Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 17:18, реферат
Краткое описание
История социологии в России - наименее изученный раздел мировой науки, что обусловлено своими историческими причинами. Социология в России с самого начала была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в каких работали социологи в странах Западной Европы и США.
Оглавление
Введение 2 Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века 5 1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма 1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России 8 Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления 14 2.1 Социология семьи и образования 2.2 Возникновение и становление военной социологии в России 18 2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России 23
В своих
исследованиях Сорокин пришел к выводу,
что в мировой истории всплески военной
активности приходятся на периоды переходы
народов от одного типа культуры к другому,
а также при столкновении различных систем
культурных ценностей.
Другой
точки зрения придерживался Тимашев, который
считал, что война возникает вследствие
сочетания трех факторов:
1. Конфликта
между государствами,
2. Неудачи
попыток мирного разрешения конфликта,
3. Веры
каждой из сторон в свою
победу. [11]
Наряду
с учеными-социологами из среды русской
эмиграции научное наследие которых еще
ждет своих исследователей, значительный
вклад в развитие военной социологии внесли
и бывшие офицеры российской армии. Среди
них, прежде всего, следует отметить ученого
Н.Н. Головина.
В содержательном
плане концепции Головина включала обоснование
научного статуса и места "социологии
войны" в ряду общественных и военных
наук. Была определена ее проблематика,
структура, задачи и пределы возможностей
в решении конкретных проблем социальной
практики. Автором был предложен набор
социальных показателей и индикаторов,
необходимых для исследования явлений
войны, им же были сформированы методические
приемы на основе привлечения в аппарат
социологии войны методов исторического,
психологического и статистического анализа.
Особое место в работах Н.Н. Головина занимает
анализ "морального духа" войск.
Исходя
из необходимости развития новой отрасли
научного знания, изучающей войну "как
явление социальной жизни", русский
ученый предлагал свое определение ее
предмета и задач: "социологическое
исследование, объектом которого будет
изучение процессов и явлений войны с
точки зрения существования, сосуществования,
сходства и последовательности их. Иначе
говоря, наука о войне должна представлять
собою социологию войны". [12]
Другим
русским военным ученым Генерального
штаба полковником Р.К. Дрейлингом в работе
"Психология войны" была разработана
и обоснована система методов психологических
исследований, применяемых непосредственно
в боевой обстановке.
В период
1930-х годов характеризуется тем, что в
то время, когда в СССР военная социология,
как и социологическая наука в целом прекращает
свое развитие, в русском зарубежье продолжаются
научные поиски в данной области.
Возрождение
военной социологии в СССР было непосредственно
связано с процессом институционализации
советской социологической науки в целом.
В период
1965-1970 годов социологические исследования
начинают использоваться и в деятельности
некоторых органов военного управления.
Первое
же крупномасштабное социологическое
исследование в Вооруженных Силах СССР,
санкционированное и организованное Главным
политическим управлением СА и ВМФ, было
проведено в июле-августе 1966 года. Предпосылки
к решению вопроса о создании в структуре
Вооруженных Сил штатных социологических
подразделений были созданы Постановлением
ЦК КПСС "О мерах по улучшению партийно-политической
работы в Советской Армии и Военно-Морском
Флоте" от 21 января 1967 года.
Явления,
вскрываемые социологами, носили, как
правило, массовый и застарелый характер,
обладали свойствами быстрого самовоспроизводства
и распространения.
Все это
с первых лет существования научно-исследовательских
подразделений сделало военную социологию
"неудобной наукой", способствовало
неоправданной закрытости результатов
исследований и многочисленным организационным
преобразованиям социологических структур.
Тем не менее,
за период с середины 1960-х и до конца 1980-х
годов военным социологам удалось сосредоточить
свои усилия и внести значительный вклад
в изучении актуальных проблем армии и
флота.
В 1960-х-начале
1970-х годов, в связи с развернувшейся в
стране дискуссией по поводу целесообразности
"отпочкования" от философской науки
социологии и обретения последней статуса
самостоятельной научной отрасли, стал
подниматься вопрос и об относительном
обособлении социологической составляющей
"марксистско-ленинского учения о войне
и армии". Предлагались различные наименования
этой отрасли, в частности "социология
армии".
Таким образом,
по прошествии более чем 70 лет термин "военная
социология" вновь прочно входит в научный
обиход отечественной социологии.
В настоящее
время ведущим исследовательским органом
в области военной социологии является
Социологический центр Вооруженных Сил
РФ.
Роль научно
методического центра продолжает выполнять
кафедра Социологии Военного университета
Министерства обороны РФ.
Весьма
интенсивно это направление развивается
также в институте социально-политических
исследований РАН, где в центре социологии
национальной безопасности проводится
серьезная работа по теоретическому осмыслению
практики военно-социологических исследований,
истории и теории военной социологии.
Все это
создает большие потенциальные возможности
для дальнейшего развития в России военной
социологии, обретения ею общественного
признания и полноправного статуса специальной
отрасли социологических знаний.
2.3 Особенности развития
социологии организации и социологии
религии в России
Социология
организаций как часть общесоциологической
теории является социолого-управленческой
дисциплиной. В то же время она входит
в состав другой области знания - теории
организации и управления. Социология
организаций и теория организации и управления
соотносятся между собой как частное и
целое.
Социология
организаций - наука, появившаяся относительно
недавно. В истории отечественной социологии
организаций можно выделить 4 основных
этапа:
1.1920-1930-е
года - проблематика этой дисциплины
прорабатывалась главным образом
в рамках концепции НОТ;
2. вторая
половина 60-х и до середины 70-х
годов XX века - социология организаций
еще не была выделена как
отдельная область знаний;
3. Вторая
половина 70-х и до середины 80-х
годов XX века - в общих чертах определились
проблематика, и появился сам
термин "социология организаций";
4. Конец
80-х годов и до настоящего
времени - постперестроечный этап.
Первый
этап - крупнейшим представителем был
А.А. Богданов, важная роль которого в развитии
этой дисциплины состоит, прежде всего
в том, что им была предпринята первая
попытка создания всеобщей организационной
науки - тектологии. Богданов сформулировал
ряд универсальных подходов в изучении
природы и принципов организации, которую
он рассматривал и как систему, и как динамический
процесс. Им было введено понятие "организационный
комплекс", в определении которого по
сути дела присутствовало свойство организационных
процессов, получившее название синергического
эффекта. Им также были предложены: анализ
интеграционных механизмов, дезынтреграционных
механизмов, а также принцип строения
комплексов.
Среди тех,
кто участвовал в разработке советской
концепции НОТ, следует выделить П.М. Керженцева
и Н.А. Витке.
Организационная
концепция Керженцева представляла собой
достаточно самостоятельное явление.
Этот ученый был первым, кто выделил в
качестве отдельной сферы НОТ изучение
организационных принципов и человеческого
фактора, а также вещные факторы организации.
А с другой стороны он сделал главный акцент
именно на социально-управленческой стороне
организации. Среди общих признаков организационного
порядка он выделил установление цели
и задач, выбор типа организации, выработку
плана, методы работы с людьми и др.
Положение
теории Н.А. Витке тоже корреспондирует
с работами представителей "классической"
школы. Важнейшим достижением этого ученого
стала выдвинутая им концепция использования
в процессах организации природы человеческого
фактора. В центре управления находится
работник, а не орудие труда и техника.
Суть организационно-управленческой деятельности
в проявлении человеческой энергии к достижению
определенной цели. Основную проблему
целесообразной организации деятельности
людей он рассматривал как проблему создания
трудовой кооперации. Также он много рассуждал
о роли неформального авторитета и неформального
лидерства.
Второй
этап - развития социологии организаций
разворачивается после длительного перерыва.
Данный этап можно обозначить как период
освоения теории и практики, создания
универсальных методологических принципов
научного анализа и управления сложными
системами, подготовки создания целостной
концепции социологии организаций.
В этот период
выделилось несколько направлений в разработке
социальной проблематики организаций.
Первое
направление связано с развитием методологических
принципов анализа организационных систем
(П.К. Анохин, И.В. Блауберг, Б.В. Бирюков
и др.).
Особо надо
выделить разработки М.И. Сетрова, занимавшегося
проблемами функционирования анализа
динамичных систем в рамках общего системного
подхода. Описывает организацию как свойство
и как действие. В качестве исходных принципов
организации системы были выделены принцип
совместимости и принцип актуальности.
Вторым
направлением стали освоение и трансляции
зарубежных социолога - и психолого-организационных
концепций (О.Н. Жеманова, Н.М. Крейзерова,
А.И. Пригожина и др.).
Наиболее
значимыми работами данного периода являлись
книги Д.М. Гвишиани "Социология бизнеса"
и "Организация и управление". Последняя
служила своеобразной энциклопедией для
трех поколений социологов. В ней изложены
история возникновения, указываются основные
персоналии и положения научных школ менеджмента.
Третье
направление представлено попытками некоторых
философов, социологов, экономистов и
психологов решить ряд общих и частных
теоретических вопросов функционирования
организации в рамках марксистской социальной
философии, социально ориентированной
экономики вновь формирующихся специальных
социолого-управленческих дисциплин (В.Г.
Афанасьева, П.Н. Лебедева, Г.Х. Попова и
др.). Другая группа ученых разрабатывала
проблематику разделения труда, кооперации,
вопросы мотивации и отношения к труду
(К.Н. Герендорф, И.И. Чангли, В.А. Ядов). Большое
место в разработках специалистов тех
лет занимало выявление специфики руководства
(Н.И. Алексеев, Ю.Е. Волков, О.И. Косенко
и др.).
Третий
этап - этап развития социологии организаций,
связан во-первых, с ее становлением как
специальной социологической дисциплины;
во-вторых - с попытками создания отечественных
версий социолого-организационных теоретических
моделей; в-третьих - с формированием языка
отечественной социологии организаций.
В числе наиболее ярких представителей
этого периода можно назвать Н.И. Лапина,
А.И. Пригожина, Б.З. Мильнера и др.
Лапин в
своих статьях и книге "Теория и практика
социального планирования" четко обозначил
предметную сферу социологии организаций
- социальную организацию предприятия.
Описывает организацию как гетерогенную
систему, состоящую из вещных и человеческих
компонент. Социальные отношения между
работниками есть предмет изучения социологии
организаций. Автор определяет ее в широком
смысле как коллектив, и в узком как систему
социальных групп и отношений между ними.
Выделяет два типа требований, предъявляемых
работнику:
1. Ценностные,
2. Нормативные.
Описывая организацию как естественную
систему Лапин выделяет три
функции организации:
1. интегративную,
2. целевую,
3. изменяюще-поддерживающую.
И выделяет три типа социальных процессов
функционирования организации:
1. Базовые
трудовые,
2. интегративные,
3. изменяюще-поддерживающие.
Четвертый
этап - охватывает весь период перестройки
и рыночных реформ и продолжается в настоящее
время. Можно выделить основные направления:
1. Новая
фаза обращения к организационному
опыту стран Запада,
2. Поиск
новых методологических принципов
понимания природы организации
и работы с нею,
3. Продолжение
оригинальных исследовательских
разработок в области организаций,
4. Деятельность,
связанная с преподаванием дисциплины
в вузах. В области методологии
можно выделить три тенденции:
1. Вытеснение
нормативистских моделей организации
ситуационным,
2. Обращение
не только к естественнонаучным
моделям, но и к различным версиям
антропоморфных, антропоцентрических
и деятельностных моделей организации,
3. Поворот
исследователей к современным
моделям организации как открытой
системе и различным версиям
инвайронментального подхода к анализу
организаций, позволяющим лучше понять
взаимоотношение организации с динамичной
внешней средой.
В России
социология религии не сложилась в виде
очерченной теоретико-методологически
и институционально закрепленной традиции,
какая существует на Западе благодаря
основоположениям, сознательно разработанным
Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Лишь в самое
последнее время социология религии в
нашей стране предпринимает попытки самоопределения
в качестве самостоятельной исследовательской
и учебной дисциплины.
В отечественной
мысли вопрос о том, какую роль играет
религия в жизни общества, первоначально
ставится и обсуждается как конкретный
вопрос о роли православия в общественной
жизни России.
В советский
период российской истории определение
религии как социального феномена осуществляется
в контексте марксистской теории общества,
согласно которой способ производства
материальной жизни обуславливает социальный,
политический и духовный процессы жизни.
В центре внимания стоит вопрос о социальных
корнях религии. Дисциплина, в которой
сосредотачивается теоретическая разработка
религиоведческой проблематики, в данный
период институционализировалась как
"научный атеизм" (сочетал в себе
философскую критику религии и изучение
религиозных феноменов в историко-культорологическом,
этнографическом, психологическом, социологическом
и других аспектов). В социально-психологическом
отношении она сводится к претензии человеческого
и естественного быть сверхчеловеческим
и сверхъестественным. В индивидуально
- смысле религия коренится в специфическом
сочетании сознательного и бессознательного:
"Человек не понимает и не выносит своей
собственной глубины и раскалывает поэтому
свое существо на "Я" без "не-Я",
которое называет богом". [13]