Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Объектом исследования является технология социальной работы с пожилыми людьми.
Предметом является процесс предоставления различной помощи социальными службами, а в частности социальным работником.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.

Оглавление

План
Введение
1. Особенности положения людей пожилого возраста как социальной общности.
1.1 Социально – демографические характеристики людей пожилого возраста
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
2. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
2.2 Система учреждений социального обслуживания
2.3 Беседа как вид работы с пожилыми людьми
Заключение
Использованая литература

Файлы: 1 файл

Бабичева-Курсова.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским  и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.

     Не  сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления. 
 

       
 
 
 
 

2.1 Система учреждений социального обслуживания 

     Пожилые люди и инвалиды в Украине обладают всей  полнотой социально-экономических и личных прав и  свобод. Однако изменение социального статуса человека в старости   и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и  общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и  общения; испытанием затруднений в социально-бытовой  и  психологической  адаптации  к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

     Наиболее  острой  проблемой является  ограничение   жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности  понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности

осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью [3, с.21].

       В  решении этой проблемы  первостепенное  значение  приобретает совершенствование системы социальной  реабилитации  и  социальной   помощи престарелым и инвалидам.

       Социальная  реабилитация  представляет  собой  комплекс  социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных  и  других  мер, направленных на обеспечение необходимых условий  и  возвращение  этих  групп населения к полнокровной жизни в обществе.

        Составным элементом социальной защиты пожилых  людей  и  инвалидов  на современном этапе является оказание социальной  помощи  т.е. обеспечение  в денежной и натуральной форме, в виде  услуг  или  льгот,  предоставляемое  с учетом законодательно  установленных  государством  социальных  гарантий  по

социальному  обеспечению  [3,  с.25]. Она  носит,  как  правило,   характер периодических и единовременных доплат  к  пенсиям  и  пособиям,  натуральных выдач и услуг в целях оказания  адресной, дифференцированной  социальной поддержки  этих  категорий, ликвидации или нейтрализации критических

жизненных  ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально- экономическими условиями.

               Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм  социального обеспечения: денежных выплат (пенсий,  пособий);  натурального  обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов  обслуживания,    важное значение   придается   новым    формам    экстренной    социальной    помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Украины.

       Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей  включает  в  себя пенсии  и различные пособия; содержание  и  обслуживание  престарелых   и инвалидов в специальных учреждениях  органов  социальной  защиты  населения; протезирование; льготы  инвалидам; оказание помощи  бездомным.

        Социальное  обеспечение  осуществляется   государственными   органами, предприятиями, частными лицами,  за  счет  взносов  (вычетов  из  заработной платы) трудящихся. В последнем случае  выплата  из  фондов  определяется  не трудовым вкладом  и  стажем,  а  размерами  взносов.  Рассмотрим работу Центра  социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов) [3, с.68]. В  него, как правило, входит несколько отделений. В  отделении  дневного  пребывания (рассчитанного на  содержание  не  менее  30 пенсионеров   и инвалидов), организуется питание, медицинское и культурное  обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности  в  спецмастерских  или подсобных хозяйствах.

         Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание            не менее  15 человек)    осуществляет    лечебно-оздоровительные    и    реабилитационные мероприятия,  культурное  и  бытовое  обслуживание,   питание   в   условиях круглосуточного содержания.

      В отделении социальной помощи  на дому (оно обслуживает  в   городе  120 человек, в сельской местности — 60 человек)  осуществляется  постоянное  или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому  пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней  помощи  (бесплатно  или  на  платной основе).

        Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся  в надомном обслуживании.

      Служба  срочной  социальной  помощи  Центра  социального  обслуживания предусматривает  широкий   перечень   услуг:   разовое   обеспечение   остро нуждающихся  бесплатным  горячим   питанием   или   продуктовыми   наборами; обеспечение одеждой,  обувью  и  предметами  первой  необходимости;  разовое оказание материальной  помощи;  содействие  в  получении  временного  жилья; оказание  экстренной  психологической  помощи,  в  том  числе  по  «телефону доверия»:  оказание  юридической  помощи  в  пределах   своей   компетенции; оказание других видов и форм помощи,  обусловленных  региональными  и  иными особенностями.

     Существенное  значение в условиях кризисной обстановки в  Украины  имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в  первую  очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам,  инвалидам,  престарелым  старше 80 лет.

      Социологические исследования в нашей стране  показали,  что  основными направлениями  обеспечения  благосостояния  престарелых   (по   их   мнению) являются:  повышение  пенсий,  совершенствование  пенсионного   обеспечения, развитие услуг по  уходу  за  ними  на  дому,  увеличение  числа  домов  для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.

          Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из  важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах.

     Необходимо  обратить  внимание  на  социально-бытовое  обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом  потери  способности  к самообслуживанию, обеспечение  специальной  удобной  обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые  бы  облегчили  старым

людям  передвижение  по  улице, ведение  домашнего  хозяйства,   выполнение некоторых гигиенических процедур.

       Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно   определены   перспективные   направления   разработки   и    выпуска соответствующей бытовой техники.

       Предложения  хорошие,  однако,  к  сожалению,  в  нашей   стране   они реализуются крайне неудовлетворительно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Беседа как один из методов социальной работы с пожилыми людьми 

      Первая беседа  обычно  имеет   цель  выяснить  право  клиента   получать

социальные  услуги. Очень многое при этом зависит  от качества беседы.  Беседа

с клиентом наиболее точно может быть определена как  коммуникация  (общение)

или  взаимодействие.  Это  искусство   и   наука.   Начинающим   работникам,

сталкивающимся  с этой формой деятельности,  необходимо  обладать  знанием  и

пониманием явных и тайных причин того или  иного  поведения  человека,  т.е.

мотивов  поведения.  Знание  этого  способствует  эффективности   работы   и

терпимости  к людям. Только внимательное выслушивание и  наблюдение  за  тем,

как люди ищут помощи, сможет превратить  объективные  факты  и  субъективные

чувства в часть межличностного  общения,  включающего  открытые  и  закрытые

послания, их расшифровку и реакцию на различные  уровни общения.

      К основным навыкам, необходимым  для введения беседы,  относятся  такие

10 принципов  [13, с.122]. Вначале информировать клиента  о  продолжительности

беседы; начинать беседу после того как клиент  понял ситуацию; стараться

быть  доброжелательным, чтобы  создать  свободную  непринужденную  атмосферу;

постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать  опасность  вынесения

суждений, а не  принятия  человека  таким  как  он  есть;  развивать  навыки

социального общения, например, улыбнуться,  чтобы  помочь  общению,  вначале

избегать  вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить,  не

домысливать за клиента; не слишком  торопиться,  не  суетиться  и  научиться

справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это  время,  когда  клиент

напряженно  думает).

      Каждая беседа обычно фиксируется  на какой-то основной проблеме  такой,

как  например,  исследование  финансовых  проблем  клиента,  его   болезнях,

обидах,  взаимоотношениях  и  т.д.  Каждая  беседа-знакомство  должна  иметь

четкую  схему, т.е.  начало,  середину,  конец.  Каждая  последующая  беседа-

встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей,  при

этом  должны быть использованы письменные или видеозаписи.

      В процессе беседы обращения  к одним  и  тем  же  трудностям  или  даже

отрицание их может дать работнику какой-то "ключ".  Надо  обращать  внимание

на несоответствования и умолчания. Например,  подвергшийся  насилию  человек

может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения  или  что

клиент  ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

      Беседа-интервью социального работника  отличается от повседневных бесед

тем, что  они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели,

временные рамки обычно бывают определены, предполагается  положительное  или отрицательное развитие взаимоотношений  [13,  с.125].  Рассмотрим  последние

аспект  подробнее. Первая встреча  социального  работника  и  клиента  помимо

чисто информативной функции имеет,  по  меньшей  мере,  3  цели:  стремление

заключить союз с клиентом  относительно  методов  лечения,  т.е.  социальный

работник  старается понять мысли  и  чувства  клиента;  старается  вселить  в

клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует  методы

и формы  работы [13, с.125]. Если не принимать эти  факторы  во  внимание,  то

управление  ситуацией  невозможно.  Особенно  это  важно,  если  наблюдается

негативная  реакция со стороны клиента.

      Иногда социальные работники  переживают, что порой они   сталкиваются  с

необщительными  клиентами, которые вместо того, чтобы  сказать,  какая  помощь

им нужна,  делают  все,  чтобы  заблокировать  ее.  Одной  из  причин  этого

Информация о работе Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста