профессией и вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом.
Большую сложность представляют
собой взаимоотношения
Иммигранты и члены этнических групп иммигрантского происхождения часто испытывают трудности при обустройстве в новых местах жительства - частично ввиду недостатка средств, дающих людям возможность эффективно функционировать в обществе, а частично - в силу существования различных форм дискриминации (неумышленной или преднамеренной).
Напряженные межнациональные
и межэтнические отношения
Серьезные этнические и социальные
конфликты и напряженность
2.2 Организационные и
Для успешного решения
названных в предыдущем пункте проблем
необходимы не только политическая воля,
наличие соответствующих
Как показывает международный опыт, одной из наиболее эффективных форм решения проблем интеграции мигрантов является добровольная организация их компактных поселений. Это не только решает жилищно-бытовые проблемы, но и способствует тому, что процесс адаптации происходит постепенно, бесконфликтно, с меньшими социально-психологическими нагрузками. Этнокультурные группы получают возможность поддерживать и сохранять нормы, обычаи, традиции в системе образования, создания культурных центров, национальных общин и коммун.
Установление добрых межобщинных отношений предполагает предоставление иммигрантам прочного правового статуса и равных возможностей для их участия в различных сферах жизни общества. Только на этой основе могут развиваться равноправные межнациональные отношения и жизнедеятельность диаспоры.
Основываясь на опыте других стран, можно сделать вывод, что политика и технология по вопросам этнических отношений и работы с мигрантами в обязательном порядке должны быть сформированы с учетом ряда принципов:
- во-первых, следует исходить
из предположения, что
- во-вторых, необходимо осознавать
решающую роль органов
- в-третьих, следует сознавать,
что интеграция и установление
добрых отношений между
Международные конвенции и опыт ряда стран подтверждают, что иммигранты, прожившие долгий срок в принимающей стране, особенно те из них, кто в ней родился, должны иметь возможность без труда получить ее гражданство, что явилось бы наиболее эффективным методом развития у них чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.
Информация о работе Технологии социальной работы с мигрантами