Сравнительный анализ социального планирования в России и зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Социальное планированиепозволяет целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, системно, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.
Социальное планирование является основной социально-экономической базой нормального бюджетного процесса, позволяет более точно определить роль бюджета в социальном развитии страны и региона, конкретные источники бюджетных доходов и направления бюджетных расходов по всем статьям бюджетных классификаций, что и определяет актуальность работы.

Файлы: 1 файл

социальное планирование.docx

— 69.92 Кб (Скачать)

  Целевая комплексная программа — это директивный адресный документ, в котором намечается комплекс мероприятий, направленных на решение какой-либо важной конкретной проблемы. Программа содержит научно-исследовательские, технические, экономические, социальные, организационные задания и мероприятия. Для их реализации в программе установлены сроки, исполнители, ресурсы.8

   Программа направлена на улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня жизни, сокращение ручного труда и др. На уровне предприятия

   Программно-целевое планирование - это метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли, комплекса предприятий) с помощью разработки и осуществления специфических плановых документов - комплексных целевых программ. Программно-целевое планирование построено по логической схеме: "цели - пути их достижения - способы (инструменты) достижения цели - средства, необходимые для достижения цели". При этом цели в отличие от внутрифирменного планирования формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер.

   В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики.

   Таким образом, количественный анализ и математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании.9

   Количественная и качественная характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения научно обоснованным требованиям, называются социальными показателями.

   Первая группа в известной мере опирается на опыт, накопленный при планировании экономического и социального развития.

   Таким образом, разработка, обоснование и применение социальных показателей направлены на принятие научно обоснованных управленческих выводов, нацеленных на повышение эффективности социального планирования и его действенности при решении как общих, так и специфических проблем общественного развития.

   Каждая страна  с учетом специфики национальной  экономики, использует определенные  подходы в планировании экономических  и социально значимых процессов, постоянно совершенствуя эти модели. В следующем параграфе мы рассмотрим российский пример социального планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Социальное планирование  в России.

   В России накоплен уникальный опыт государственного планирования социально-экономического развития. Планирование в СССР базировалось на принципах директивности, сочетания пропорциональности и выделения основного звена (приоритетов), интересов государства и предприятий, комплексности. При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, а третьи пробивают себе дорогу, отражая специфику иных экономических условий.

Социально-экономические планы целесообразно разделить на 2 группы: «социальные», «экономические».10

«Социальные»:

- планирование занятости населения;

- планирование ЖКХ и быта;

- планирование здравоохранения;

- планирование образования;

- планирование культуры и искусства;

«Экономические»:

- планирование экономического роста;

- планирование совокупного спроса;

- планирование отраслевой структуры национальной экономики;

- планирование уровня инфляции.

   Все это в совокупности дает концепцию социально-экономического развития страны, что представляет собой пакет представлений о стратегических целях, задачах, приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений реализации намеченных целей.

  Объектами социального  планирования выступают все уровни  социальной организации – от  общества до конкретного производства.

   Выделяют  три  уровня социального планирования:

1.     общегосударственный  уровень;

2.     региональный  уровень;

3.     уровень предприятия.11

      Социальное планирование на общегосударственном уровне

   Законодательные органы власти, реализуя свои функции, принимают  ряд законов, регулирующих социальное планирование: например, Федеральный Закон  «О минимальных государственных социальных стандартах» от 11 июня 2003 года, «Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ Р 52143—2003.12 

  На основе действующего законодательства,  посредством социального планирования, разрабатываются федеральные программы социального развития.  На общегосударственном уровне выбираются формы социального планирования, формулируется  ряд задач, исполнение которых делегируется различным государственным и общественным учреждениям.

   Главным документом, определяющим долгосрочное развитие современной России, является принятая в 2008 г. «Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». В ней были намечены новые ориентиры экономического роста, отрицавшие инерционный энергосырьевой сценарий развития. Стратегической целью было заявлено достижение уровня экономического и социального развития, соответствующей статусу России как ведущей мировой державы ХХI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП. В качестве приоритетных выдвигались следующие направления государственной политики: построение национальной инновационной системы, инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры. Особое внимание уделялось переходу российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития.13

   На региональном уровне социальное планирование представляет собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирования всего общественного организма огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показал опыт, главной целевой установкой для регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.14

   Планирование на уровне экономических районов должно с необходимостью учитывать, что каждый из социальных процессов — развитие наций, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование системы образования — требует нахождения того, что характеризует его сущность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изучении социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отраслевого и регионального планирования в интересах эффективного функционирования общества. Особенностью регионального планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности, определяемого совокупностью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед республикой или областью, не всегда по своей актуальности совпадают с общегосударственными.

   На сегодняшний день Правительством Российской Федерации утверждены 6 стратегий: Дальнего Востока и Байкальского региона, Сибири, Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского федеральных округов. На завершающей стадии доработки находятся проекты стратегий Уральского, Северо-Западного федеральных округов и Арктической зоны Российской Федерации.

   Главными результатами реализации стратегий должны стать создание новых рабочих мест, повышение качества жизни населения, формирование инфраструктуры, которая обеспечит комфортную среду обитания граждан.

   Достижение указанных результатов планируется осуществлять за счет комплексного развития территорий входящих в состав округа, путем реализации крупных региональных и межрегиональных проектов.

   В этой связи межрегиональное сотрудничество рассматривается как один из важнейших факторов развития экономики и решения социальных проблем в субъектах Российской Федерации. Межрегиональное сотрудничество нацелено на обеспечение территориальной сплоченности, объединение усилий территориальных сообществ вокруг крупных комплексных межрегиональных проектов и нивелирование неоправданно острой межрегиональной конкуренции за государственные преференции.

   Одним из наиболее важных направлений межрегионального сотрудничества, является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.15

   И, наконец, уровень производственных организаций, трудовых коллективов предполагает реализацию ведущей целевой установки – пробуждение человека к творческой работе, обеспечение максимума благоприятных условий для его трудовой и повседневной жизни.16

   Опыт социального планирования говорит о том, что на уровне предприятия эффективнее всего применение планов, что основываются на принципах:

   Принцип 1. Способности и возможности каждого работника, влияющие на развитие производства и самосовершенствования должны учитываться в первую очередь.

   Принцип 2. Эффективность социального планирования напрямую зависит от условий, созданных на предприятии или в организации для работников, отдельных преимущественных сторон, которые они могут получить при распределение материальных и нематериальных благ. Следует объединить все ресурсы и усилия, предпринимаемые государством для улучшения уровня жизни работников и ресурсов, которыми обладает отдельный регион. Не менее важным фактором реализации этого принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.

   Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией, городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности. 17

 Также хочется отметить, что  на протяжении 2008-2010 гг. проводилась работа по формированию Программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2015 года. Была создана рабочая группа по разработке Программы, рабочие группы по разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области. Указанные концепции составили основу Программы. В работе над Программой социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2015 года участвовал институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, который разрабатывал проект концепции Программы.18

   Целью разработки Программы является определение приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Новосибирской области по реализации целей и задач Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 №474.

   Разработаны и утверждены 13 концепций решения комплексных задач социально-экономического развития:

- развитие и размещение  производительных сил новосибирской  области;

- размещение общественной  инфраструктуры в новосибирской  области;

- развитие инновационной  деятельности в экономике и  социальной сфере на территории  Новосибирской области;

- развитие образования  и эффективное использование  кадрового потенциала Новосибирской области;

- развитие транспортной  инфраструктуры Новосибирской области:

- архитектурное совершенствование  городской среды, развитие и повышение  качества жилищного фонда в  Новосибирской области;

- укрепление здоровья  населения, повышение демографического  потенциала новосибирской области, формирование здорового образа  жизни и условий его реализации.

   Итак, планирование  это не воскрешение прошлого, а проектирование желаемого будущего общества и изыскания путей его достижения. В этом смысл и конституционное значение государства. Из вышесказанного мы видим, что система социального планирования в России функционирует как стабильный  административно – правовой институт, однако оно требует постоянных и серьезных доработок.

   Переходя к следующему  параграфу, хочется отметить что, рыночная экономика ни в коем случае не отвергает планирования. Индикативное планирование получило наиболее широкое распространение во Франции, Японии, Южной Корее и некоторых других странах. Поэтому в следующем параграфе мы рассмотрим планирование зарубежных стран.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3 Социальное планирование в зарубежных странах

    Истоки программно-целевого планирования в экономически развитых странах, лежат в необходимости потенциальной возможности государства воздействовать на экономические объекты и процессы посредством инициирования и практического осуществления целевых программ. В рыночной капиталистической экономике, как и в любой другой, государство не может быть безучастным наблюдателем периодически возникающих крупных и острых социально-экономических проблем, кризисных ситуаций.

  Не обладая ни правом, ни реальной возможностью решать  проблемы посредством централизованного директивного планирования и административного распорядительства, государство прибегает к использованию своих финансовых возможностей и средств регулирования, стимулирования в форме государственно организуемых и поддерживаемых целевых программ, позволяющих ослабить или снять проблемы, подавить кризисные явления. Государство также использует программы как инструмент способствования экономическому росту, увеличению национального богатства, обеспечению безопасности.19

Информация о работе Сравнительный анализ социального планирования в России и зарубежных странах