Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 03:00, курсовая работа
Многие социологи оценивают нынешнее состояние культуры как переходное. Стремительное распространение информационных технологий влияют на окружающий мир, а также способствуют изменению «культурных парадигм», которые затрагивают многие ценностные ориентиры и коренные представления людей об окружающем их мире.
Введение
Субкультура
Контркультура
Заключение
Источники
Это приводит к реакции на культурный шок. Существенную роль играет количество людей, попавших под его влияние. «Если культурный шок испытывает целая группа людей, объединенных общими признаками, то есть субкультура, то мы можем говорить о явлении контркультуры как реакции на переживаемый культурный шок. В таком случае контркультура представляет собой расширенное социокультурное поле действий субкультуры».
Конкретным примером может послужить контркультура в США в 1960-е года.
«В переходный к постиндустриальной системе период (1950-1960 гг.) нормы постиндустриального общества не были институционализированы. Послевоенная американская социальная система "привязывала" индивида через тотальные механизмы конформизма. Американское общество оказалось в состоянии аномии.
Ценности идеальные (теоретический уровень) не всегда чётко переходили в ценности социальные (практический уровень). По сути, многие из них, прозвучав во всеуслышание, так и не были конкретизированы.
Конкретные факты отразились в следующем.
Послевоенное американское общество характеризуется резким увеличением рождаемости, что привело к наличию огромного числа молодёжи к концу 60-х гг. Это было первое поколение, выросшее в условиях общества потребления.
В обществе потребления семья не смогла осуществить воспитательную функцию, как ранее. Она оказалась, исходя из новых исторических условий, не в состоянии подготовить молодого человека к жизни.
Общественные институты социализации оказались не выработаны и не действовали.
Социализация молодых людей в основном стала осуществляться в молодёжных группах с помощью их особой культуры. Молодёжь сама стала управлять своей социализацией, используя peer group (молодежные группы), которые были маргинальны по отношению к обществу, содержали элементы социальной дезорганизации и потенциально были склонны к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведения.
В peer group произошло формирование молодёжной субкультуры, что означало конфликт по отношению к культуре старшего поколения, что послужило толчком к конфликту поколений вообще.
Отказ от ценностей старшего поколения в конкретной исторической ситуации породил феномен контркультуры как попытки избежать реалий Американской цивилизации и преодолеть состояние культурного шока».
В качестве причин также могут выступать протест молодежи против общества потребления. Глобальное уничтожение природы, появление, а потом и совершенствование оружия массового уничтожения, нарастающая жестокость и равнодушие среди людей, а также бессилие народа во многих политических вопросах при демократическом режиме – все это вынудило молодежь искать новые пути решения проблем, которые вылились в целую контркультуру.
Культурный шок обозначил окончательный разрыв между поколениями, кризис в цивилизационном развитии. Контркультура (своеобразный целостный социокультурный комплекс) виделась как выход из тяжелой кризисной ситуации. Она располагала абсолютно новой системой ценностей и предлагала свою картину будущего мира. По сути, контркультура решала не только задачи выхода из состояния культурного шока цивилизационного масштаба, но ставила целью формирование нового мироустройства, нового бытия, а также нового поколения.
В настоящее время контркультурным течением на Западе можно считать движение антиглобалистов. Они выступают против экономической и культурной глобализации, против транснациональных кампаний, социальной поляризации в современном мире. Антиглобалисты считают, что процессы глобализации приведут к уничтожению национальной самобытности, произойдет унификация образа жизни и превращение целых народов в копию американского стандарта.
Социальную основу движения антиглобалистов составляет молодежь в возрасте от 18 до 23 лет из числа среднего класса, хорошо организованная. Антиглобалисты пытаются влиять на принятие важных политических решений. Например, под давлением антиглобалистов лидеры большой восьмерки на саммите в Канаде приняли решение списать развивающимся странам долг в размере 1 миллиарда долларов и выделить 6 миллиардов на программу развития Африки.
Последнее время все большую популярность набирают различные религиозные течения контркультуры. Во всем мире в массовом порядке появляются разнообразные религиозные секты и учения. Обратившись к истории любой секты, можно обнаружить, что в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своей предков, признать (порою письменно) всю предшествующую жизнь ошибкой.
Членами сект становятся, прежде всего, люди с неустойчивой психикой, неустроенные, ищущие, но не нашедшие смысл или свое место в этой жизни. Такие люди, как правило, легко поддаются внушению, готовы отказаться от личной свободы и принять, не задумываясь, установки своих учителей. Вступить в секту легко, а выйти из нее крайне трудно, а иногда и невозможно. Специалисты сравнивают сектантскую деятельность с наркотической, то есть жизнь вне секты не будет возможной для человека(бывал случаи подсаживания на наркотики ради больше популяризации секты). Многие секты создаются с корыстными целями господства над людьми. На территории России сейчас действует около 2 тысяч различных сект, в которых задействовано более полутора миллионов молодых людей. В мире, в том числе в России, получили распространение такие религиозные секты, как "церковь Христа", мормоны, иеговисты, "Белое братство", "Богородичный центр", движение Муна, "Аум-Сенрике", "Церковь последнего завета", виссарионовцы, "Новая эра", "Век водолея" и др. Некоторые из них оказались под запретом и преследуются по закону. Таким образом, современная контркультура существует не только в политической и художественной, но и религиозной форме.
Можно подытожить, что в истории культуры известны такие примеры, когда локальные комплексы культурных ценностей начинают активно внедряться в культуру и претендовать на универсальность. Притом они конфликтуют с традиционными общественными нормами и претендуют на оппозиционную позицию по отношению к господствующей культуре. Они выходят за рамки своей культурной среды, возвещая новые ценностные установки для широких масс. В этом случае говорят не о субкультуре, а о контркультуре.
В современной отечественной и зарубежной культурологии и социологии понятие контркультуры используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным, основным культурным ценностям. Чаще всего оно отождествляется социологами с молодежной субкультурой 1960-х годов, выразившей критическое отношение к современной культуре, бунт молодежи против «культуры отцов», сочетающее в себе течения нигилизма и романтизма. В этом слове объединились различные процессы, направленные против главенствующей, то есть доминирующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, экстремизмом, отсутствием культурной толерантности, но прежде всего с поиском новых путей развития, влекущие за собой душевную пустоту и нравственное падение.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что субкультура и контркультура являются подсистемами одной общей культуры, который занимают определенное пространство, которое не может охватить доминирующая культура. Их возникновение связано с определенным уровнем развития общества.
Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в большей степени лояльна к основным ценностям и нормам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Важным нюансом субкультуры является момент ее непохожести в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности.
И все же следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Понятия субкультуры и контркультуры близки, но не являются синонимами.
Понятие контркультуры акцентирует «момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре». Данный термин появился в западных источниках в 60-е годы ХХ в.
Главные составляющие контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция.
Можно сказать, что субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Однако не стоит забывать, что субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.