Технологии социальной работы с мигрантами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:54, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что являясь глобальным вызовом, миграция всегда несет в себе угрозу стабильному развитию тех стран, куда прибывают мигранты. Вынужденная безработица, отсутствие денег, занятости и какого-либо социального статуса толкает мигрантов на добывание денег и материальных благ.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 36.11 Кб (Скачать)

 

Основные направления  деятельности Правительства РК в  области миграции населения связаны  с реализацией Концепции государственной  миграционной политики Казахстанской  Республики, в рамках которой предусматривается  разработка и реализация мероприятий  по государственному регулированию  миграционных процессов и, в частности:

 

- по обеспечению условий  для интеграции мигрантов в  социальную среду на основе  разработки и реализации новых  подходов и направлений по  обустройству беженцев и вынужденных  переселенцев, создания более гибких  механизмов использования ими  различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. При этом, поскольку  возможности государства по приему  и обустройству мигрантов ограничены, поддержка оказывается только  наиболее уязвимым или нуждающимся  гражданам, основные же усилия  при этом концентрируются на  создании условий для их самообеспечения и самообустройства;

 

- по содействию привлечению  иммигрантов в Казахстан, исходя  из интересов обеспечения экономики  страны и ее регионов необходимыми  трудовыми ресурсами. При этом  предполагается как содействие  возвращению в страну высококвалифицированных  специалистов, так и разработка  системы мер по натурализации  и адаптации иммигрантов, вовлечению  их в казахстанский социум. Разрабатываются  меры селективной миграционной  политики (по отдельным странам,  профессиям, квалификационным признакам), с учетом необходимых пропорций  привлечения мигрантов на временной  и постоянной основе.

 

Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных  органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда, обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. В связи с этим особое внимание уделяется созданию эффективной системы противодействия нелегальной миграции иностранной рабочей силы;

 

- по усилению влияния  миграционных процессов на улучшение  обеспечения отраслей экономики  отдельных территорий квалифицированной  рабочей силой. Данное направление предполагает создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы (в том числе на основе развития региональных рынков жилья и необходимых социальных услуг) с учетом необходимости предотвращения чрезмерной концентрации мигрантов в одних регионах и необоснованно высокого оттока населения в других, защиты страны от незаконной миграции, создания механизма социальной поддержки вынужденных переселенцев. При этом предусматривается ограничение государственных обязательств по содействию переселения (трудовой миграции) путем более активного привлечения средств хозяйствующих субъектов (работодателей). В регионах с экстремальными природно-климатическими условиями происходит постепенный переход на преимущественно ротационную систему привлечения необходимых квалифицированных кадров, с учетом реальных потребностей производства, в том числе на основе более широкого использования вахтового метода ведения работ. Разрабатывается механизм участия собственных средств мигрантов и вынужденных переселенцев в приобретении (строительстве) жилья, а также участия работодателей в финансировании жилищного обустройства указанных категорий граждан. В силу того, что страны все чаще испытывают трудности в решении миграционных проблем, возрастает необходимость в эффективном сотрудничестве разных стран в этой сфере. В частности, необходимо управление миграцией для обеспечения упорядоченных миграционных процессов.

 

В то же время граждане РК не защищены от посягательств нелегальных  мигрантов на их жизнь, свободу и  имущество. Однако и в этом направлении  можно найти значительные «подвижки» в рамках социальной работы с этой категорией населения. Так, создана  Республиканская миграционная служба Казахстана - специализированное правительственное  учреждение РК, призванное осуществлять государственную политику в области  миграции населения и координировать работу в данном направлении Республиканских  и региональных органов исполнительной власти, неправительственных отечественных  и зарубежных организаций, заинтересованных общественных объединений.

 

Приоритетными направлениями  деятельности Республиканской миграционной службы Казахстана и ее региональных служб является защита прав и интересов  граждан РК, независимо от места  их проживания, а также государства  в целом; управление миграционными  процессами; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, содействие их социально-экономической адаптации  и интеграции в казахстанское  общество; осуществление сотрудничества с мировым сообществом в области  миграции.

 

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 июля 2004 г. №928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» основными задачами Федеральной  миграционной службы России являются:

 

1) реализация общей стратегии  государственной политики в установленной  сфере деятельности;

 

2) осуществление регистрационного  учета граждан Российской Федерации  по месту пребывания и по  месту жительства в пределах  Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

 

3) оформление и выдача иностранным  гражданам и лицам без гражданства  документов для въезда в Российскую  Федерацию, проживания и временного  пребывания в Российской Федерации;

 

4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

 

5) разработка и реализация во  взаимодействии с иными государственными  органами мер по предупреждению  и пресечению незаконной миграции;

 

6) исполнение законодательства  Российской Федерации по вопросам  беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке  в предоставлении политического  убежища иностранным гражданам  и лицам без гражданства;

 

7) осуществление в соответствии  с законодательством Российской  Федерации контроля и надзора  в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников  в Российскую Федерацию и трудоустройства  граждан Российской Федерации  за пределами Российской Федерации.

 

Из всего вышесказанного можно утверждать, что вопросы  миграционной политики находятся в  зоне приоритетного общественного  внимания, и это связано не столько  с информационной конъюнктурой, сколько  с их объективной значимостью  для нашей страны и ее граждан. Для сегодняшнего Казахстана эти  вопросы являются не техническими - требующими лишь управленческой оптимизации, - а политическими вопросами, требующими принципиального исторического  выбора.

 

Социальные слои и группы, заинтересованные в изменении вектора  миграционной политики, весьма многочисленны  и потенциально влиятельны. Однако для того, чтобы объединить их, необходима выработка не только негативного, но и позитивного политического  консенсуса основанного на соединении национальных (сохранение этнокультурной основы государства) и социальных (политика занятости, защита труда, инвестиции в  человеческий капитал, развитие с опорой на внутренний рынок) требований.

 

Итак, представляется, что  функционирование областных миграционных служб до сего момента являлось недостаточно результативным. Хочется надеяться, что осуществляемая правительством страны реорганизация государственной  миграционной политики и соответственное  изменение структуры миграционных органов на местах ускорит интеграцию мигрантов и вынужденных переселенцев в казахстанское общество.

 

2. Помощь мигрантам как  направление социальной работы

 

 

2.1 Основные проблемы мигрантов

 

 

Мигранты являются категорией населения, требующей особого внимания и поддержки со стороны государства  и общества. Оказавшись в неблагоприятных, а порой даже экстремальных, жизненных  условиях, они имеют множество  проблем, которые невозможно разрешить  самостоятельно. Среди основных социальных проблем вынужденных мигрантов, следует выделить следующие:

 

- получение статуса беженца  (вынужденного переселенца);

 

- жилищная проблема;

 

- проблема трудоустройства;

 

- социальная и психологическая  адаптация

 

К вышеперечисленным проблемам  добавляется множество других: размещение и временное пребывание, получение  прописки по месту жительства, правовая неосведомленность и отсутствие информации о том, где можно получить необходимую помощь, устройство детей  в школу и детский сад, незнание (плохое знание) языка и культурных особенностей новой территории пребывания, неприятие со стороны местного населения.

 

Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного  мигрантами ущерба. В соответствии с Постановлением Правительства  Республики Казахстан «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным  переселенцам» предусматривается  ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. В результате правительственных решений мигранты получают определенную помощь от государства. Однако для решения проблемы их материального  обеспечения необходимо не только предоставление материальной помощи со стороны соответствующих  государственных учреждений, но и  создание возможностей для профессионально-трудовой адаптации трудоспособных лиц - этому  способствует предоставление вынужденным  мигрантам льгот относительно прописки и трудоустройства наряду с выплатой компенсаций и пособий в районах  поселения.

 

Адаптация и обустройство мигрантов во многом зависят от получения  постоянного места работы. На новом  месте жительства мигранты не имеют  возможности получить работу в соответствии с их профессией и вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом.

 

Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов  и местного населения, которые не всегда складываются благоприятно. Социально  экономический кризис Республики Казахстан, бытовые, поведенческие, культурно-религиозные  особенности вновь прибывающих порой являются причиной недоброжелательного отношения к ним со стороны местного населения.

 

Иммигранты и члены  этнических групп иммигрантского происхождения  часто испытывают трудности при  обустройстве в новых местах жительства - частично ввиду недостатка средств, дающих людям возможность эффективно функционировать в обществе, а  частично - в силу существования  различных форм дискриминации (неумышленной или преднамеренной).

 

Напряженные межнациональные  и межэтнические отношения стали  реальностью в некоторых регионах Казахстана, где нередко возникают  кровавые столкновения, на многие десятилетия вперед программирующие неприязненные отношения между людьми разных этнических групп.

 

Серьезные этнические и социальные конфликты и напряженность отмечаются в различных странах и регионах, поэтому изучение опыта развитых стран мира по предотвращению такого развития событий жизненно необходимо для решения аналогичных вопросов в нашей стране.

 

2.2 Организационные и технологические  подходы к социальной работе  с мигрантами

 

 

Для успешного решения  названных в предыдущем пункте проблем  необходимы не только политическая воля, наличие соответствующих ресурсов, возможностей и опыта, но и определённые практические действия в сфере социальной работы с мигрантами.

 

Как показывает международный  опыт, одной из наиболее эффективных  форм решения проблем интеграции мигрантов является добровольная организация  их компактных поселений. Это не только решает жилищно-бытовые проблемы, но и способствует тому, что процесс  адаптации происходит постепенно, бесконфликтно, с меньшими социально-психологическими нагрузками. Этнокультурные группы получают возможность поддерживать и сохранять  нормы, обычаи, традиции в системе  образования, создания культурных центров, национальных общин и коммун.

 

Установление добрых межобщинных  отношений предполагает предоставление иммигрантам прочного правового  статуса и равных возможностей для  их участия в различных сферах жизни общества. Только на этой основе могут развиваться равноправные межнациональные отношения и  жизнедеятельность диаспоры.

 

Основываясь на опыте других стран, можно сделать вывод, что  политика и технология по вопросам этнических отношений и работы с  мигрантами в обязательном порядке  должны быть сформированы с учетом ряда принципов:

 

- во-первых, следует исходить  из предположения, что большинство  иммигрантов останутся на постоянное (или продолжительное) жительство  в принимающей стране и что  они могут внести немаловажный  вклад в ее экономику;

 

- во-вторых, необходимо осознавать  решающую роль органов государственной  власти в содействии адаптации  и интеграции иммигрантов и  в развитии добрых межобщинных  отношений; это, в свою очередь,  дает основание предполагать, что  будет обеспечена законодательная  база для мер, направленных  на достижение равенства возможностей, борьбу с дискриминацией мигрантов  и в необходимых случаях осуществление  успешной интеграции иммигрантов. С другой стороны, необходимо поощрять иммигрантов развивать в себе чувство принадлежности к новому обществу; властные структуры и общественные организации должны воспринимать иммигрантов и их лидеров как необходимых партнеров в деле установления межобщинных отношений;

 

- в-третьих, следует сознавать,  что интеграция и установление  добрых отношений между местным  населением и мигрантами - это  процесс, рассчитанный на длительный  период.

 

Международные конвенции  и опыт ряда стран подтверждают, что иммигранты, прожившие долгий срок в принимающей стране, особенно те из них, кто в ней родился, должны иметь возможность без труда  получить ее гражданство, что явилось  бы наиболее эффективным методом  развития у них чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.

Информация о работе Технологии социальной работы с мигрантами