Студенческие движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования. В политических событиях Студенческое движение может играть большую роль (студенческая революция). Первые студенческие движения возникли в Европе; их можно разделить на две большие группы: 1) стремящихся к улучшению условий жизни студенчества в целом, объясняя это тем, что студенты являются будущим интеллектуальным поколением общества, в котором они растут, и 2) возникающих как идеалистическое стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Студенческое движение может возникать как реакция на некие конкретные действия правительства, а может принимать форму интеллектуально и социально мотивированной внепарламентской оппозиции существующей системе.

Файлы: 1 файл

студенческие движения.docx

— 51.13 Кб (Скачать)

 Таковы были настроения  студенчества, представлявшего собой  наиболее радикально настроенный  социальный слой.

 

                1.3 Истрия национальных студенческих движений.

 

Германия. Процессия студентов на Вартбургском фестивале.В 1815 г. в Йене было основано «Землячество» — студенческое объединение, находившееся под влиянием националистических и демократических идей. В 1817 г., вдохновленные либеральными и патриотическими идеями об объединённой Германии, студенческие организации собрались на Вартбургском фестивале в Эйзенахе, Тюрингия, и жгли там реакционные книги.

В 1819 г. студент Карл Людвиг Занд совершил убийство писателя Августа  фон Коцебу, занимавшегося травлей  студенческих организаций.

В мае 1832 г. возле Нейштадта-на-Вайнштрассе  праздновался Гамбахский фестиваль  с 30000 участниками, среди которых  было много студентов. Наряду с нападением на франкфуртскую тюрьму в 1833 г. для  освобождения заключавшихся в ней  студентов, революционным памфлетом  Георга Бюхнера «Гессенский ландбот» это было событием, приведшим к  революциям в германских государствах в 1848 г.

В Канаде в конце 1950-хх и  в 60-х гг. возникло несколько «новых левых» студенческих организаций, из них  особо нужно выделить две: Студенческий союз за мирное действие и Компания молодых канадцев. SUPA образовался  из пацифистски и моралистически настроенной «Совместной университетской  кампании за ядерное разоружение» в  декабре 1965 г. на конференции университета Саскачеван, расширив свою область  действия и включив в неё вовлечение в политику дискриминированных сообществ, а также «подъём сознания» для радикализации канадской молодёжи и осознания испытываемого ею «разрыва поколений». SUPA был децентрализованной организацией, базировавшейся в университетских кампусах и ориентировавшейся на средний класс. После распада SUPA в 1967 г. его члены перешли в CYC или стали активистами в «Канадском союзе студентов», сделав этот союз активной «новой левой» организацией. Во всех этих организациях проводились интеллектуальные дебаты: об отношении к рабочему классу, о том, что традиционный «рабочий класс» куплен и интегрирован в систему, и о том, кто же является ведущей силой в классовой борьбе за новое лучшее социалистическое общество. Как раз в этих дискуссиях о роли рабочего класса и «традиционных левых» распался SUPA. В 1968 г. в «Университете МакГилла и Саймона Фрейзера» появилась организация «Студенты за демократический университет», куда вошли бывшие члены SUPA и «Новой демократической молодёжи», а также из «Либерального клуба» и «Молодых социалистов». SDU отличились захватом администраций университетов в 1968 г. и студенческой забастовкой в 1969 г. После провала забастовки SDU распалась. Некоторые её члены вошли в состав «Индустриальных рабочих мира» и «Молодёжную интернациональную партию» — йиппи. Другие её члены вступили во «Фронт освобождения Ванкувера» в 1970 г.

В 1970-х гг. по результатам  всеканадского референдума Студенческого  Союза были созданы «Группы исследования общественных интересов». В отличие  от других подобных американских проектов, в PIRG’s всю администраторскую и  исполнительскую работу осуществляют студенты.

Также была сформирована Студенческая коалиция против войны, занимающаяся общественным образованием, ненасильственным активизмом, правозащитной деятельностью и  социальными реформами.

Восточная Европа и постсоветские  государства. Студенты на площади Тяньаньмэнь, 1919 г.

Во время коммунистических режимов в странах Восточной  Европы, студенты этих стран были одной  из ведущих сил в самых известных  случаях социального протеста. Цепь событий, повлекшая за собой Венгерскую революцию 1956 г., началась с мирной студенческой демонстрации на улицах Будапешта, в  которую влились рабочие и  другие горожане. В Чехословакии одним  из самых известных действующих  лиц в акциях протеста, которые  привели к советскому военному вторжению  в страну и окончанию Пражской весны, был Ян Палах, студент, сжегший  себя 16 января 1969 г. Этот акт подхлестнул  протест против оккупации.

Студенческие движения играли центральную роль в т. н. «цветных революциях», произошедших в последние  годы в посткоммунистических странах: сербский «Отпор», образовавшийся в 1998 г. в ответ на репрессивные законы об образовании и СМИ, изданные в  том году. В сентябре 2000 г. во время  выборной президентской кампании эта  организация провела свою кампанию «Готов jе» (серб. «Кончился»), накалившую недовольство сербского населения  режимом Слободана Милошевича, что  привело к его поражению на выборах.

«Отпор» инспирировал другие молодёжные движения в Восточной  Европе, такие как «Кмара» в  Грузии, сыгравшая важную роль в  «революции роз», и «Пора!» на Украине, влиятельное движение, организовавшее демонстрации, приведшие к «оранжевой революции». Подобно «Отпору», эти  организации следовали принципу ненасильственного сопротивления  и в своей оппозиционной деятельности использовали высмеивание авторитарных лидеров. Подобные движения также существовали в Кыргызстане («КельКель»), «Зубр» в Белоруссии и MJAFT! в Албании.

Противники цветных революций  обвиняют Фонд Сороса и/или правительство  США в поддержке или даже планировании этих революций в интересах западных стран. Но сторонники этих революций  считают эти обвинения преувеличенными  и говорят об этих революциях как  о положительном явлении, морально оправданных, и неважно, была ли при этом поддержка Запада или нет.

Австралийские студенты имеют  долгую историю участия в политических дебатах. Это особенно заметно в  новых университетах, основанных в  пригородных районах. В последние  годы степень вовлечённости студентов  в политику снизилась, а сами студенты все больше подвержены политической апатии. Число студенческих акций  протеста и количество их участников также снизилось.

Студенческое движение во Франции имеет давнюю историю. В  Сорбонне в период между 1443 и 1445 гг. девять месяцев шла забастовка против отмены налоговых льгот. С сентября 1444 г. по март 1445 г. шла непрерывная 6-месячная забастовка. В 1446 г. прошли бунты против отмены судебной автономии университета и подчинения его парламенту Парижа. Студенты Сорбонны регулярно объявляли  забастовки после арестов студентов  полицией. В 1453 г. университет бастовал по случаю смерти Раймона де Морегара, студента, убитого стражей Шателе.

В 20-м веке во Франции происходили  студенческие протесты против законов  или реформ образования (план Сонье-Сете в 1976 г., против «Контракта трудового  содействия» в 1994 г.), с требованиями улучшения условий жизни (повышение  пособий, проблема жилья и др.) или  по политическим мотивам, не относящимся  непосредственно к студентам (май 1968-го г. и др.). Высокая активность студентов и их чувствительность к происходящему всегда находилась под пристальным вниманием политических сил и власти. Если беспорядки мая 1968-го помогли многим силам прийти к власти, то студенческое движение 1986-го г. существенно снизило шансы Жака Ширака на президентских выборах в 1988 г.

Как и во многих других странах, во Франции наиболее сильным движением  было студенческое движение мая 1968-го г. Оно началось в университете Нантера  с движения 22 Марта, в которое  входили воинственные маоисты, троцкисты  и анархисты. В мае 1968 г. Нантерский университет был закрыт в связи  с проблемами между студентами и  администрацией. В качестве протеста против закрытия и изгнания нантерских студентов студенты парижской Сорбонны начали собственные демонстрации. Францию  захлестнули беспорядки, во время  которых многочисленные группы —  коммунисты, анархисты, правые либертарные  активисты — использовали ситуацию для реализации своих политических идей. Движение мая 68-го перешло во всеобщую забастовку, длившуюся несколько  недель и парализовавшую всю страну, став гораздо большим, чем просто студенческим движением. Во многих аспектах это движение имело революционную  форму ситуационистского характера. В течение мая-июня 1968-го во время  столкновений с полицией были убиты 4 манифестанта, из них два рабочих  и один лицеист.

События в Париже вызвали  волну студенческого протеста по всему миру. Западногерманское студенческое движение участвовало в демонстрациях  против «чрезвычайного законодательства». Во многих странах студенческие протесты вынудили власти прибегнуть к силе. В Испании демонстрация против диктатуры  Франко была разогнана полицией. Студенческая демонстрация в Мехико закончилась  расстрелом демонстрантов 2 октября 1968 г. и стала известной как «резня в Тлателолко». Даже в Пакистане  студенты вышли 7 ноября на улицы, протестуя  против политики в сфере образования, полиция открыла огонь, и был  застрелен студент колледжа.

Но самой продолжительной  забастовкой во Франции 20-го в. была забастовка 1976-го г., длившаяся 3 месяца (с марта по май). Она ставила  цель помешать проведению реформ второго  цикла обучения (создание новых специальностей) и воспринимаемых студентами как  попытка подогнать высшее образование  под нужды рынка и сделать  его ещё менее доступным. На это  движение в значительной мере оказывало  влияние Революционная коммунистическая лига и студенческий лидер Доминик  Лосэ. В этом движении родились будущие  политические кадры: Жан-Кристоф Камбадели, Жульен Дрэ (Лига коммунистов-революционеров — LCR), Жан-Люк Мано (Союз студентов-коммунистов). Когда наконец правительство  Пьера Моруа отменило ограничения  на поступление в вузы в 1983 г., правые и ультраправые студенты в середине мая устроили волнения в элитарных университетах, длившиеся две недели.

Через три года правительство  Жака Ширака попыталось вновь ввести ограничения на поступление в  университеты, но в этот раз сотни  тысяч студентов вышли на улицы. Как и в прошлые годы, манифестации приняли ожесточенный характер, но в этот раз под ударами полицейских  погиб студент Малик Усекин. Министр  образования Ален Деваке был вынужден уступить и отменить реформу.

Французские студенты вновь  поднялись в марте 1994 г., когда  к власти в стране пришли правые, на этот раз против введения «контрактов  трудового содействия», уменьшающих  МРОТ до 80 % его первоначальной величины для работников моложе 25 лет; затем  в ноябре-декабре 1995 г. против сокращений бюджетного финансирования вузов. Другая волна протеста поднялась против Национального фронта во время президентской  предвыборной гонки в 2002 г.

Китай. Студенты на площади Тяньаньмэнь, 1989 г. В 1919 г. 3000 студентов Пекинского университета и из других вузов собрались на площади Тяньаньмэнь, положив начало «Движению 4 мая» как важному этапу демократической революции в Китае. Демонстрации на площади Тяньанмэнь в 1989 г. была организована студентами всех 67 пекинских университетов и другими политическими группами, стремящихся установить демократию в Китае. Правительство жестоко подавило этот протест.

Студенческое движение в  США часто воспринимается как  форма молодёжного движения, имеющего целью реформирование американской системы образования. Студенческое движение в США возникло одновременно с публичным образованием, если не раньше. Самые ранние исторические документы сохранились с 1930-х  гг. «Американский молодёжный конгресс»  представлял собой организацию  в Вашингтоне, руководимую студентами, лоббировавшую конгресс США против расовой дискриминации и за молодёжные программы. Её горячо поддерживала первая леди Элеонора Рузвельт.

В 1960-е гг. студенческое движение значительно политизировалось. Особо  значимым явлением того периода стало  появление в Энн-Арборе (Мичиган) организации «Студенты за демократическое  общество», занимавшейся проблемой  вузов как социального агента, подавляющего общество, и в то же время потенциально развивает его. SDS также дал начало подпольной группе «уэзерменов». Другой успешной группой  было «Освобождение молодёжи» в  Энн-Арборе, организация, призывающая  студентов требовать отмены государственных  образовательных программ. Ещё одной  заметной организацией был «Студенческий  ненасильственный координационный  комитет», борющийся против расизма и за интеграцию общественных школ в США. Все эти организации прекратили свою деятельность в середине 1970-х гг.

Крупнейшая студенческая забастовка в истории США произошла  в мае-июне 1970 г. в ответ на расстрел студентов Кентского университета и американское вторжение в Камбоджу.

В начале 1980-х гг. ряд организаций, особенно «Университетская лига возможности  успеха» , внедрил неолиберальные модели в студенческое движение по всей стране. Эти организации считали важным для студентов выявление возможных сфер общественных услуг в сфере высшего образования и развитие конкуренции среди студентов.

Всплеск студенческого движения в США наблюдался вновь в 1990-е  гг., когда студенты стали проводниками неолиберальной политики Билла Клинтона по развитию общественных услуг. Движение за реформу народного образования  возродило популистское студенческое движение против стандартизированного тестирования и обучения, а также по другим более сложным вопросам, включая ВПК, промышленность и систему наказаний, а также влияние армии и корпораций на качество образования. Также уделялось внимание тому, чтобы принятые изменения были стабильными, улучшалось финансирование образования и менялась политика или руководство соответствующих структур, что позволяло бы вовлечь студентов в процессы принятия решений в школах и вузах. В настоящее время наиболее заметным является проведение кампаний за финансирование публичных школ, против повышения платы за обучение в колледжах и использование потогонного труда на фабриках по производству школьных принадлежностей (например, кампания «Объединенные студенты против потогонки»), за вовлечение студентов в процесс планирования, реализации образования и формирования образовательной политики (напр. «Институт Рузвельта»), а также информирование населения о гуманитарных последствиях дарфурского конфликта. Также заметна активизация студентов вокруг проблемы глобального потепления. Кроме того, вновь возникло антивоенное движение, что привело к созданию «Университетской антивоенной сети» и возрождению SDS в 2006.

Информация о работе Студенческие движения