Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 03:00, курсовая работа
Многие социологи оценивают нынешнее состояние культуры как переходное. Стремительное распространение информационных технологий влияют на окружающий мир, а также способствуют изменению «культурных парадигм», которые затрагивают многие ценностные ориентиры и коренные представления людей об окружающем их мире.
Введение
Субкультура
Контркультура
Заключение
Источники
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Курсовая работа по социологии
Тема: “Субкультура и контркультура
”
Москва 2014
Оглавление
Многие социологи оценивают нынешнее состояние культуры как переходное. Стремительное распространение информационных технологий влияют на окружающий мир, а также способствуют изменению «культурных парадигм», которые затрагивают многие ценностные ориентиры и коренные представления людей об окружающем их мире. С одной стороны, мы являемся свидетелями мировой глобализации, которое неумолимо способствует унификации многих культур и навязыванию всем общего стандарта поведения, с другой стороны, все больше возобладают стремления сохранить национальную самобытнось и культуру. Однако нельзя отрицать того факта, что современная культура впитала в себя множество субкультур, что ведет к усложнению ее внутренней структуры. Проблемы субкультуры и контркультуры связывают ,как правило, с процессом социализации, т.е. с процессом вхождения человека в мир доминирующей культуры, который связан с определенными трудностями. В связи с этим возникают молодежные движения , которые рождают «культурные циклы, обусловленные сменой поколений». Субкультура не всегда вступает в конфликт с господствующей культурой, она не пытается ее заменить и даже может мирно с ней сосуществовать. Контркультура ,наоборот, может вступать в конфронтацию с главной культурой и отрицает все ее ценности и ориентиры. Исходя из вышесказанного , можно сделать вывод, что проблема субкультуры и контркультуры является чрезвычайно актуальной в наши дни.
Субкультура
Понятие «субкультура» обозначает систему ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающуюся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует множество таких субкультур. Они могут быть классовыми, молодежными, этническими, религиозными и т.д. От господствующей культуры субкультуру может отличать своя манера поведения, стиль одежды, языковые особенности , а также другие аспекты. Впервые понятие «субкультуры» ввел американский социолог Дэвид Рисмен. Он обозначил ее как группу людей, «преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством». Его исследования продолжил британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж , который придерживался мнения о том, что субкультуры являются привлекательными для людей, которые неудовлетворенны имеющимися в обществе стандартами и ценностями. Социолог из Франции Мишель Мафессоли в своих трудах называл субкультуры «городскими племенами», а отечественный орнитолог Виктор Дольник использовал в отношении их понятие «клубы». В СССР для обозначения членов молодежных субкультур использовались термин «неформалы» или для обозначения самой субкультуры понятие «тусовка». Следует отличать субкультуру от фэндома. Фэндомом является сообщество поклонников какого-либо предмета или явления(писатель, музыкант, стиль и т. д.) . Также фэндом может иметь некие черты сформировавшейся культуры, например, сленг, наличие сайтов и книг. Увлечения или хобби могут со временем приобрести черты субкультуры, что произошло с панк-роком и готической музыкой. Однако эти случаи являются скорее исключением из правил, ибо фэндомы в большинстве своем не образуют никаких субкультур и остаются сосредоточенными исключительно около предмета своего увлечения, так как у большинства из них нет общего имиджа, мировоззрения, взглядов в различных серах жизнедеятельности. Если хобби и фэндомы связаны лишь с определенными личностями или предметами, то субкультуры наоборот( «на смену одному идеологу приходит другой»).
Социологи выделяют следующую хронологию субкультур:
Название субкультуры |
Годы существования |
Денди |
с нач. XIX века |
Натуризм |
с нач. XX века по наши дни |
Байк-движение |
с 50-х XX века по наши дни |
Скейтбординг |
с 50-х XX века по наши дни |
Тедди-бой |
50-е XX века |
Нью-эйдж |
50-е XX века |
Бит-поколение |
с кон. 50-х (нач. 60-х) годов XX века |
Хиппи |
с 60-х XX века |
Ролевое движение |
с 1967 г. |
Моды |
с сер. 60-х XX века |
Скинхеды |
с кон. 60-х XX века |
Паркур |
с 1973 г. |
Панки |
с сер. 70-х XX века |
Хип-хоп |
с 70-х XX века |
Готы |
с кон. 70-х XX века |
Casuals |
кон. 70-х (нач 80-х) XX века |
Новая романтика |
нач. 80-х XX века |
Straight edge |
80-е XX века |
Фурри |
80-е XX века |
Металлисты |
80-е XX века |
Visual Kei |
80-е XX века |
Эмо |
Лето 1985 года |
Гребо |
80-е (нач. 90-х) XX века |
Риветхед |
80-е (нач. 90-х) XX века |
Джанглисты |
нач. 90-х XX века |
Кибер-готы |
90-е XX века |
Рейв |
90-е XX века |
Субкультуры в своей основе могут ставить разные течения, начиная от политических взглядов и музыкальных предпочтений, заканчивая сексуальной ориентированностью. Существуют даже субкультуры, которые идут наперекор общепринятым законами. Таким примером может послужить уголовная субкультура.
Обычно субкультуры замкнуты и стремятся отгородить себя от доминирующей в обществе культуры. Иногда субкультуры могут иметь «агрессивный или экстремистский» характер. Движения ,которые ставят для себя приоритет конфронтации с господствующей культурой, называют контркультурой, но о них позднее.
Само понятие субкультуры предполагает «существование господствующей культуры , наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе». Для субкультур характерны определенные условия формирования и даже предоставление решения определенных проблем, как ,например, «бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей т.д.». Внутри субкультуры происходит социализация ее членов, и в этом смысле она не отличается от социализации обычных людей, не состоящих какой либо субкультуре. Однако молодежные культуры представляют себя как некую оппозицию общей культуре, выражающуюся в своеобразных стилях одежды и музыки. Но одновременно с этим нельзя отрицать того, что субкультура является неотъемлемой частью общественной культуры. Составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, навыки, умения.
Таким образом, необходимо подробней рассказать о каждой составляющей субкультуры. Знание (картина мира в узком смысле)- под этим понятием имеется в виду вся «совокупность знаний и представлений человека об окружающей действительности, отталкиваясь от которых он выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем». На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве. Ценности – «один из компонентов социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании». Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый. Стиль и образ жизни- эта категория «объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы. Стиль жизни будет пониматься как социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. К стилю и образу жизни, который будет характеризовать, и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности». Социальные роли и статусы также относятся к образу жизни, они представляют собой модели поведения человека в определенных жизненных ситуациях, а также это место человека в его социальной группе, его роль. Социальные институты предполагают «определенную систему норм, усваивающейся в процессе социализации». Но нельзя забывать, что субкультура держится на «несформулированных» нормах, поэтому обучения нормам происходит там за счет примеров. Процедурное знание – это «навыки, умение, способы осуществления, методы. Сюда входит именно то знание, которое необходимо для выполнения набора ролей, предусмотренного для индивида определенной субкультурой». Потребности будут представлять собой «состояние нехватки из чего-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию этой нехватки», а склонности - «ориентированность человека на что-то, желание заниматься определенным видом деятельности».
Одним из самых известных примеров субкультуры является молодежная.
Для нее характерны протесты и бегства от реальности, что считается многими социологами как одной из фаз самоопределения. С развитием многие субкультуры приобретают единый(для определенной субкультуры) стиль одежды, символику(которая может быть заимствована из других культур), жаргон(в основном состоит из неологизмов), а также общие взгляды и ценностные ориентиры. «Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим своих от посторонних людей». Из этих факторов многие исследователи делают заключение о сходстве новых субкультур с культурами традиционными.
Для поклонников Visual Kei имидж — один из важнейших элементов
Анх— традиционный символ готов, обозначающий вечную жизнь в Египте, а также самоопределяющий данную культуру .
Имидж для большинства представителей субкультур является демонстрацией того, что пропагандирует их субкультура. Как пример можно привести культуру денди 19 века. Некоторые элементы отдельных субкультур(одежда или символика) могут вливаться со временем в господствующую культуру(например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов , давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды «готическая лолита» и «готический аристократ» уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды).
Социологи выделяют следующие виды субкультур:
Виды субкультур |
Общее описание |
Подвиды |
Описание подвидов |
Музыкальные |
Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки |
Альтернативщики |
поклонники альтернативного рока, рэпкор |
Готы |
поклонники готик-рока | ||
Металлисты |
поклонники хэви-метал и его разновидностей | ||
Панки |
поклонники панк-рока | ||
Рокеры |
поклонники рок-музыки | ||
Хип-хоп (рэперы) |
поклонники рэпа и хип-хопа | ||
Скинхеды |
любители ска | ||
Эмо |
поклонники эмокор | ||
Имиджевые |
Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению |
Нудисты |
Без одежды |
Стиляги |
Яркие краски в одежде | ||
Милитари |
Одежда под военную форму | ||
Политические и мировоззренческие |
Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям |
Антифа |
Против фашизма |
Неформалы |
|||
Хиппи |
пацифизм | ||
По хобби |
Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби |
Байкеры |
Любители мотоциклов |
Райтеры |
Поклонники граффити | ||
Трейсеры |
Любители паркура | ||
Хакеры |
Любители компьютерного взлома (чаще нелегально) | ||
По другим увлечениям |
Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе. |
Отаку |
Поклонники аниме(японской мультипликации |
Геймеры |
Поклонники компьютерных игр | ||
Футбольные хулиганы |
|
|
Появление молодежной субкультуры объясняется исследователями целым рядом факторов. Главными из них являются:
1.Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).
2. Различия между поколениями.
3. Особенности возрастной
психологии. Молодежь эмоциональнее,
динамичнее, независимее. У большинства
еще нет семьи, профессии, того
круга многочисленных
4. Стремление молодежи
создать свой особый мир
В России же ситуация с формированием молодежных субкультур основывается на трех факторах. Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения (в 2000 г., согласно данным Госкомстата, России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%, среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%, хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась).
Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. В 1990-е годы молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха.