Стадии роста эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:55, реферат

Краткое описание

Многие сторонники Фрейда пытались глубже изучить психоанализ, с целью выявления значения эго-процессов и наблюдения за их развитием. Наиболее ярким таким последователем был - Эрик Эриксон, расширивший теорию психоанализа. Однако он изучал процесс взросления ребенка в более обширной среде социальных отношений. Он считал, что специфика становления личности зависит от степени культурного и экономического развития общества, в котором находится ребенок, от того в какой исторический период он попал.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................2
СТАДИИ РОСТА…………………………………………………………….4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....... 10

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 35.09 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................2

СТАДИИ РОСТА…………………………………………………………….4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....... 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многие сторонники Фрейда пытались глубже изучить психоанализ, с целью выявления значения эго-процессов  и наблюдения за их развитием. Наиболее ярким таким последователем был - Эрик Эриксон, расширивший теорию психоанализа. Однако он изучал процесс взросления ребенка в более обширной среде социальных отношений. Он считал, что специфика становления личности зависит от степени культурного и экономического развития общества, в котором находится ребенок, от того в какой исторический период он попал.

Современный ребенок из Нью-Йорка, например, развивается абсолютно  иначе, чем маленький индеец из резервации, где все еще преобладают древние  культурные обычаи, и время как  будто стоит на месте. Моральные  и духовные ценности данного общества передаются из поколения в поколение. Дети, относящиеся к социальным группам  примерно одного уровня социально-экономического развития, получают различные черты  личности и из-за разницы в культурных традициях, связанных с преобладающим  родом занятий, и принятых норм воспитания. К примеру, в разных индейских  резервациях Э. Эриксон изучал два  племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и собирателей  желудей.

В племени Сиу детей  пеленают неплотно, продолжительное  время кормят грудным молоком, не особенно следят за чистотой, да и в  принципе почти не ограничивают свободу  их действий. Дети равняются на исторический образ своего племени - одинокого, храброго охотника в безграничных степях - и  приобретают такие качества, как  активность, решительность, отвага, доброта  в отношении соплеменников и  беспощадность по отношению к  чужакам.

В племени Юрок, напротив, детей рано отнимают от груди, крепко пеленают, с ранних лет приучают к опрятности. С возрастом они становятся молчаливыми, мнительными, расчетливыми. Само по себе развитие личности определяется ожиданиями общества от человека, идеалами и ценностями этого времени, задачами, которые общество ставит перед ним на разных возрастных этапах.

Однако порядок этапов взросления ребенка подчиняется  биологическому началу. Ребенок, развиваясь, в обязательном порядке проходит ряд последовательных этапов, на каждом из которых он получает какое-либо качество (личностное новообразование), которое  откладывается в структуре личности и остается на всю оставшуюся жизнь. ИДЕНТИЧНОСТЬ - психосоциальная синонимичность - помогает личности воспринимать себя во всем многообразии своих взаимоотношений с обществом и определяет ее набор ценностей, идеалы, жизненные стремления, потребности, социальные позиции с соответствующими нормами поведения. Идентичность - условие психического здоровья: если ее нет, человек не найдет себя, свою роль в социуме, станет «потерянным». Идентичность закладывается в подростковом периоде и является чертой вполне зрелой личности. До этого этапа ребенку нужно пройти через ряд идентификаций - отождествление себя с родителями, половая идентификация и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, потому что с момента его появления на свет родители, а потом и более распространенное окружение приобщает его к своей социальной группе, показывает ребенку свойственное ей мировоззрение. Определенные Эриксоном восемь возрастных этапов человека представляют его важнейшую лепту в теорию личности. Основным элементом данной теории служит положение о том, что человек во время жизни проходит через несколько универсальных для всех стадий. Эти стадии есть результат расширения плана личности, которые передаются на генетическом уровне и определенная стадия жизненного цикла приходит в свое время. Личность складывается за счет прохождения в своем развитии каждой стадии по порядку. Помимо этого, согласно Эриксону, каждой стадии сопутствует кризис - переломный момент в жизни человека, появляющийся вследствие достижения некоторого уровня психологической зрелости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАДИИ РОСТА

ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:

(возраст, психосоциальный  кризис)

  1. Младенчество (до 1 года,  базальное доверие  - базальное недоверие)
  2. Ранее детство (с 1 до 3 лет, автономия – стыд и сомнение)
  3. Возраст игры  (с 3 до 6 лет, инициативность – вина)
  4. Школьный возраст (с 6 до 12 лет, трудолюбие – неполноценность)
  5. Юность (с 12 до 19 лет, эго-идентичность – ролевое смешение)
  6. Молодость (с 20 до 25 лет, достижение близости – изоляция)
  7. Зрелость (с 26 до 64 лет, продуктивность – инертность)
  8. Старость (с 65 лет и до конца жизни, целостность – эго-отчаяние)

Младенчество. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери. Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми. Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».

Раннее детство. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу». Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

Возраст игры (дошкольный период). В этот период разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду». Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и учится предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.  Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

Юность. Эта стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Ритуализация становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется идеологический аспект. Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, отклоняющегося поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности. Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые»), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Молодость. Обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция», — это любовь. Эриксон рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Зрелость. Её основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.   Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота. Т.е. взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

Старость. Последняя психосоциальная стадия, завершающая жизнь человека. Практически  во всех культурах это период, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)».   Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — «это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти». На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и  исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона эго предстаёт как автономная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий – результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей. С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

 


Информация о работе Стадии роста эриксона