Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа
Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования. В политических событиях Студенческое движение может играть большую роль (студенческая революция). Первые студенческие движения возникли в Европе; их можно разделить на две большие группы: 1) стремящихся к улучшению условий жизни студенчества в целом, объясняя это тем, что студенты являются будущим интеллектуальным поколением общества, в котором они растут, и 2) возникающих как идеалистическое стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Студенческое движение может возникать как реакция на некие конкретные действия правительства, а может принимать форму интеллектуально и социально мотивированной внепарламентской оппозиции существующей системе.
Таковы были настроения
студенчества, представлявшего собой
наиболее радикально
1.3 Истрия национальных студенческих движений.
Германия. Процессия студентов на Вартбургском фестивале.В 1815 г. в Йене было основано «Землячество» — студенческое объединение, находившееся под влиянием националистических и демократических идей. В 1817 г., вдохновленные либеральными и патриотическими идеями об объединённой Германии, студенческие организации собрались на Вартбургском фестивале в Эйзенахе, Тюрингия, и жгли там реакционные книги.
В 1819 г. студент Карл Людвиг Занд совершил убийство писателя Августа фон Коцебу, занимавшегося травлей студенческих организаций.
В мае 1832 г. возле Нейштадта-на-
В Канаде в конце 1950-хх и
в 60-х гг. возникло несколько «новых
левых» студенческих организаций, из них
особо нужно выделить две: Студенческий
союз за мирное действие и Компания
молодых канадцев. SUPA образовался
из пацифистски и моралистически
настроенной «Совместной
В 1970-х гг. по результатам
всеканадского референдума
Также была сформирована Студенческая коалиция против войны, занимающаяся общественным образованием, ненасильственным активизмом, правозащитной деятельностью и социальными реформами.
Восточная Европа и постсоветские государства. Студенты на площади Тяньаньмэнь, 1919 г.
Во время коммунистических режимов в странах Восточной Европы, студенты этих стран были одной из ведущих сил в самых известных случаях социального протеста. Цепь событий, повлекшая за собой Венгерскую революцию 1956 г., началась с мирной студенческой демонстрации на улицах Будапешта, в которую влились рабочие и другие горожане. В Чехословакии одним из самых известных действующих лиц в акциях протеста, которые привели к советскому военному вторжению в страну и окончанию Пражской весны, был Ян Палах, студент, сжегший себя 16 января 1969 г. Этот акт подхлестнул протест против оккупации.
Студенческие движения играли центральную роль в т. н. «цветных революциях», произошедших в последние годы в посткоммунистических странах: сербский «Отпор», образовавшийся в 1998 г. в ответ на репрессивные законы об образовании и СМИ, изданные в том году. В сентябре 2000 г. во время выборной президентской кампании эта организация провела свою кампанию «Готов jе» (серб. «Кончился»), накалившую недовольство сербского населения режимом Слободана Милошевича, что привело к его поражению на выборах.
«Отпор» инспирировал другие
молодёжные движения в Восточной
Европе, такие как «Кмара» в
Грузии, сыгравшая важную роль в
«революции роз», и «Пора!» на Украине,
влиятельное движение, организовавшее
демонстрации, приведшие к «оранжевой
революции». Подобно «Отпору», эти
организации следовали принципу
ненасильственного
Противники цветных революций
обвиняют Фонд Сороса и/или правительство
США в поддержке или даже планировании
этих революций в интересах западных
стран. Но сторонники этих революций
считают эти обвинения
Австралийские студенты имеют
долгую историю участия в политических
дебатах. Это особенно заметно в
новых университетах, основанных в
пригородных районах. В последние
годы степень вовлечённости
Студенческое движение во Франции имеет давнюю историю. В Сорбонне в период между 1443 и 1445 гг. девять месяцев шла забастовка против отмены налоговых льгот. С сентября 1444 г. по март 1445 г. шла непрерывная 6-месячная забастовка. В 1446 г. прошли бунты против отмены судебной автономии университета и подчинения его парламенту Парижа. Студенты Сорбонны регулярно объявляли забастовки после арестов студентов полицией. В 1453 г. университет бастовал по случаю смерти Раймона де Морегара, студента, убитого стражей Шателе.
В 20-м веке во Франции происходили студенческие протесты против законов или реформ образования (план Сонье-Сете в 1976 г., против «Контракта трудового содействия» в 1994 г.), с требованиями улучшения условий жизни (повышение пособий, проблема жилья и др.) или по политическим мотивам, не относящимся непосредственно к студентам (май 1968-го г. и др.). Высокая активность студентов и их чувствительность к происходящему всегда находилась под пристальным вниманием политических сил и власти. Если беспорядки мая 1968-го помогли многим силам прийти к власти, то студенческое движение 1986-го г. существенно снизило шансы Жака Ширака на президентских выборах в 1988 г.
Как и во многих других странах,
во Франции наиболее сильным движением
было студенческое движение мая 1968-го
г. Оно началось в университете Нантера
с движения 22 Марта, в которое
входили воинственные маоисты, троцкисты
и анархисты. В мае 1968 г. Нантерский
университет был закрыт в связи
с проблемами между студентами и
администрацией. В качестве протеста
против закрытия и изгнания нантерских
студентов студенты парижской Сорбонны
начали собственные демонстрации. Францию
захлестнули беспорядки, во время
которых многочисленные группы —
коммунисты, анархисты, правые либертарные
активисты — использовали ситуацию
для реализации своих политических
идей. Движение мая 68-го перешло во всеобщую
забастовку, длившуюся несколько
недель и парализовавшую всю страну,
став гораздо большим, чем просто
студенческим движением. Во многих аспектах
это движение имело революционную
форму ситуационистского
События в Париже вызвали волну студенческого протеста по всему миру. Западногерманское студенческое движение участвовало в демонстрациях против «чрезвычайного законодательства». Во многих странах студенческие протесты вынудили власти прибегнуть к силе. В Испании демонстрация против диктатуры Франко была разогнана полицией. Студенческая демонстрация в Мехико закончилась расстрелом демонстрантов 2 октября 1968 г. и стала известной как «резня в Тлателолко». Даже в Пакистане студенты вышли 7 ноября на улицы, протестуя против политики в сфере образования, полиция открыла огонь, и был застрелен студент колледжа.
Но самой продолжительной
забастовкой во Франции 20-го в. была
забастовка 1976-го г., длившаяся 3 месяца
(с марта по май). Она ставила
цель помешать проведению реформ второго
цикла обучения (создание новых специальностей)
и воспринимаемых студентами как
попытка подогнать высшее образование
под нужды рынка и сделать
его ещё менее доступным. На это
движение в значительной мере оказывало
влияние Революционная
Через три года правительство Жака Ширака попыталось вновь ввести ограничения на поступление в университеты, но в этот раз сотни тысяч студентов вышли на улицы. Как и в прошлые годы, манифестации приняли ожесточенный характер, но в этот раз под ударами полицейских погиб студент Малик Усекин. Министр образования Ален Деваке был вынужден уступить и отменить реформу.
Французские студенты вновь поднялись в марте 1994 г., когда к власти в стране пришли правые, на этот раз против введения «контрактов трудового содействия», уменьшающих МРОТ до 80 % его первоначальной величины для работников моложе 25 лет; затем в ноябре-декабре 1995 г. против сокращений бюджетного финансирования вузов. Другая волна протеста поднялась против Национального фронта во время президентской предвыборной гонки в 2002 г.
Китай. Студенты на площади Тяньаньмэнь, 1989 г. В 1919 г. 3000 студентов Пекинского университета и из других вузов собрались на площади Тяньаньмэнь, положив начало «Движению 4 мая» как важному этапу демократической революции в Китае. Демонстрации на площади Тяньанмэнь в 1989 г. была организована студентами всех 67 пекинских университетов и другими политическими группами, стремящихся установить демократию в Китае. Правительство жестоко подавило этот протест.
Студенческое движение в США часто воспринимается как форма молодёжного движения, имеющего целью реформирование американской системы образования. Студенческое движение в США возникло одновременно с публичным образованием, если не раньше. Самые ранние исторические документы сохранились с 1930-х гг. «Американский молодёжный конгресс» представлял собой организацию в Вашингтоне, руководимую студентами, лоббировавшую конгресс США против расовой дискриминации и за молодёжные программы. Её горячо поддерживала первая леди Элеонора Рузвельт.
В 1960-е гг. студенческое движение значительно политизировалось. Особо значимым явлением того периода стало появление в Энн-Арборе (Мичиган) организации «Студенты за демократическое общество», занимавшейся проблемой вузов как социального агента, подавляющего общество, и в то же время потенциально развивает его. SDS также дал начало подпольной группе «уэзерменов». Другой успешной группой было «Освобождение молодёжи» в Энн-Арборе, организация, призывающая студентов требовать отмены государственных образовательных программ. Ещё одной заметной организацией был «Студенческий ненасильственный координационный комитет», борющийся против расизма и за интеграцию общественных школ в США. Все эти организации прекратили свою деятельность в середине 1970-х гг.
Крупнейшая студенческая
забастовка в истории США произошла
в мае-июне 1970 г. в ответ на расстрел
студентов Кентского
В начале 1980-х гг. ряд организаций, особенно «Университетская лига возможности успеха» , внедрил неолиберальные модели в студенческое движение по всей стране. Эти организации считали важным для студентов выявление возможных сфер общественных услуг в сфере высшего образования и развитие конкуренции среди студентов.
Всплеск студенческого движения в США наблюдался вновь в 1990-е гг., когда студенты стали проводниками неолиберальной политики Билла Клинтона по развитию общественных услуг. Движение за реформу народного образования возродило популистское студенческое движение против стандартизированного тестирования и обучения, а также по другим более сложным вопросам, включая ВПК, промышленность и систему наказаний, а также влияние армии и корпораций на качество образования. Также уделялось внимание тому, чтобы принятые изменения были стабильными, улучшалось финансирование образования и менялась политика или руководство соответствующих структур, что позволяло бы вовлечь студентов в процессы принятия решений в школах и вузах. В настоящее время наиболее заметным является проведение кампаний за финансирование публичных школ, против повышения платы за обучение в колледжах и использование потогонного труда на фабриках по производству школьных принадлежностей (например, кампания «Объединенные студенты против потогонки»), за вовлечение студентов в процесс планирования, реализации образования и формирования образовательной политики (напр. «Институт Рузвельта»), а также информирование населения о гуманитарных последствиях дарфурского конфликта. Также заметна активизация студентов вокруг проблемы глобального потепления. Кроме того, вновь возникло антивоенное движение, что привело к созданию «Университетской антивоенной сети» и возрождению SDS в 2006.