Студенческие движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования. В политических событиях Студенческое движение может играть большую роль (студенческая революция). Первые студенческие движения возникли в Европе; их можно разделить на две большие группы: 1) стремящихся к улучшению условий жизни студенчества в целом, объясняя это тем, что студенты являются будущим интеллектуальным поколением общества, в котором они растут, и 2) возникающих как идеалистическое стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Студенческое движение может возникать как реакция на некие конкретные действия правительства, а может принимать форму интеллектуально и социально мотивированной внепарламентской оппозиции существующей системе.

Файлы: 1 файл

студенческие движения.docx

— 51.13 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

История российского студенчества всегда находились в центре внимания в исторической науке, как одни из немногих тех, волновавших исследователей разных эпох и поколений, привлекавших как современников самых бурных событий из жизни российского студенчества, так и историков последующих лет. Российское студенчество, сложившееся как определенная общественная группа в ХVШ веке, наиболее ярко выступила на историческую арену в XIX веке, играя значительную роль в общественной жизни России. Необычайный накал студенческой жизни в России всегда отражал подводные камни общественного сознания, вынося на поверхность общие для всей страны проблемы. Студенчество как "квинт-эссенция русской интеллигенции" - по словам одного из авторов знаменитого сборника статей о русской интеллигенции "Вехи" А.С.Изгоева - выражало самые живые, смелые и демократические тенденции в русском обществе. До сих пор в исторической науке ведутся споры о месте студенчества в общественном движении в России, о статусе студентов как представителей интеллигенции, о характере и методах студенческого движения, о его влиянии на ход революционного движения в России и др. проблемы. Но полемика уходит вглубь десятилетий к исследовательской деятельности как известных, так и давно забытых и отброшенных волей исто-рии в сторону в советские годы русских дореволюционных историков и публицистов Ученые и до 1917 года пытались провести свой анализ состояния студенческого движения в России, найти ответы на волновавшие их вопросы о месте студенчества в составе русской интеллигенции, о его влиянии на политику правительства, проследить историю студенчества России, рассмотреть его социальный, религиозный, национальный состав, выяснить причины непрекращающихся студенческих выступлений в XIX веке и в начале XX века.

Наибольший накал и  размах студенческое движение и влияние  студенческих выступлений на все  русское общество приходится на вторую половину Х!Х - начало XX века. Уже с  середины Х!Х века в русской историографии  появляются работы, анализирующие положение  студенчества в русских университетах  в рамках рассмотрения университетских  проблем в целом.

Чем стремительнее набирало силу студенческое движение в России, тем острее и чаще реагировали  историки и публицисты тех лет  на происходящие события в студенческой среде и на реакцию правительства  в отношении студенческих действий. Русская историческая наука в  хронологическом охвате до 1917 года может представить довольно объемный пласт исторических исследований, монографий, исторических очерков, публикаций в  изложении истории студенчества и студенческого движения в России. Бурные события конца Х!Х века в российских Вузах вызвали новую волну литературы, пытавшейся осмыслить и высказать свою точку зрения на студенческое движение в стране, дать оценку студенческим действиям, показать место студенчества в русском обществе и оценить степень влияния студенческих выступлений на сознание русского общества и на позицию правительства.

В конце XIX века и особенно после 1905 года в русских изданиях появилось много обобщающих работ  по истории студенчества и студенческого  движения в России. Авторы тех легг собрали богатейший исторический материал, на основании которого и вели свое повествование, делали выводы и проводили  исследования насущных проблем студенчества. Исследования отечественных историков  и публицистов базировались на документальных и архивных данных, статистике, издававшейся в те годы, публицистических работах  в периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

                  1.1 Понятие и феномен студенческого движения.

 

Студенческое движение —  деятельность студентов, имеющее своей  целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать  в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования. В политических событиях студенческое движение может играть большую роль (студенческая революция). Первые студенческие движения возникли в Европе; их можно  разделить на две большие группы: 1) стремящихся к улучшению условий  жизни студенчества в целом, объясняя это тем, что студенты являются будущим  интеллектуальным поколением общества, в котором они растут, и 2) возникающих  как идеалистическое стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Студенческое движение может возникать как  реакция на некие конкретные действия правительства, а может принимать  форму интеллектуально и социально  мотивированной внепарламентской оппозиции  существующей системе.

Европейские студенческие движения отражают составные факторы стабильности общества (Льюис С. Фойер, «Исследование  истеблишмента в капиталистических  и социалистических странах»). С  точки зрения «истеблишмента», студенческие движения всегда нетипичны и неожиданны, каждое из них возникает и развивается  по-своему, что существенно затрудняет поиск эффективной и доступной  формы для их нейтрализации.

Формами протеста студентов  являются демонстрации, блокады, символические  акции, забастовки, распространение  листовок и выступления, перформансы  и информационная война. Протест  также может принимать насильственные формы по отношению к вещам  и людям, а также налеты на преподавателей; в этом случае говорят о «студенческих  беспорядках» или «бунтах».

Реакция правительства на студенческий активизм может быть самой  различной: от полного принятия требований студентов, включая создание соответствующих  министерств и служб, реформирование системы участия государства  в промышленности и экономике, до расстрела мирных демонстраций.

Студенческие движения, успешные и неуспешные, формируют общественное мнение и довольно долгое время воздействуют на него.

 

 

                 1.2 Студенчество как социальная прослойка

Студенчество того времени  представляло собой уникальный феномен  стратографического устройства общества. Студент - это больше, чем учащийся высшего учебного заведения. По сути, это особый социально-антропологический  тип, отдельное состояние экзистенции. Именно в этот «период поиска идентичности»  человек, незашоренный системными ограничениями, наиболее способен к радикальному действию творческого мироустройства. К революции, проще говоря. Не случайным, поэтому, выглядит провозглашение В.Хлебниковым  в революционные дни 1917-го поэтической  утопии «государства 22-летних» - интуитивной  метафоры возрастного модуса происходивших  событий.

 Появление революционных  настроений в студенческой среде  было в значительной мере обусловлено  недовольством существующим государственным  устройством. Это недовольство  побуждало к теоретическим разработкам  иных политических доктрин и  экономических систем, а запрет  их пропаганды - к конспирации,  губительной своей закрытостью. 

 В середине Х1Х века  знакомство слабо образованных  молодых людей с социалистическими  учениями при отсутствии открытой  научной критики уводило их  в миры несбыточных грез, увлекало  утопиями, кажущимися им вполне  реальными. Многие полагали, что  эти учения, воплощенные в жизнь,  пренепременно избавят человечество  от рабства и нищеты. Радикально  настроенная часть русского общества  не сомневалась в том, что  народы, населяющие Россию, с нетерпением  ожидают сигнала, по которому  тут же поднимутся против царя  и помещиков, чиновников и фабрикантов. 

 Анализ программных  документов «Земли и воли»,  «Народной воли», других революционных  сообществ приводит к мысли  о полном непонимании проповедуемых  ими идей и фанатической вере  в реальность их осуществления.  Они не пожелали даже предположить, что народ вовсе не собирается  восставать ради непонятных ему  призывов. Убедившись на собственном  опыте в консерватизме крестьян  и провале «подготовления революции  в России на коренных социалистических  началах», народники обратились  к индивидуальному политическому  террору. Они увидели в нем  «осуществление революции в настоящем» (Н.А.Морозов). Террор есть компенсация,  попытка реванша за провал  «хождения в народ», за неудачи  с кружками самообразования, воскресными  школами, мелкими конспиративными  обществами.

Революционное студенчество старалось учитывать все «просчеты» своих предшественников и действовать  в революционной борьбе «по научному», вместе с тем не отказываясь полностью  от террора.

 Студенчество в России  уже в начале XIX века воспринималось  как особая социальная группа. Её формирование в основном  происходило по тем же законам,  которые определяли статус студенческих  сообществ в иных европейских  странах. Прежде всего, необходимо  подчеркнуть, что в университеты  неохотно шла молодежь из знатных  дворянских семейств, поскольку  служебные перспективы выпускников  высших учебных заведений были  достаточно ограниченными. Лишь  в 1809 году положение дел изменилось. По инициативе известного реформатора  эпохи Александра I Михаила Сперанского  был введен в действие новый  порядок чинопроизводства. На чин  коллежского асессора (восьмой класс  из двенадцати, составлявших российскую  «Табель о рангах») могли претендовать  лишь выпускники одного из  российских университетов. 

 Студенчество в России  начала ХХ века было новой  социальной группой. Надо отдать  должное царскому правительству,  которое поддерживало стремление  к учебе в университетах молодых  людей из бедных слоев. Из 4017 студентов столичных университетов  1957 были детьми неимущих родителей,  причем 847 из них получали стипендию.  Конфликт возник из-за полицейского  произвола в отношении студентов  Санкт-Петербургского университета.

 Студенты потребовали  неприкосновенности личности, публикации  всех касающихся их мер, отмены  старого закона о призыве в  армию исключенных студентов.  Ректор университета ответил  им, что «райские птицы, которым  дается все, что они просят, не обитают в нашем климате». Студенты устроили демонстрацию  у Казанского собора. Их поддержало  своей забастовкой 25000 рабочих.  Университет был закрыт, все студенты  исключены. После открытия университета  принято было обратно 2181 студентов  из 2425. Николай II осудил студентов,  заявив, что они должны учиться,  а не демонстрировать. 

 Брожение не утихло, и 14 января 1901 г. бывший студент  Карпович П. В. убил министра  просвещения проф. Боголепова Н.  П. Это бессмысленное преступление, восторженно встреченное студенчеством,  открыло серию террористических  актов со стороны революционных  сил и ответных действий правительства.  После этих событий значительная  часть студенчества стала в  оппозицию царскому режиму.

 В 1902 г. произошел  подпольный студенческий съезд  с яростными дискуссиями эсеров  и либералов. Небольшая часть  студентов-экстремистов пошла в  террор, в боевую организацию  эсеров.

 Всероссийский студенческий  съезд - происходивший в начале  марта 1902 г. в Киеве, выпустил  манифест, выдержку из которого  мы приводим:

 «Съезд после всестороннего  рассмотрения настоящего положения  вещей пришел к следующим выводам: 

 - Студенческое движение есть движение политическое. Этим положением съезд хочет сказать, что студенческое движение своими корнями лежит глубоко в современном общественном строе России. Осуществление университетской автономии шло бы вразрез с правительственной тенденцией, заглушающей всякое стремление к самодеятельности. Поэтому борьба за права студенчества неизбежно является борьбой против правительства. Противодействие такой постановке вопроса неразумно и рано или поздно будет смыто волнами жизни. Студенческие движения будут продолжаться до тех пор, пока народное представительство не даст гарантии свободы личности, совершенно отсутствующей при монархическом строе.

 - Необходимость высказать это положение вызвана у съезда грустным сознанием, что не вся масса студенчества вполне ясно представляет себе роковую неизбежность революции. Съезд находит, что выяснение вопроса может и должно вестись в форме пропаганды среди студенчества. Констатируя факт совместных действий за последнее время студентов и рабочих, приветствуя от души это явление и выражая желание большего единения учащейся молодежи и пролетариата, идущих нога в ногу по пути требования политической свободы, являющейся первым пунктом социалистической программы, - съезд находит желательным возможно широкую пропаганду социалистических идей среди студентов. Последнее необходимо для ясного понимания роли и степени участия пролетариата в нашем движении. Для лучшего достижения этой цели съезд находит желательным учреждение при всех высших учебных заведениях постоянных организационных комитетов, состоящих в сношениях с местными комитетами РСДРП, к которым съезд обращается с предложением оказать содействие проектируемым организациям. Что касается вопроса о тактике движения, съезд, оставляя в силе применение забастовки и обструкции во всех ее видах, выдвигает на первый план демонстрацию, как наиболее действительное средство обратить внимание общества на ненормальное положение дел. Кроме того, съезд предлагает всем студенческим организациям заняться изысканием новых форм протеста.

студенческого секретариата (Центральное Бюро), который установил  бы правильные сношения между отдельными организациями. Съезд находит возможным, чтобы печатный орган издавался  при Центральном Бюро. Для той  же цели желательны периодические съезды представителей студенческих организаций  России. Созыв съезда с указанием времени и места предоставляется секретариату. Заканчивая работу, съезд полагает, что он исполнил в пределах возможного свой долг перед студенчеством. Он не хочет убаюкивать учащуюся молодежь уверением в легких победах. Он не хочет закрывать глаза перед суровой действительностью. Конечная цель действия - политическая свобода, вопрос неопределенного будущего, но мы идем к ней твердыми и верными шагами. Правда, наш путь усеян жертвами и, может быть, еще много придется потерять на этом пути; не одно еще движение вспыхнет и снова погаснет, но какие бы меры ни принимало правительство, оно не может задавить протеста, созданного самой жизнью. Из этого сознания мы должны черпать новые силы. Съезд убеждает товарищей не падать духом от временных неудач и, объединившись, правильно организовавшись, смело встать против гнета самодержавного режима».

Информация о работе Студенческие движения