Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа
Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования. В политических событиях Студенческое движение может играть большую роль (студенческая революция). Первые студенческие движения возникли в Европе; их можно разделить на две большие группы: 1) стремящихся к улучшению условий жизни студенчества в целом, объясняя это тем, что студенты являются будущим интеллектуальным поколением общества, в котором они растут, и 2) возникающих как идеалистическое стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Студенческое движение может возникать как реакция на некие конкретные действия правительства, а может принимать форму интеллектуально и социально мотивированной внепарламентской оппозиции существующей системе.
Студенческое движение существовало в Великобритании с 1880-х гг., когда появились советы представителей студентов, представляющие интересы студентов. Позднее из этих советов сформировались союзы, многие из которых вошли в состав Национального союза студентов, образовавшегося в 1921 г. Однако NUS изначально задумывался как организация, стоящая в стороне от политических и религиозных вопросов, что снижало её значение как центра студенческого движения. В 1930-е гг. студенты оказались больше вовлечены в политику после того, как в университетах стали появляться различные социалистические общества, от социал-демократических до марксистско-ленинских и троцкистских. Главой NUS стал коммунист Брайан Саймон.
Но до 1960-х гг. студенческое
движение в британских университетах
не имело большого значения. Активизацию
деятельности студенческих организаций
вызвала война во Вьетнаме, расизм,
а также различные локальные
злоупотребления властью —
В 1966 г. появились «Альянс
радикальных студентов» и «Кампания
солидарности с Вьетнамом», ставшие
центрами протестного движения. Первая
студенческая сидячая забастовка (сит-ин)
была организована в Лондонской школе
экономики в 1967 г. по случаю отчисления
двух студентов. Успех этой акции, а
также 100,000-ная студенческая демонстрация
в том же году стали началом
массового студенческого
2.1 Студенческое движение в дореволюционной России.
Студенческое движение в России было составной частью русского освободительного движения. Возникло в 1-й четверти 19 в.; приобрело важное значение в общественно-политической жизни страны во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Эволюционировало от академических целей и средств борьбы (до конца 19 в.) к движению, политически направленному на свержение царского самодержавия (с начала 20 в.).
Движение развивалось
на почве борьбы против реакционной
политики царского правительства в
постановке высшего образования (университетский
устав 1884 г. и циркуляры министерства
просвещения, грубый полицейско-административный
произвол в отношении студенчества);
было направлено на завоевание академически
корпоративных прав и свобод. В
разночинский период освободительной
борьбы (1861—95) движение проявилось в
различных специфических
Студенческие беспорядки во всех высших учебных заведениях произошли осенью 1861 г. в связи с введением так называемых путятинских правил для университетов. Весной 1869 студенты Петербурга требовали корпоративных свобод. Осенью 1878 г. происходило движение радикально настроенной молодёжи, вызванное агитацией народников «в народ!». Осень 1879 г. была отмечена студенческими волнениями против передачи функций выборного профессорского дисциплинарного суда суду, назначенному правлением университета. В 1880 г. нанесено публичное «оскорбление действием» (пощёчина) представителям учебного начальства в Московском, Варшавском и Казанском университетах в знак протеста против полицейских актов насилия над студентами. Брожение среди столичного студенчества весной 1887 вызвано деятельностью и арестом группы народовольцев во главе с А. И. Ульяновым; осенью оно привело к закрытию почти всех высших учебных заведений. 4 декабря 1887 состоялась сходка студентов Казанского университета, в которой активное участие принял В. И. Ленин. Весной 1890 г. прошли волнения студентов против «реформы» Петровской с.-х. академии в духе университетского устава 1884 г. В разночинский период студенчество участвовало и в общедемократических выступлениях: студенты Петербургского университета — в похоронах Т. Г. Шевченко 28 февраля 1861 г.; студенты Казанского университета и духовной академии — в панихиде по крестьянам, убитым при подавлении Бездненского выступления 1861, движение студенческой молодёжи, связанное с массовым участием её в борьбе с голодом 1892-93 гг., и др.
Эти выступления способствовали
пробуждению и росту
Политические взгляды борющегося студенчества в этот период формировались под воздействием трёх общественных сил: эсеров и меньшевиков), буржуазной демократии («освобожденцев») и социал-демократов. 2-й съезд РСДРП (1903 г.) предложил всем местным партийным организациям содействовать молодёжи в усвоении социалистического мировоззрения, помочь ей создать самостоятельные организации. На основе многолетнего опыта борьбы, под влиянием революционной пропаганды ленинской «Искры», политической и организаторской деятельности большевиков демократическое студенчество стало одним из резервов пролетарского движения.
В период Революции 1905-07 гг.
революционно-демократическое
В СССР советское студенчество способствовало «пролетаризации» высшей школы. Студенты-коммунисты участвовали в создании рабочих факультетов. К 30-м гг. изменился социальный состав студентов, среди них выросло число комсомольцев.
В годы довоенных пятилеток
(1929—40) советское студенчество помогало
осуществлению индустриализации страны,
коллективизации сельского
В годы Великой Отечественной войны 1941—45 гг. 240 тысяч студентов вступили в Красную Армию. В 460 вузах страны студенты учились под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». 150 тысяч из них совмещали учёбу с работой на производстве. В 1941 в Москве была создана студенческая секция Антифашистского комитета советской молодёжи. После окончания войны 30 тысяч фронтовиков поступили в вузы.
В конце 50-х гг. зародились студенческие строительные отряды, участники которых во время летних каникул работали на промышленных и с.-х. объектах страны, прокладывали линии электропередач, железные и шоссейные дороги, строили жилые дома, школы, больницы и клубы, работали летом в торговле, в сфере обслуживания, на транспорте. В 1974 г. в таких отрядах было более 600 тысяч студентов.
В жизни советских студентов большую роль играли комсомольские организации. В 1974 г. они охватывали более 95 % студентов вузов (в 1928 г. — 19,2 %, в 1935 г. — 32,5 %).
Советские студенты участвовали в международном движении прогрессивного студенчества. Они входили в Коммунистический интернационал молодёжи в 1919-43 гг., участвовали в создании антифашистского фронта молодёжи в годы 2-й мировой войны 1939-45 гг. Студенческий совет СССР сотрудничал со студенческими организациями более 100 стран. Представители советских студентов участвовали в работе Международного союза студентов, в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной федерацией демократической молодёжи.
2.3 Проблемы студенческого движения России 60-70 гг XIX в.
После 19 февраля 1861
г. заметно оживилось
В середине 1861 г. были введены «Временные правила», имевшие целью ограничить доступ в университеты. Отменялось освобождение бедных студентов от платы за обучение, запрещались студенческие сходки и депутации. В ответ студенты Петербургского, Московского и Казанского университетов прекратили занятия. 25 сентября в Петербурге студенты провели первую в России уличную демонстрацию. Студенческие волнения были серьезно восприняты правительством. Были проведены аресты вожаков студенчества и массовые исключения из университетов, наряду с этим уволены в отставку некоторые чиновники министерства просвещения, что дало возможность молодежи осознать свою силу.
Программа радикальных шестидесятников. Большое влияние на общество продолжал оказывать «Колокол». Герцен приветствовал освобождение крестьян, назвав Александра II «Освободителем». Однако детальный разбор положения в сочетании с известиями о расправах над крестьянами дали основание Огареву сделать вывод: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут». В крестьянских волнениях весны 1861 г. Герцен и Огарев видели «начальный рев» будущей бури и призывали разночинскую молодежь «заводить» нелегальные типографии для ведения революционной агитации. Обращаясь к студентам, изгнанным из университетов, Герцен выдвинул лозунг: «В народ! К народу!» Этот призыв был услышан и лег в основу образа действий шестидесятников.