Студенческие движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования. В политических событиях Студенческое движение может играть большую роль (студенческая революция). Первые студенческие движения возникли в Европе; их можно разделить на две большие группы: 1) стремящихся к улучшению условий жизни студенчества в целом, объясняя это тем, что студенты являются будущим интеллектуальным поколением общества, в котором они растут, и 2) возникающих как идеалистическое стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Студенческое движение может возникать как реакция на некие конкретные действия правительства, а может принимать форму интеллектуально и социально мотивированной внепарламентской оппозиции существующей системе.

Файлы: 1 файл

студенческие движения.docx

— 51.13 Кб (Скачать)

Студенческое движение существовало в Великобритании с 1880-х гг., когда  появились советы представителей студентов, представляющие интересы студентов. Позднее  из этих советов сформировались союзы, многие из которых вошли в состав Национального союза студентов, образовавшегося в 1921 г. Однако NUS изначально задумывался как организация, стоящая  в стороне от политических и религиозных  вопросов, что снижало её значение как центра студенческого движения. В 1930-е гг. студенты оказались больше вовлечены в политику после того, как в университетах стали появляться различные социалистические общества, от социал-демократических до марксистско-ленинских и троцкистских. Главой NUS стал коммунист Брайан Саймон.

Но до 1960-х гг. студенческое движение в британских университетах  не имело большого значения. Активизацию  деятельности студенческих организаций  вызвала война во Вьетнаме, расизм, а также различные локальные  злоупотребления властью — повышение  платы за обучение и снижение нормы  представительства студентов. В 1962 г. совместно с CND прошла первая студенческая акция протеста против войны во Вьетнаме. Однако по-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х  гг. В 1965 г. 250 студентов Эдинбурга  устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской  площади. В Оксфорде прошёл первый тич-ин, на котором студенты дискутировали  об альтернативных ненасильственных способах протеста, а также акция протеста в Лондонской школе экономики  против правительства Йена Смита в Родезии.

В 1966 г. появились «Альянс  радикальных студентов» и «Кампания  солидарности с Вьетнамом», ставшие  центрами протестного движения. Первая студенческая сидячая забастовка (сит-ин) была организована в Лондонской школе  экономики в 1967 г. по случаю отчисления двух студентов. Успех этой акции, а  также 100,000-ная студенческая демонстрация в том же году стали началом  массового студенческого движения. Оно действовало до середины 1970-х  гг., организовав за это время 80,000-ную  демонстрацию на Гроувснорской площади, антирасистские протесты и захваты  в Ньюкасле, разрушение систем контроля передвижения демонстрантов, вынужденное  закрытие Лондонской школы экономики  и избрание Джека Стро  руководителем NUS в ЮАР. Но нужно отметить две  важные вещи, касающиеся студенческого  движения и Великобритании. Во-первых, большинство британских студентов  продолжали верить в демократическую  систему, и власти не обращались с  ними слишком жестко, так как акции  студентов были вполне мирными и  хорошо организованными. Во-вторых, многие акции протеста выносили требования более чем локального характера, например, о норме студенческого  представительства в управлении колледжами, улучшение социальной поддержки, снижение платы за обучение или даже цен в столовых. В этом отличие студенческого движения в Великобритании от других стран.

 

 

 

  1. СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 60-70 ГГ XIX В.

                   2.1  Студенческое движение в дореволюционной России.

 

Студенческое движение в  России было составной частью русского освободительного движения. Возникло в 1-й четверти 19 в.; приобрело важное значение в общественно-политической жизни страны во 2-й половине 19 —  начале 20 вв. Эволюционировало от академических  целей и средств борьбы (до конца 19 в.) к движению, политически направленному  на свержение царского самодержавия (с начала 20 в.).

Движение развивалось  на почве борьбы против реакционной  политики царского правительства в  постановке высшего образования (университетский  устав 1884 г. и циркуляры министерства просвещения, грубый полицейско-административный произвол в отношении студенчества); было направлено на завоевание академически корпоративных прав и свобод. В  разночинский период освободительной  борьбы (1861—95) движение проявилось в  различных специфических формах: коллективный бойкот лекций реакционных  профессоров, неподчинение распоряжениям  учебного начальства, участие в неразрешенных  сходках, кратковременные забастовки, коллективные петиции, манифестации и  т. п. Руководящими органами движения радикально настроенного студенчества выступали  землячества — полулегальные  организаций учащихся, возникшие  в 50—60-х гг. 19 в.

Студенческие беспорядки во всех высших учебных заведениях произошли осенью 1861 г. в связи  с введением так называемых путятинских  правил для университетов. Весной 1869 студенты Петербурга требовали корпоративных  свобод. Осенью 1878 г. происходило движение радикально настроенной молодёжи, вызванное  агитацией народников «в народ!». Осень 1879 г. была отмечена студенческими волнениями против передачи функций выборного  профессорского дисциплинарного суда суду, назначенному правлением университета. В 1880 г. нанесено публичное «оскорбление действием» (пощёчина) представителям учебного начальства в Московском, Варшавском и Казанском университетах  в знак протеста против полицейских  актов насилия над студентами. Брожение среди столичного студенчества весной 1887 вызвано деятельностью  и арестом группы народовольцев  во главе с А. И. Ульяновым; осенью оно привело к закрытию почти  всех высших учебных заведений. 4 декабря 1887 состоялась сходка студентов Казанского университета, в которой активное участие принял В. И. Ленин. Весной 1890 г. прошли волнения студентов против «реформы» Петровской с.-х. академии в духе университетского устава 1884 г. В разночинский период студенчество участвовало и в общедемократических выступлениях: студенты Петербургского университета — в похоронах Т. Г. Шевченко 28 февраля 1861 г.; студенты Казанского университета и духовной академии — в панихиде по крестьянам, убитым при подавлении Бездненского выступления 1861, движение студенческой молодёжи, связанное с массовым участием её в борьбе с голодом 1892-93 гг., и др.

Эти выступления способствовали пробуждению и росту политического  самосознания не только среди большинства  студентов, но и в народных массах. Участники движения пополняли ряды революционных организаций —  народнических, а затем марксистских, социал-демократических. Во 2-й половине 1890-х гг. произошли массовый отказ радикально настроенного студенчества присягнуть Николаю II, первая всероссийская студенческая забастовка зимой 1899 и др. выступления студентов. В пролетарский период освободительной борьбы (с 1895 г.) под непосредственным влиянием революционной борьбы пролетариата студенческое движение в начале 20 в. приняло ярко выраженный антиправительственный характер; распространились новые формы протеста: забастовка, уличная демонстрация. Крепли связи между студенческими нелегальными организациями разных учебных заведений и городов. В организационных комитетах, руководивших забастовками, землячествах и др. организациях студенчества усиливалась борьба между различными политическими группировками: в 1903 среди студенчества действовало 6 политических групп, соответствовавших политическим группировкам российского общества. Роль застрельщиков и руководителей выступлении учащейся молодёжи на рубеже 19—20 вв. перешла к представителям революционно-буржуазной демократии, а в годы 1-й русской Революции 1905-07 гг. — в большинстве случаев к социал-демократам. Важнейшими событиями студенческого движения в годы назревания революционного кризиса явились: 2-я и 3-я всеобщие студенческие забастовки зимой 1901 и 1902 гг., в каждой из которых участвовало более 30 тысяч учащихся; демонстрации протеста совместно с рабочими в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Казани против отдачи 183 студентов в солдаты, против «временных правил» правительства 29 июля 1899 г. и 22 декабря 1901 г.; рабоче-студенческие демонстрации в Петербурге и Москве (ноябрь — декабрь 1904 г.) в поддержку основных политических требований РСДРП. Протест учащейся молодёжи был поддержан передовыми рабочими и интеллигенцией и принял общенародный политический характер.

Политические взгляды  борющегося студенчества в этот период формировались под воздействием трёх общественных сил: эсеров и меньшевиков), буржуазной демократии («освобожденцев») и социал-демократов. 2-й съезд  РСДРП (1903 г.) предложил всем местным  партийным организациям содействовать  молодёжи в усвоении социалистического мировоззрения, помочь ей создать самостоятельные организации. На основе многолетнего опыта борьбы, под влиянием революционной пропаганды ленинской «Искры», политической и организаторской деятельности большевиков демократическое студенчество стало одним из резервов пролетарского движения.

В период Революции 1905-07 гг. революционно-демократическое студенчество предоставило осенью 1905 г. помещения  вузов для проведения политических собраний и митингов рабочих. Оно  заявило о поддержке основных тактических лозунгов большевиков, создавало свои боевые дружины, участвовавшие  в боях на баррикадах Москвы, Харькова, Одессы. В годы реакции значительная часть студенчества отошла от революционной  борьбы. Однако многочисленные студенческие большевистские организации сумели возглавить студенческие волнения, происходившие  в 1908 г. и в 1910-12 гг.. В дни Февральской  революции 1917 г. студенческое движение влилось в общий революционный  поток.

 

    1. Советское студенчество.

 

В СССР советское студенчество способствовало «пролетаризации» высшей школы. Студенты-коммунисты участвовали  в создании рабочих факультетов. К 30-м гг. изменился социальный состав студентов, среди них выросло  число комсомольцев.

В годы довоенных пятилеток (1929—40) советское студенчество помогало осуществлению индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции (введение всеобщего  семилетнего образования, ликвидация неграмотности и др.), оказывало  помощь предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам. Комсомольские организации  вузов основное внимание обращали на совершенствование учебного процесса и политического воспитания, соединение теоретического обучения с производственной практикой, развитие научно-исследовательской  работы. В 30-е гг. советские студенты создавали хозрасчётные студенческие «бригады реального проектирования», научные кружки при кафедрах; в 40-е  гг. научные кружки, бригады и  др. были объединены в научные студенческие общества и студенческие конструкторские  бюро.

В годы Великой Отечественной  войны 1941—45 гг. 240 тысяч студентов  вступили в Красную Армию. В 460 вузах  страны студенты учились под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». 150 тысяч из них совмещали учёбу  с работой на производстве. В 1941 в  Москве была создана студенческая секция Антифашистского комитета советской  молодёжи. После окончания войны 30 тысяч фронтовиков поступили  в вузы.

В конце 50-х гг. зародились студенческие строительные отряды, участники  которых во время летних каникул  работали на промышленных и с.-х. объектах страны, прокладывали линии электропередач, железные и шоссейные дороги, строили  жилые дома, школы, больницы и клубы, работали летом в торговле, в сфере  обслуживания, на транспорте. В 1974 г. в  таких отрядах было более 600 тысяч  студентов.

В жизни советских студентов  большую роль играли комсомольские  организации. В 1974 г. они охватывали более 95 % студентов вузов (в 1928 г. — 19,2 %, в 1935 г. — 32,5 %).

Советские студенты участвовали  в международном движении прогрессивного студенчества. Они входили в Коммунистический интернационал молодёжи в 1919-43 гг., участвовали  в создании антифашистского фронта молодёжи в годы 2-й мировой войны 1939-45 гг. Студенческий совет СССР сотрудничал  со студенческими организациями  более 100 стран. Представители советских  студентов участвовали в работе Международного союза студентов, в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной федерацией демократической молодёжи.

 

2.3 Проблемы студенческого движения России 60-70 гг XIX в.

 

 После 19 февраля 1861 г. заметно оживилось студенческое  движение. Восприимчивая и отзывчивая  часть общества, студенчество отстаивало  свои корпоративные права и  одновременно демонстрировало солидарность  с крестьянством. Политическую  окраску приобрела панихида, устроенная  казанскими студентами в апреле 1861 г. по крестьянам, расстрелянным  в селе Бездна. Возле церкви  собралось несколько сот учащихся, к которым с речью обратился  профессор университета А. П.  Щапов, говоривший, что бездненская  трагедия «воззовет народ к  восстанию и свободе». Свою речь  он закончил словами: «Да здравствует  демократическая конституция!» Отданный  под надзор полиции, Щапов был  позднее обвинен в связи с  «лондонскими пропагандистами»  и сослан в Сибирь.

В середине 1861 г. были введены  «Временные правила», имевшие целью  ограничить доступ в университеты. Отменялось освобождение бедных студентов  от платы за обучение, запрещались  студенческие сходки и депутации. В  ответ студенты Петербургского, Московского  и Казанского университетов прекратили занятия. 25 сентября в Петербурге студенты провели первую в России уличную  демонстрацию. Студенческие волнения были серьезно восприняты правительством. Были проведены аресты вожаков студенчества и массовые исключения из университетов, наряду с этим уволены в отставку некоторые чиновники министерства просвещения, что дало возможность молодежи осознать свою силу.

Программа радикальных шестидесятников. Большое влияние на общество продолжал  оказывать «Колокол». Герцен приветствовал  освобождение крестьян, назвав Александра II «Освободителем». Однако детальный  разбор положения в сочетании  с известиями о расправах над  крестьянами дали основание Огареву  сделать вывод: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем  обманут». В крестьянских волнениях  весны 1861 г. Герцен и Огарев видели «начальный рев» будущей бури и призывали  разночинскую молодежь «заводить» нелегальные  типографии для ведения революционной  агитации. Обращаясь к студентам, изгнанным из университетов, Герцен выдвинул лозунг: «В народ! К народу!»  Этот призыв был услышан и лег  в основу образа действий шестидесятников.

Информация о работе Студенческие движения