Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:32, реферат
Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
исследовать проблемы, возникающих в социальных отношениях;
выявить способы решения проблемы и пути совершенствования социальных отношений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных отношений в трудовом коллективе…………………………………………………………….5
Глава 2. Проблемы, возникающие в трудовом коллективе в плане социальных отношений……………………………………………………………………….13
Глава 3. Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22
Коллектив
как социально-психологическая
Трудовой
коллектив характеризуется
1.
Совпадение ценностных
2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.
3. Доброжелательное отношение к «новичкам».
4. Преобладание оптимистического настроения.
5. Удовлетворенность работой и коллективом.
6.
Хорошая трудовая и
7. Предрасположенность к общению в нерабочее время.
8.
Свободное обсуждение вопросов,
связанных с трудовой
Они
же выделяют следующие социально-
Направленность изучается с точки зрения ее движущих сил и подразделяется на внешнюю (например, на цели деятельности) и внутреннюю (коллективная и эгоистическая).
Организованность – важнейшая характеристика организации. Это ее способность сохранять устойчивость структуры при обогащении и динамичности функций. Она проявляется в объеме и скорости реакций данной организации на изменение внешней и внутренней среды, в способности коллектива сочетать разнообразие мнений и форм поведения ее участников с единством действия, направленного на достижение единой цели.
Организованность характеризует трудовой коллектив:
а) с количественной стороны (полнота согласованности изменений и действий);
б) с качественной стороны (совершенствование организационных отношений, обогащение форм активности участников коллектива).
Эмпирические показатели организованности коллектива следующие:
Психологическое единство (сплоченность) – это общность межличностных отношений, единство восприятия внешних и внутренних воздействий, положительный характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений, «признанность» всех членов группы друг к другу.
В зависимости от уровня сплочённости выделяют следующие типы коллективов:
1)
сплоченный (консолидированный) коллектив.
2)
расчлененный (слабосплоченный) коллектив
состоит из ряда социально-
3)
разобщенный (конфликтный)
По своей направленности сплоченность может быть:
а) положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи трудовой деятельности;
б) отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих задачам организационного развития.
Различают следующие стадии сплочения трудового коллектива:
1. Ориентационная – это этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе путем целенаправленной ориентации и самоориентации.
2. Взаимоадаптационная стадия – представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива при целенаправленном, воспитательном воздействии руководителя или путем самоадаптации (подражание и идентификация).
На этой стадии создается актив, выделяются добросовестные исполнители, организаторы и дезорганизаторы, складывается группа пассива.
3.
Стадия консолидации, сплочения.
Это этап зрелости коллектива.
Группы формируются по
Особую значимость все указанные выше параметры имеют в современных условиях, когда необходимо формирование компетентного рыночного мышления.
Результативность деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его социально-психологического климата.
Социально-
Р.Л. Кричевский выделяет социально-психологический климат:
а) благоприятный, характеризующийся взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При благоприятном климате у человека достаточно развита потребность в труде на общем благо.
б) неблагоприятный, характеризующийся неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем конфликтности в коллективе.
в) неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения конфликтов.
Социально-
Глава
2. Проблемы, возникающие
в трудовом коллективе
в плане социальных
отношений.
Английские специалисты по управлению М.Вудкок и Д.Френсис выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов, которые были указаны в работе Д.П.Кайдалова:
1.
Непригодность руководителя. Руководство
– это, видимо, самый важный
фактор, определяющий качество работы
коллектива. Организаторские способности
имеются далеко не у каждого.
Установлено, что такая
2.
Неквалифицированные
3.
Ненормальный микроклимат.
4.
Нечеткость целей. Если нет
ясного видения общей цели, то
отдельные члены коллектива не
смогут внести свой вклад в
общее дело. Изучение экономических
гигантов США и Японии
5.
Неудовлетворительные
6.
Неэффективность методов
7.
Закрытость и конфронтация. Когда
в коллективе нет свободы
8.
«Неразвитые сотрудники». При
прочих равных условиях
9.
Низкие творческие способности
коллектива. Эффективный коллектив
имеет способность
10.
Неконструктивные отношения с
другими коллективами. Оппозиция
по отношению к другим
Руководитель
обязан налаживать связи, изыскивать возможности
для совместного решения
Учет
названных типичных сложностей в
организации эффективной
Признаки благоприятного морально-психологического климата:
В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.
Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива.
Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе. Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и неформальный лидеры или непосредственно связанные должностными обязанностями руководители (например, бригадир — начальник цеха). В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому хотя бы кое-что знать о психологической совместимости необходимо всем, кто работает с людьми, формирует трудовой коллектив.
Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакты между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это отрицательно сказывается на совместной деятельности. Можно дать следующее определение понятию совместимости.
Психологическая совместимость — это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности.
Информация о работе Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе