Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:51, контрольная работа
Объектом исследования является технология социальной работы с пожилыми людьми.
Предметом является процесс предоставления различной помощи социальными службами, а в частности социальным работником.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.
План
Введение
1. Особенности положения людей пожилого возраста как социальной общности.
1.1 Социально – демографические характеристики людей пожилого возраста
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
2. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
2.2 Система учреждений социального обслуживания
2.3 Беседа как вид работы с пожилыми людьми
Заключение
Использованая литература
Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.
Не
сформирована правовая культура, пожилые
люди плохо знают действующее законодательство,
свои социальные права и порядок обжалования
в случае их нарушения, что обусловлено
их плохой информированностью, недостатком
социально-правовой практики и сложившимися
стереотипами мышления.
2.1 Система
учреждений социального обслуживания
Пожилые люди и инвалиды в Украине обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности
осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью [3, с.21].
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по
социальному обеспечению [3, с.25]. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических
жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально- экономическими условиями.
Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Украины.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Рассмотрим работу Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов) [3, с.68]. В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов), организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.
Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.
В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).
Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.
Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.
Существенное значение в условиях кризисной обстановки в Украины имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.
Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.
Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах.
Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым
людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.
Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники.
Предложения хорошие, однако,
к сожалению, в нашей стране
они реализуются крайне неудовлетворительно.
2.3 Беседа
как один из методов социальной работы
с пожилыми людьми
Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать
социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа
с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение)
или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам,
сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и
пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е.
мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и
терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем,
как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные
чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые
послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
К основным навыкам,
10 принципов [13, с.122]. Вначале информировать клиента о продолжительности
беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться
быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу;
постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения
суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки
социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале
избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить, не
домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться
справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент
напряженно думает).
Каждая беседа обычно
как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях,
обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь
четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-
встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при
этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.
В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже
отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание
на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек
может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что
клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.
Беседа-интервью социального
тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели,
временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений [13, с.125]. Рассмотрим последние
аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо
чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление
заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный
работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в
клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы
и формы работы [13, с.125]. Если не принимать эти факторы во внимание, то
управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается
негативная реакция со стороны клиента.
Иногда социальные работники переживают, что порой они сталкиваются с
необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь
им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого
Информация о работе Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста