Субкультура и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 03:00, курсовая работа

Краткое описание

Многие социологи оценивают нынешнее состояние культуры как переходное. Стремительное распространение информационных технологий влияют на окружающий мир, а также способствуют изменению «культурных парадигм», которые затрагивают многие ценностные ориентиры и коренные представления людей об окружающем их мире.

Оглавление

Введение
Субкультура
Контркультура
Заключение
Источники

Файлы: 1 файл

Titulny.doc

— 275.00 Кб (Скачать)


 

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по социологии

 

 
Тема: “Субкультура и контркультура ”

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Студент: Чеботаева Д.Д.

                                                       Группа:1бл1

                                                                                    Преподаватель: Макаренко Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

 

 

Оглавление

  1. Введение
  2. Субкультура
  3. Контркультура
  4. Заключение
  5. Источники

 

 

 

                                              Введение

Многие социологи оценивают нынешнее состояние культуры как переходное. Стремительное распространение информационных технологий влияют на окружающий мир, а также способствуют изменению «культурных парадигм», которые затрагивают многие ценностные ориентиры и коренные представления людей об окружающем их мире. С одной стороны, мы являемся свидетелями мировой глобализации, которое неумолимо способствует унификации многих культур и навязыванию всем общего стандарта поведения, с другой стороны, все больше возобладают стремления сохранить национальную самобытнось и культуру. Однако нельзя отрицать того факта, что современная культура впитала в себя множество субкультур, что ведет к усложнению ее внутренней структуры. Проблемы субкультуры и контркультуры связывают ,как правило, с процессом социализации, т.е. с процессом вхождения человека в мир доминирующей культуры, который связан с определенными трудностями. В связи с этим возникают молодежные движения , которые рождают  «культурные циклы, обусловленные сменой поколений». Субкультура не всегда вступает в конфликт с господствующей культурой, она не пытается ее заменить и даже может мирно с ней сосуществовать. Контркультура ,наоборот, может вступать в конфронтацию с главной культурой и отрицает все ее ценности и ориентиры. Исходя из вышесказанного , можно сделать вывод, что проблема субкультуры и контркультуры является чрезвычайно актуальной в наши дни.

 

 

 

                                                        Субкультура

Понятие «субкультура» обозначает  систему ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающуюся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В  современном обществе существует множество таких субкультур. Они могут быть классовыми, молодежными, этническими, религиозными и т.д. От господствующей культуры субкультуру может отличать своя манера поведения, стиль одежды, языковые особенности , а также другие аспекты. Впервые понятие «субкультуры» ввел американский социолог Дэвид Рисмен. Он обозначил ее как группу людей, «преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством». Его исследования продолжил британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж , который придерживался мнения о том, что субкультуры являются привлекательными для людей, которые неудовлетворенны имеющимися в обществе стандартами и ценностями. Социолог из Франции Мишель Мафессоли в своих трудах называл субкультуры «городскими племенами», а отечественный орнитолог Виктор Дольник использовал в отношении их понятие «клубы». В СССР для обозначения членов молодежных субкультур использовались термин «неформалы» или для обозначения самой субкультуры понятие «тусовка». Следует отличать субкультуру от фэндома. Фэндомом является сообщество поклонников какого-либо предмета или явления(писатель, музыкант, стиль и т. д.) . Также фэндом может иметь некие черты сформировавшейся культуры, например, сленг, наличие сайтов и книг. Увлечения или хобби могут со временем приобрести черты субкультуры, что произошло с панк-роком и готической музыкой. Однако эти случаи являются скорее исключением из правил, ибо фэндомы в большинстве своем не образуют никаких субкультур и остаются сосредоточенными исключительно около предмета своего увлечения, так как у большинства из них нет общего имиджа, мировоззрения, взглядов в различных серах жизнедеятельности. Если хобби и фэндомы  связаны лишь с определенными личностями или предметами, то субкультуры наоборот( «на смену одному идеологу приходит другой»).

Социологи выделяют следующую хронологию субкультур:

 

Название субкультуры

Годы существования

Денди

с нач. XIX века

Натуризм

с нач. XX века по наши дни

Байк-движение

с 50-х XX века по наши дни

Скейтбординг

с 50-х XX века по наши дни

Тедди-бой

50-е XX века

Нью-эйдж

50-е XX века

Бит-поколение

с кон. 50-х (нач. 60-х) годов XX века

Хиппи

с 60-х XX века

Ролевое движение

с 1967 г.

Моды

с сер. 60-х XX века

Скинхеды

с кон. 60-х XX века

Паркур

с 1973 г.

Панки

с сер. 70-х XX века

Хип-хоп

с 70-х XX века

Готы

с кон. 70-х XX века

Casuals

кон. 70-х (нач 80-х) XX века

Новая романтика

нач. 80-х XX века

Straight edge

80-е XX века

Фурри

80-е XX века

Металлисты

80-е XX века

Visual Kei

80-е XX века

Эмо

Лето 1985 года

Гребо

80-е (нач. 90-х) XX века

Риветхед

80-е (нач. 90-х) XX века

Джанглисты

нач. 90-х XX века

Кибер-готы

90-е XX века

Рейв

90-е XX века




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субкультуры в своей основе могут ставить разные течения, начиная от политических взглядов и музыкальных предпочтений, заканчивая сексуальной ориентированностью. Существуют даже субкультуры, которые идут наперекор общепринятым законами. Таким примером может послужить уголовная субкультура.

Обычно субкультуры замкнуты и стремятся отгородить себя от доминирующей в обществе культуры. Иногда субкультуры могут иметь «агрессивный или экстремистский» характер. Движения ,которые ставят для себя приоритет конфронтации с господствующей культурой, называют контркультурой, но о них позднее.

Само понятие субкультуры предполагает «существование господствующей культуры , наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе». Для субкультур характерны определенные условия формирования и даже предоставление решения определенных проблем, как ,например, «бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей т.д.». Внутри субкультуры происходит социализация ее членов, и в этом смысле она не отличается от социализации обычных людей, не состоящих какой либо субкультуре. Однако молодежные культуры представляют себя как некую оппозицию общей культуре, выражающуюся в своеобразных стилях одежды и музыки. Но одновременно с этим нельзя отрицать того, что субкультура является неотъемлемой частью общественной культуры. Составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, навыки, умения.

 

Таким образом, необходимо подробней рассказать о каждой составляющей субкультуры. Знание (картина мира в узком смысле)- под этим понятием имеется в виду вся «совокупность знаний и представлений человека об окружающей действительности, отталкиваясь от которых он выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем». На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве. Ценности – «один из компонентов социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании». Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый. Стиль и образ жизни- эта категория «объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы. Стиль жизни будет пониматься как социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. К стилю и образу жизни, который будет характеризовать, и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности». Социальные роли и статусы также относятся к образу жизни, они представляют собой модели поведения человека в определенных жизненных ситуациях, а также это место человека в его социальной группе, его роль. Социальные институты предполагают «определенную систему норм,  усваивающейся в процессе социализации». Но нельзя забывать, что субкультура держится на  «несформулированных» нормах, поэтому обучения нормам происходит там за счет примеров. Процедурное знание – это «навыки, умение, способы осуществления, методы. Сюда входит именно то знание, которое необходимо для выполнения набора ролей, предусмотренного для индивида определенной субкультурой». Потребности будут представлять собой «состояние нехватки из чего-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию этой нехватки», а склонности - «ориентированность человека на что-то, желание заниматься определенным видом деятельности».

Одним из самых известных примеров субкультуры является молодежная.

Для нее характерны протесты и бегства от реальности, что считается многими социологами как одной из фаз самоопределения. С развитием многие субкультуры приобретают единый(для определенной субкультуры) стиль одежды, символику(которая может быть заимствована из других культур), жаргон(в основном состоит из неологизмов), а также общие взгляды и ценностные ориентиры. «Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим своих от посторонних людей». Из этих факторов многие исследователи делают заключение о сходстве новых субкультур с  культурами традиционными.

                                               

Для поклонников Visual Kei имидж — один из важнейших элементов

                                                              

Анх— традиционный символ готов, обозначающий вечную жизнь в Египте, а также самоопределяющий данную культуру .

 

Имидж для большинства представителей субкультур является демонстрацией того, что пропагандирует их субкультура. Как пример можно привести культуру денди 19 века. Некоторые элементы отдельных субкультур(одежда или символика) могут вливаться со временем в господствующую культуру(например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов , давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды «готическая лолита» и «готический аристократ» уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды).

Социологи выделяют следующие виды субкультур:

Виды субкультур

Общее описание

Подвиды

Описание подвидов

Музыкальные

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки

Альтернативщики

поклонники альтернативного рока, рэпкор

Готы

поклонники готик-рока

Металлисты

поклонники хэви-метал и его разновидностей

Панки

поклонники панк-рока

Рокеры

поклонники рок-музыки

Хип-хоп (рэперы)

поклонники рэпа и хип-хопа

Скинхеды

любители ска

Эмо

поклонники эмокор

Имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению

Нудисты

Без одежды

Стиляги

Яркие краски в одежде

Милитари

Одежда под военную форму

Политические и мировоззренческие

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям

Антифа

Против фашизма

Неформалы

 

Хиппи

пацифизм

По хобби

Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби

Байкеры

Любители мотоциклов

Райтеры

Поклонники граффити

Трейсеры

Любители паркура

Хакеры

Любители компьютерного взлома (чаще нелегально)

По другим увлечениям

Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе.

Отаку

Поклонники аниме(японской мультипликации

Геймеры

Поклонники компьютерных игр

Футбольные хулиганы

 

 

 

1.

Группа субкультур, выделенных на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды (65,53%)

2.

Группа субкультур, выделенных на основании признака социальной активности и политических взглядов (17,9%)

3.

Субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени / трудно идентифицируемые (8,59%)

4.

Группа субкультур, выделенных на основании признака увлечения различными видами спорта (6,5%)

5.

Группа субкультур, выделенных на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения (1,68%)



Появление молодежной субкультуры объясняется исследователями целым рядом факторов. Главными из них являются:

1.Социально-экономические  причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

2. Различия между поколениями.

3. Особенности возрастной  психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства  еще нет семьи, профессии, того  круга многочисленных обязанностей  и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

4. Стремление молодежи  создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый  досуг, круг единомышленников, возможности  самовыражения.

В России же ситуация с формированием молодежных субкультур основывается на трех факторах. Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения (в 2000 г., согласно данным Госкомстата, России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%, среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%, хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась).

Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. В 1990-е годы молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха.

Информация о работе Субкультура и контркультура