Сравнительный анализ социального планирования в России и зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Социальное планированиепозволяет целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, системно, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.
Социальное планирование является основной социально-экономической базой нормального бюджетного процесса, позволяет более точно определить роль бюджета в социальном развитии страны и региона, конкретные источники бюджетных доходов и направления бюджетных расходов по всем статьям бюджетных классификаций, что и определяет актуальность работы.

Файлы: 1 файл

социальное планирование.docx

— 69.92 Кб (Скачать)

                                           Введение

   Актуальность. На современном этапе своего развития Россия продолжает сталкиваться с различными социальными проблемами. К их числу можно отнести безработицу, распространение алкоголизма и наркомании, неконтролируемую миграцию и другие последствия социальных и экономических реформ.

   Являясь главным субъектом управления, российское государство должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное планирование.

  Социальное планирование  позволяет целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, системно, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.

   Социальное планирование является основной социально-экономической базой нормального бюджетного процесса, позволяет более точно определить роль бюджета в социальном развитии страны и региона, конкретные источники бюджетных доходов и направления бюджетных расходов по всем статьям бюджетных классификаций, что и определяет актуальность работы.

  Социальное планирование представляет собой непрерывный процесс познавательной и преобразующей деятельности, которые постоянно взаимно дополняют и обогащают друг друга, что позволяет находить новые резервы, открывать новые возможности для более полной реализации сформулированной цели.1

   В 90-е годы произошел  практически распад системы социального  планирования в России. Поэтому многие социальные проблемы в российском обществе привели к жесточайшему кризису, что негативно отразилось на жизни людей. Нестабильность с социальных процессах может привести к негодованию, недовольству, стихийному неповиновению, что говорит об актуальности возрождения социального планирования в нашей стране т.к. это благоприятно отразится на социально-экономической ситуации в нашей стране. Благодаря социальному планированию в России разрабатываются и реализуются социальные программы приоритетом в которых является эффективное развитие жизнедеятельности российского общества. Поэтому в настоящее время данная проблематика не оставляет равнодушными многих исследователей, что и будет рассмотрено далее.

Степень научно – теоретической разработанности проблемы: Идея планирования по своему происхождению – идея социалистическая. Ее в наиболее полном виде высказали представители утопического социализма – А.Сен-Симон, Ш.Фурье, а Р.Оуэн даже попытался реализовать ее в жизни. Однако уже к концу XIX века необходимость планирования все чаще становилась достоянием практики решения экономических проблем. Правда, плановость рассматривалась преимущественно в рамках крупных производственных образований – трестов, концернов, фирм.2

   Сам термин социальное  планирование впервые был употреблен  в «Новом курсе» Ф.Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х годов XX века. В дальнейшем в американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.

   Но теория и практика планирования экономических и социальных процессов была опробована впервые в Советской России, а затем в СССР. Наиболее ярким примером является программа ликвидации неграмотности в стране, когда комплекс мероприятий позволил в короткий исторический срок мобилизовать все силы на решение этой задачи перспективного значения.

   Нужно сказать, что  идея планирования наиболее наглядно  проявила себя с конца 20-х годов, начав воплощаться в плановых  разработках, а затем в первом пятилетнем плане, который содержал специальный раздел «Социально-экономические проблемы» и меры по их решению.3

   В отечественной социологии в 60–70-е годы большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В.М.Ельмеев, Д.А.Керимов, Б.Я.Ляшенко, А.С.Пашков, В.Р.Полозов.

   Их поиски в  своих работах поддержали Н.А.Аитов, Ю.Е.Волков, В.И.Герчиков, Н.И.Лапин, П.П.Лузан, Ю.Л.Неймер, Л.А.Олескевич, Ж.Т.Тощенко, С.Ф.Фролов.

       В 80-е годы интерес к данной проблематике снизился, а в 90-е годы практически исчез в значительной мере потому, что отвержение идей социализма привело к отказу от идей планирования вообще и социального планирования в частности. Однако жизнь очень жестко ставит вопрос о том, что без целенаправленного регулирования социального развития невозможно реализовать общие, в том числе и экономические, цели.

   В настоящее время  исследованиям социального планирования  посвящено множество работ.

    Можно отметить  работы Волчковой Л.Т.  разрабатывала в своих работах проблемы теории и методологии планирования социально-экономического развития.

   Бестужев-Лада И.В. российский ученый, историк, социолог и футуролог, эксперт в области социального прогнозирования и планирования. В последние годы разрабатывает возможные сценарии трансформации социально-политической ситуации в России.

   Работа доктора философских наук Н.И.Лапина, кандидатов философских наук Э.М.Коржевой и H.Ф.Наумовой посвящена обобщению опыта социального планирования на промышленных предприятиях нашей страны. Авторы рассматривают некоторые вопросы теории и методики социального планирования, вносят ряд практических предложений по более полному использованию планирования социального развития производственных коллективов.

    Вопросы социального прогнозирования и планировани тенденций социального, культурного и экономического развития России рассмотрены в работах таких ученых, как Абалкин Л.И., Аринин А.Н., Волков Ю.Е., Жуков В.И., Журавлев Г.Т., Иванов В.Н., Катульский Е.Д., Коптюг В.А., Кортунов СВ., Кудров В.М., Мальцев В.А., Мельникова Е.Н.

     В.Н. Мосин, Д.М. Крук в своих работах затрагивали вопросы планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона в системе государственного регулирования.

    В основном, материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы и проблемы. Однако требуется учет современных условий при разработке современного социального планирования.

    Социальное планирование является неотъемлемой частью решения социальных проблем и их приоритетности. Что является эффективным для функционирования процессов социальной сферы. Поэтому социальное планирование требует дальнейшей разработки и совершенствования. Однако очень жаль что российский опыт социального планирования не сопоставляется с зарубежным опытом, т.к. это во многом помогло бы нашей стране перенять положительный опыт эффективного социального планирования, для этого требуется более глубокое изучение зарубежного опыта социального планирования и сопоставления его с российским для дальнейшей разработки и претворения в жизнь.

   На основании изученной  литературы о социальном планировании  можно определить объект и  предмет данной темы.

Объект: Социальное планирование.

Предмет: Социальное планирование в России и зарубежных странах.

Целью данной работы является сравнительный анализ социального планирования в России и зарубежных странах.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1.Изучить сущность, формы и методы социального планирования;

2.Рассмотреть социальное  планирование в России;

3.Рассмотреть социальное планирование в зарубежных странах.

4.Осуществить сравнительные  характеристики зарубежного и  российского опыта социального  планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Сущность, формы и методы социального планирования

   Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям. В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность и целесообразность. Обеспечить такую обоснованность может социальное планирование.

   Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий  развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь. Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития.

   Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.4

   Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:

- социальную дифференциацию;

- социальную структуру;

- качество и уровень  жизни населения, качество и уровень  потребления;

- обеспеченность жильем, его комфортность;

- обеспеченность населения  важнейшими видами благ и услуг;

- развитие образования, здравоохранения, культуры;

- определение объема данных  услуг, предоставляемых населению  на платной и бесплатной основе.

   Формы социального планирования представлены, во-первых, адресным планированием, во-вторых, планированием с помощью косвенных (экономических и социальных) рычагов.

- Адресное планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государственных или общественных организаций.

   Социальное планирование связано с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи.5

   Вместе с тем опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, игнорируя научные основы определения ориентиров социального развития.

   При планировании социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности.

  В процессе планирования выявляются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального планирования и регулирования.

   Чтобы сократить объем труда, не требующего квалификации, или тяжелого физического труда помимо планирования технического прогресса регулируется рост квалификации рабочих.

  Исследование  этих условий необходимо для определения области свободы, ведь социальное планирование, с одной стороны, опирается на наличие материальных, финансовых, трудовых ресурсов.

   Добиваться же минимизации затрат при планировании социальных процессов — значит, сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп.

   Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в связи с осуществлением экономических реформ.

   Также хочется отметить методы планирования.Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то методы нужно понимать и как способы осуществления, и как способы разработки программ или задач.

  В период развития социального планирования как массового движения распространенным был метод динамики прошлых лет, когда тенденции развития того или иного социального процесса экстраполировался на последующий плановый период. Недостатки этого метода, вскрытые при анализе технико-экономического  планирования, полностью сохраняют свою силу в планировании социальных процессов. Главным недостатком является малая обоснованность планируемых показателей, так как  зачастую они не вытекают из возможностей коллектива или другой общности. Это ведет к неполному использованию социальных факторов в повышении эффективности производства и резервов социального развития предприятия, региона, отрасли.  Планирование  по динамике прошлых лет недостаточно ориентирует составителей планов на разработку конкретных мероприятий обеспечивающих решение социальных проблем.6

   Хотя традиции балансового метода восходят ко времени становления теории народнохозяйственного планирования, с углублением социального аспекта планирования сфера его применения расширяется. 7

    Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода.

  Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части, и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

  В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности. Признаками программно-целевого метода являются четко выраженная целевая ориентация разрабатываемых программ, тесная увязка целей, мероприятий и ресурсов, развернутая координация заданий по исполнителям, срокам и объемам работ, рассмотрение и оценка различных вариантов цели программы, выбор оптимального решения проблемы, концентрация управления и всех средств реализации программы в едином органе руководства, координация деятельности предприятий и организаций различной ведомственной подчиненности, учет взаимодействий научно-технических, социальных, экономических и других аспектов развития.

Информация о работе Сравнительный анализ социального планирования в России и зарубежных странах