Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:32, реферат
Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
исследовать проблемы, возникающих в социальных отношениях;
выявить способы решения проблемы и пути совершенствования социальных отношений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальных отношений в трудовом коллективе…………………………………………………………….5
Глава 2. Проблемы, возникающие в трудовом коллективе в плане социальных отношений……………………………………………………………………….13
Глава 3. Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретико-методологические основы
социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………
Глава
2. Проблемы, возникающие в трудовом коллективе
в плане социальных отношений………………………………………………………
Глава
3. Способы совершенствования
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Вопросы экономики и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений трудовых коллективов.
Исторически
сложилась система
Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения. Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.
Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
В России в настоящее время достаточно глубоко исследуются проблемы социально-трудовых отношений, занятости, уровня жизни и доходов населения, качества жизни.
Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава
1. Теоретико-методологические
основы социальных отношений
в трудовом коллективе
Коллектив
– это общность людей, в основе
жизнедеятельности которой
Трудовой коллектив является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности.
Все трудовые коллективы имеют общие свойства:
Работники
предприятия представляют собой
организационно оформленную общность
людей, которая образует его социальную
организацию. Такая организация
представляет собой систему социальных
групп, выполняющих специфические
производственные функции и взаимодействующих
для достижения определенной цели.
Она регулирует свой состав и взаимоотношения
между группами работников с помощью
иерархической структуры
Социальная структура трудового коллектива – это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям.
Социальные группы могут быть реальными, которые всегда организационно оформлены, имеют четкое распределение функций, и условными, которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д.
Взаимоотношения
членов трудового коллектива как
высшей стадии развития социальной группы
можно структурировать по нескольким
направлениям, по мнению Донцова А.И.: социальная
структура может быть представлена такими
категориями как рабочие (в том числе квалифицированные
и неквалифицированные), служащие, специалисты
и руководители; функциональную структуру
представляют таким образом: работники
преимущественно физического труда (основные,
вспомогательные, обслуживающие) и работники
преимущественно умственного труда (административно-
Производственно-
Важна
и социально-демографическая
Социально-
В
профессионально-
Знание
этих характеристик позволит руководителю
увидеть плюсы и минусы своей
организации, коллектива, выявить его
психологические особенности, а
также те персонифицированные силы,
которые способны повысить или, наоборот,
снизить эффективность его
В
рамках социальной организации трудового
коллектива выделяют также формальную
и неформальную подсистемы регуляции
отношений. Они опираются на две
достаточно разнородные совокупности
средств и отношений с
Формальная
структура организации – основа
административной структуры – представляет
собой систему узаконенных
Цель
формальной организации – сделать
управление людьми эффективным, а поведение
их контролируемым и предсказуемым.
Поэтому в фундаменте такой организации
лежит принцип максимального
упрощения и стандартизации отношений.
Это достигается формализацией
ролевых предписаний, введением
безличных стандартов и норм, регламентирующих
деловое поведение в
Поэтому, отмечает Е.В. Руденский, отличие от формальной, неформальная структура взаимоотношений строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная структура не является жестко структурированной. Вектор ее направленности меняется. При этом ее направленность может как усиливать и дополнять внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Строится она на основе личностных особенностей членов группы, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, преобладают групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии функциональных должностных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная – отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.
Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена рядом факторов:
Последнее условие является основанием для деления неформальной организации на два блока: неформальную организацию, связанную с трудовой деятельностью и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей.
Роль
социально-психологической
Информация о работе Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе