Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 15:22, курсовая работа
Социальное планированиепозволяет целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, системно, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.
Социальное планирование является основной социально-экономической базой нормального бюджетного процесса, позволяет более точно определить роль бюджета в социальном развитии страны и региона, конкретные источники бюджетных доходов и направления бюджетных расходов по всем статьям бюджетных классификаций, что и определяет актуальность работы.
Применительно к развитым
странам с рыночной экономикой
правомерно говорить о
Инструментом планирования
в таких странах выступают
ориентирующие
В экономически развитых странах планирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария) и децентрализованное (США, Германия). Централизованные модели характеризуются наивысшей степенью участия и ответственности центральных органов власти в решении социально-экономических задач, наивысшей степенью централизации управления, тотальным контролем территориальных бюджетов федеральным центром, максимально возможным ограничением самостоятельности региональных органов власти, устранением неравенства регионов через систему бюджетных трансфертов.
Для децентрализованных моделей характерна приоритетность федерального налогово-бюджетного законодательства перед региональным, что гарантирует соблюдение общегосударственных интересов страны. Финансовая независимость и самостоятельность региональных властей подкрепляется здесь использованием "непересекающихся" налогов по принципу "один налог -- один бюджет", предоставлением права совместного (федерально-регионального) использования налоговых баз, отсутствием текущего контроля со стороны федерального центра за бюджетной деятельностью региональных органов власти, дистанцированием от проблемы горизонтальных дисбалансов и региональных бюджетных дефицитов, и, как следствие, отсутствием ответственности федерального центра по долгам региональных бюджетов. В странах с децентрализованной системой власти устранение острых горизонтальных диспропорций регионов осуществляется путем предоставления адресного финансирования нуждающимся категориям населения.
В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е гг. XX в.20 Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных планов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики планирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования – программирования – бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:21
• как обеспечить своевременное и эффективное государственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и деформации решений на микроуровне;
• как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную мотивацию к труду, инвестиции и инновации, не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга.
С 1988 г. в США введена система финансирования федеральных целевых программ, она осуществляется в форме целевых трансфертов, которые предоставляются на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также много программ проводятся правительствами штатов (расходы разделяются между штатом и федерацией). В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния населения.
В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов.
Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического планирования.
В настоящее время в мире созданы мощные международные организации, осуществляющие планирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.22
Зарубежная практика очень часто использует советский опыт планирования, но планы государств носят не директивный характер. Обращение к планированию в развитых странах во многом связано с тем, что в экономически развитых странах исчезла вера в совершенство и саморегулируемость рыночных механизмов. Среди специалистов стала преобладать точка зрения о наличии у рынка неустранимых дефектов, делающих экономическое равновесие труднодостижимым.23
Поэтому в настоящее время многие государства активно используют прогнозирование, бюджетирование, программирование, и контрактацию (госзакупки на контрактной основе).
В государственном секторе Китая в настоящее время сохранено директивное планирование, но его жесткость существенно ослаблена. В негосударственном секторе применяются планирование и рыночные регуляторы. Гибкое сочетание плана и рынка обеспечило в Китае феноменальные экономические результаты и существенное улучшение всех показателей развития.
В Южной Корее сегодня особое внимание в государственных планах уделяется поддержке крупных финансово-промышленных групп, что способствует их превращению в транснациональные корпорации ("Хендэ", "Самсунг", "Деу" и др.).24
В ЕС составляются кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовятся рекомендации для национальных экономик.
Особое место в социальном планировании занимает решение проблем в сфере труда. Выделяются такие два основных направления, как улучшение условий труда и повышение качества рабочей силы. Обычно сфера действия социального планирования в этой области основывается на принятом законодательстве. Наиболее рельефно оно во Франции и Японии.25
В настоящее время экономически развитые страны имеют соответствующие службы, занимающиеся вопросами планирования на уровне государства. Во Франции – это Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде – Экономический совет, в Японии – Экономический совет, в Нидерландах – Центральное плановое бюро.
Прогнозирование и планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий, и насчитывают сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчетов. Широко применяются методы оптимального программирования и исследования операций.
Таким образом очень важно постоянно анализировать зарубежный опыт планирования, для того чтобы использовать успешные проекты, адаптируя их для нашей страны, а также анализировать ошибки мирового опыта планирования, чтобы не повторять их в Российской Федерации.
4Сравнительный
анализ зарубежного и российского социального
планирования | |
Российский опыт |
Зарубежный опыт США |
Российская Федерация в соответствии с конституцией призвана создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека с помощью экономической политики достигать социальные цели. |
США выполняя функции удовлетворения социальных потребностей различных групп населения, играет все более возрастающую роль в развитии социально-экономической системы. |
Программно-целевое планирование является одним из методов государственного планирования. |
Программно-целевое планирование является одним из методов государственного планирования. |
Для реализации крупных научно-технических проектов в приоритетных для страны областях научного знания используется система федеральных целевых программ (ФЦП). Отбор проблем, подлежащих решению посредством реализации программы, осуществляется компетентными комиссиями, состоящими из специалистов соответствующего профиля, с помощью формальных и неформальных методов качественного анализа по принятым критериям. Отобранные направления исследований направляются в соответствующий орган исполнительной власти. |
Федеральная контрактная система стала важнейшим инструментом государственной поддержки науки и техники. Целенаправленные федеральные инвестиции в НИОКР дают 50%-ную прибыль. Экономический рост в стране объясняется прежде всего эффективным использованием научных знаний. Ведь по некоторым данным, на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долларов роста валового внутреннего продукта.[ |
Теоретические и прикладные проблемы социального планирования интенсивно разрабатывались в 1920-е гг. в Советском Союзе (хотя такой термин не использовался). Они наиболее четко были выражены в программе ликвидации неграмотности, также отражены в плане ГОЭЛРО, а затем в первом пятилетнем плане, который содержал специальный раздел «Социально-экономические проблемы» и меры по их решению. |
Сам термин «социальное планирование» впервые был употреблен в «Новом курсе» Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х гг. XX в. В дальнейшем в американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения. |
Управление программами в Российской Федерации осуществляется через специально учрежденные органы или путем перераспределения прав и обязанностей существующих структур с использованием различных форм координации. При этом формы и методы организации управления реализацией программы определяются госзаказчиком при условии эффективного целевого использования выделяемых средств.
|
В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, ко-торый готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. |
Следовательно, социальное планирование своими средствами решает двуединую задачу: во-первых, улучшение социального положения, повышение роли человека в обществе и, во-вторых, развитие его как социального деятеля, его социальных качеств, трудовой и общественной активности. Оно воздействует не только на социальные отношения в их узком понимании, но и на экономические, политические и другие отношения в той мере, в которой они определяют жизнедеятельность людей, социальных общностей.
При выполнении данной работы, во-первых были рассмотрены сущность, формы и методы социального планирования. Мы выяснили, что социальное планирование это форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально – экономической эффективности.
Объектом социального
планирования выступают
Также социальное
планирование разделяется на
адресное планирование и
Мы рассмотрели методы планирования, первым из них являлся метод динамики. Главным недостатком является малая обоснованность планируемых показателей, планирование по динамике прошлых лет недостаточно ориентирует составителей планов на разработку конкретных мероприятий обеспечивающих решение социальных проблем. Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности. Можно точно сказать, что каждая страна реализует социальное планирование в зависимости от своих социально значимых процессов и постоянно его совершенствует.
Во вторых мы выяснили, что в России накоплен уникальный опыт по социальному планированию. Хотя при переходе к рынку многие принципы социального планирования подверглись модификации.
Система социального планирования состоит из трех уровней: общегосударственный уровень, региональный уровень, уровень предприятия.
На общегосударственном уровне законодательные органы власти, реализуя свои функции, принимают ряд законов, регулирующих социальное планирование.
На региональном
уровне социальное
И, наконец, уровень производственных организаций, трудовых коллективов предполагает реализацию ведущей целевой установки – пробуждение человека к творческой работе, обеспечение максимума благоприятных условий для жизни и работы.
В третьих мы
узнали, что истоки программно-
В США в аппарате
президента имеется статистико-
В Германии
используются целевые
В настоящее время в мире созданы мощные международные организации, осуществляющие планирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Экономически развитые страны имеют соответствующие службы, занимающиеся вопросами планирования на уровне государства.
Информация о работе Сравнительный анализ социального планирования в России и зарубежных странах