Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:51, контрольная работа
Объектом исследования является технология социальной работы с пожилыми людьми.
Предметом является процесс предоставления различной помощи социальными службами, а в частности социальным работником.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.
План
Введение
1. Особенности положения людей пожилого возраста как социальной общности.
1.1 Социально – демографические характеристики людей пожилого возраста
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
2. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
2.2 Система учреждений социального обслуживания
2.3 Беседа как вид работы с пожилыми людьми
Заключение
Использованая литература
является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать чувство
стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный
работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие
факты о клиенте или о себе самом, поскольку это может вызвать негативную
реакцию клиента.
Практики часто бывают
не являются на встречу после первой беседы [13, с.142]. Исследования
показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для
участия во второй встрече. Причем даже если первая беседа привела к
положительным результатам, то существует и множество других причин неявки
на вторую встречу. Например, для кого-то первой беседы оказалось
достаточно, кто-то не хочет продолжительного вмешательства в свою жизнь,
кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.
Удачные беседы не зависят
только от содержания
к работнику после этого интервью относятся как к человеку, способному
понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный
работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует их в
рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если работник попытается
устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.
Если клиент обладает
речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы
общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события или
додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально.
Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку,
если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то
удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы.
Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит
рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д.,
так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам:
люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них
поспешные выводы.
Задавание "хороших"вопросов. Тема задавания вопросов как навыка
межличностного общения весьма актуальна [13, с.150].
Нашей задачей является
помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросов в
подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или
дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова
здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.
Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а
слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.
Неопытные люди часто избегают задавать "зондирующие"вопросы, если
клиент догадывается к чему клонится разговор.
Другим барьером может служить слишком частое задавание вопроса,
начинающегося с "почему", т.к. оно подразумевает, что клиент должен
объяснять свое поведение, это приводит к заниманию им оборонительной
позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова "что", т.к. он может
выявить информацию, полезную для обоих участников разговора, например,
вместо того, чтобы спросить старую женщину почему она боится выходить из
дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти, если она выйдет
из дома.
Умелое использование вопросов - это нечто мало изученное в практике
социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но
и один из путей начала процесса изменения.
Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед
корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы
привести к изменению. Другими способами использования вопросов, которые
подразумевают изменение как конечную цель, является построение их таким
образом: "Возможно это неправильно, но...", "Я не совсем понял ...", все
они стимулируют отступление клиента от обычной схемы поведения и
рассмотрение новых возможностей. Чтение нотаций или преждевременные советы
нежелательны и не применяются опытными помощниками. В случае возникновения
неловких моментов не нужно заострять на них внимание, можно к ним вернуться
позже, когда клиент уже справился с конкретной проблемой, или спросить об
этом же, но позже, когда он избавится от смущения.
Другим типом задавания "хороших" вопросов является так называемый
"круговой опрос". Он применяется в семейной терапии и позволяет оценить
взаимодействие и функционирование в рамках семьи путем предоставления
одному из членов семьи возможности прокомментировать взаимоотношения двух
других членов, их поведение. Круговой опрос выявляет различные позиции
участников, дает новую информацию о том, как третья сторона видит
взаимоотношения между двумя другими членами семьи [13, с.153].
Гипотетические вопросы типа: "А что было бы, если ...?"могут еще более
прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать идеальное решение
проблемы (с позиции клиента) могут предложить решение проблемы. Вопросы,
ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов. У людей обычно свои
взгляды на вещи и свои идеи.
Хороший социальный работник
обладает следующими шестью
1. Симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого
человека.
2. Уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы
передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.
3. Конкретность, четкость, чтобы тот,
кто консультируют
четко понимал проблему.
4. Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.
5. Искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с
клиентом.
6. Сиюминутность, иметь дело
момент встречи [15, с.177].
При работе с клиентами социальному работнику нужно знать следующее:
- необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин
поведения человека;
- иметь навык межличностного общения;
- умело задавать вопросы;
- пытаться устранить барьеры
общения, приводящие к
Социальные работники должны уметь слушать,
наблюдать и реагировать. Обретение
навыков посещения клиентов, понимания
специфики их жизни, навыки
задавания вопросов, решения проблем,
планирования действий - все
это далеко не просто. Чтобы стать
опытным советчиком (консультантом) мало
быть заботливым и понимающим, надо
еще умело применять на практике многочисленные
приемы и методы работы.
Вывод
Целью курсовой работы
людей. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ
результатов позволяет сделать следующие выводы:
1) социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их
проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных
точек зрения – хронологической, социологической, биологической,
психологической,
2) из исследования видно, что наиболее острой проблемой является
ограничение жизнедеятельности пожилых людей.
3) в работе была исследована структура системы учреждений социального
обслуживания. Важнейшей задачей которой является поддерживание
уровня жизни пожилых людей в экстремальных ситуациях,
содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.
5) главной целью обслуживания людей является создание ориентированных
на конкретного человека
работник организует предоставление услуг независимыми,
добровольными и государственными организациями, он так же
ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и
агентствами разного рода.
6) установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших
проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в
частности. Проблема эта
правительственными мерами
защиты народонаселения; еще в меньшей степени - медицинскими
Информация о работе Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста