Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 17:18, реферат
Краткое описание
История социологии в России - наименее изученный раздел мировой науки, что обусловлено своими историческими причинами. Социология в России с самого начала была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в каких работали социологи в странах Западной Европы и США.
Оглавление
Введение 2 Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века 5 1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма 1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России 8 Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления 14 2.1 Социология семьи и образования 2.2 Возникновение и становление военной социологии в России 18 2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России 23
1.2 Этапы развития и институционализации
социологии в России
Становление
любой науки связано с ее институционализацией,
то есть приобретением данной наукой всех
атрибутов социального института. Выделяются
две формы институционализации: внешняя
и внутренняя. В процессе внешней институционализации
науки можно выделить три основных направления,
последовательное развитие которых углубляет
институционализацию:
появление
и рост разного рода публикаций, а также
создание специализированных периодических;
включение
новой науки в систему образования;
создание
как национальных, так и межнациональных
обществ и ассоциаций, а также различных
специализированных научных учреждений.
Процесс
внутренней институционализации любой
науки, в том числе и социологии, означает
формирование самосознания ученых, совершенствование
организационной структуры науки, наличие
устойчивого разделения труда внутри
новой научной дисциплины, т.е. появление
всего того, что существенно способствует
процессу производства и систематизации
знаний в данной области познания.
Прохождение
процесса институционализации социологии
как науки, по мнению Г.С. Батыгина, условно
можно разбить на пять основных этапов:
Первый этап - 1860-1890 гг.
Второй этап - 1890 г. - начало XX в.
Третий этап - первая четверть XX в.
Четвертый этап - 20-е - 30-е годы XX в.
Пятый этап - конец, 50-х - 90-е годы XX в.
Первый этап (1860-1890 гг.). Развитие социологии в России, так же
как и на Западе, происходило в тесной
связи с позитивизмом. Идеи О. Конта были
известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е
годы началась широкая популяризация
позитивизма в России. Теоретическую основу
позитивизма составляли идеи об исторической
эволюции человеческого общества. Во время
первого этапа появление новой науки было
встречено довольно настороженно правящей
бюрократией. В России со стороны властей
с самого начала к социологии сложилось
негативное отношение.
Систематическое
социологическое образование во многих
западных странах начало появляться в
последней трети прошлого века. В это время
в Европе, Америке и России предпринимаются
первые попытки ввести преподавание социологии
в высших учебных заведениях. Это был период
самоопределения социологии как научной
дисциплины и начало ее институционализации.
В России первый специальный курс лекции
о О. Конте был прочитан уже в конце 70-х
годов XIX века И. В Лучицким.
В начальный
период звучали многочисленные возражения
против социологии как новой самостоятельной
науки общего характера. Социологию или
сводили к какой-либо уже сложившейся
конкретной науке, либо представляли как
совокупность всех конкретных наук. Это
было связано с рядом причин. Одна из главных
причин была связана с мнением о том, что
социология не имеет своего специфического
объекта изучения, а поэтому она способна
только суммировать выводы, полученные
другими науками. Другой причиной было
то, что первые русские социологи не имели
специальной социологической подготовки,
что было свойственно на первом этапе
и для других стран.
Второй этап (1890-е г. - начало XX в). В конце XIX века
позитивистская социология в России столкнулась
с глубокими теоретическими трудностями.
Кризис механического естествознания
приводит к усилению антипозитивистского
течения, которое выступило против изучения
общества с помощью естественнонаучных
методов, против сближения социологии
с естествознанием. Они считали невозможным
рассматривать общественную жизнь как
естественно - натуралистический процесс.
Неокантианство в России условно можно
разбить на три группы:
ортодоксальное ядро (социологическая гносеология) - А.С.
Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский;
вариант “индивидуального психологизма” (психологическая
интерпретация неокантианства) - Л.И. Петражицкий
и его последователи.
Шло дальше
развитие и марксистской социологии (исторического
материализма). Марксизм стал рассматриваться
как возможный вариант, возникающий при
объяснении и поиске путей эволюции России.
Третий этап (первая четверть XX века). Начало XX века
связано с наступлением третьего этапа
в развитии русской социологии. В это время
происходит четкое самоопределение социологии
как общей теории. Ведущей школой становится
неопозитивизм - А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев,
П.А. Сорокин.
В годы столыпинской
реакции социология вновь была зачислена
в разряд “нежелательных областей знания”.
Несмотря на все препятствия со стороны
правительства, русские профессора, увлеченные
социологической наукой, не хотели отставать
от Запада и развернули кампанию за преподавание
социологии в русской высшей школе. Для
того чтобы успокоить правительство, они
стали утверждать, что социология - это
наука, которая выступает за “общественную
солидарность", “прочный общественный
порядок", “вызывает опасения самых
левых течений общественной мысли".
Но, несмотря на все старания ученых, русское
самодержавие до самой революции так и
не смогло понять научную и социальную
функции, которые были присущи социологии.
Гонения социологии со стороны правительства
привели к значительному отставанию русской
социологической мысли от западноевропейской.
В начале
XX века социология под своим именем еще
не читалась в русских университетах,
тем не менее шло ее интенсивное развитие
как в университетах, так и вне государственной
системы образования под следующими названиями:
“Философия истории", “Введение в общую
теорию права", “Социальные основы
экономики”, “Социальная психология”
и т.д.
После революции
процесс институционализации социологии
становится еще более интенсивным. Появляются
первые официальные учебники по социологии.
Увеличивается количество книг, выпускаемых
по социологии. Постепенно начинают появляться
секции, союзы и ассоциации по изучению
общественных наук во многих университетах
России.
Отсутствие
в России квалифицированно подготовленных
преподавателей по социологии привело
к тому, что для ее преподавания, особенно
в средних школах, привлекались люди, не
имеющие совершенно никакого отношения
к общественным наукам. Поэтому в первые
годы после революции в учебных заведениях
России преподаватели социологии толковали
предмет своей науки кому как вздумается.
Правительство, увидев, что многие преподаватели
ведут социологию, отличную от социализма
и коммунизма, запретило преподавать ее
в школах, а преподавателей-социологов
уволило. Социологию полностью перенесли
в Исследовательские институты.
Четвертый этап (20-е - 30-е годы XX в). Процессы, происходящие
на третьем этапе, в конечном итоге привели
к размежеванию между буржуазными (немарксистскими)
и марксистскими социологами. Часть представителей
старого поколения, которые не захотели
или не смогли смириться с советской властью,
в конце 1922 г. были отстранены от преподавания
в университетах и институтах и высланы
из страны. В конце 1922 г. во всех центральных
университетах закрылись кафедры общей
социологии. Уже в начале 20-х годов Коммунистической
партией и Советским государством была
создана система новых научных учреждений,
с помощью которых они организовали решительное
наступление на “реакционную буржуазную
идеологию". Созданные учреждения помогли
начать планомерное изучение проблем
марксистской философии, социологии, политической
экономии, приступить к широкой подготовке
молодых ученых и преподавателей-марксистов
для высшей школы. В 1921 г. в Москве также
по инициативе В.И. Ленина был создан Институт
красной профессуры для подготовки преподавателей-марксистов
высшей квалификации. В декабре 1919 г. на
базе рабфака в Петроградском университете
была создана первая в России общественная
организация ученых марксистского направления
- Научное общество марксистов (НОМ). Основной
задачей общества являлись разработка
идей марксизма и распространение марксистского
мировоззрения.
В это время
перестали издаваться журналы “Мысль”,
“Экономист", “Утренник", “Начала",
“Литературные записки" и другие, на
страницах которых популяризовались идеи
немарксистских философов и социологов.
В 20-е годы
началось бурное развитие марксистской
социологии. Начала широко издаваться
социологическая литература теоретического
профиля. Наряду с серьезными шагами, сделанными
в области теоретического социологического
знания, советские социологи-марксисты
в 20-30-х годах также провели ряд социальных
и социологических исследований. Именно
20-е годы, с полным на это правом, могут
быть названы периодом становления конкретных
социологических исследований в СССР.
Значительное
число социологических исследований было
проведено в сфере труда. Особое внимание
уделялось исследованию проблем молодежи. Уделялось
внимание и изучению условий жизни, материального
положения различных категорий населения
в послереволюционный период. Конкретные
социологические исследования проводились
по проблемам брака и семьи. Было проведено
большое количество исследований, направленных
на изучение средств массовой информации,
а также связанных с проблемами образования и
воспитания.
Но уже в
конце 20-х - начале 30-х гг. социологические
исследования начинают свертываться.
Тоталитарная система не считала нужным
их изучать. Социология объявляется буржуазной
наукой (т.е. лженаукой), а термин “социология"
полностью изымается из употребления.
В конце
30-х годов на судьбу социологии сильно
повлияла канонизации выдвинутых И.В.
Сталиным различных теоретических положений.
Социология
была запрещена, но это не означало, что
она полностью и бесповоротно умерла.
Просто социология в это время находилась
как бы в “коматозном состоянии". Во-первых,
объявленный запрет сбора разного рода
социальных данных распространялся исключительно
на открытое использование полученной
информации в печати и научной работе.
Во-вторых, вскоре после окончания Великой
Отечественной войны, осенью 1946 года, в
Институте философии Академии наук был
создан социологический сектор, под руководством
М.П. Баскина.
Пятый этап (конец 50-х - 90-е гг.). Только в конце
50-х - начале 60-х годов, во время хрущевской
“оттепели", снова положительно заговорили
о социологии, так как возникла необходимость
в более эффективном управлении социальными
процессами во всех сферах общественной
жизни. На положение социологии в нашей
стране кардинально повлияла начавшаяся
после XX съезда КПСС десталинизация общества.
С этого времени начинается новый период
в развитии социологии, так называемое “второе
рождение” социологии как науки в
нашей стране (" социологического ренессанса
”).
Как вспоминает
В.Н. Шубкин: “Появление социологии, начало
“конкретных социальных исследований”
после смерти Сталина и XX съезда КПСС были
неожиданными. И для власть предержащих,
ибо она возникла не по велению сверху, как это было с
научным коммунизмом, историей партии,
истматом, а снизу. Возрождение социологии
было сюрпризом и для западных политологов,
советологов и социологов”.
Основным
переломным моментом в институциолизации
социологии в нашей стране стало участие
советской делегации, во главе с директором
Института философии П.Н. Федосеевым, на
III Всемирном социологическом конгрессе
“Социальные изменения XX века". Результатом
данной поездки стало осознание важности
и необходимости проведения социологических
исследований.
С 6 по 11
января 1958 г. в Москве состоялась Международная
конференция социологов, которая была
организована ЮНЕСКО и Международной
Социологической Ассоциацией. В июне 1958
г. была создана Советская социологическая
ассоциация (ССА), и уже в октябре 1958 г.
Советский Союз вступил в Международную
Социологическую Ассоциацию. ССА была
создана Президиумом Академии наук СССР.
Все вышеперечисленные
события способствовали тому, что с 60-х
годов в нашей стране начал восстанавливаться
статус социологии как социального института,
вновь были возобновлены и стали активно
проводиться конкретные социологические
исследования. К 1965 г. наибольшее распространение
получила точка зрения, что социология
- это наука о законах и движущих силах
развития общества.
Большую
роль в развитии социологии сыграло издание
двухтомника “Социология в СССР” (М.,
1966) под редакцией Г.В. Осипова. В этом труде
были собраны результаты множества эмпирических
исследований, проведенных в ряде областей
и регионов страны. Данный труд был важным
шагом на пути институционализации социологии
в России.
Большим
и совершенно новым шагом в процессе институционализации
социологии в России стало создание в
конце 80-х годов Всесоюзного центра изучения
общественного мнения (ВЦИОМ). Активное
участие в создании Всесоюзного (ныне
Всероссийского) центра общественного
мнения сыграла Т.И. Заславская, ставшая
с 1988 г. директором, а затем и президентом
данного центра.
Большим
шагом в институционализации социологии
было создание Российского общества социологов
(РОС). В 1991 г. состоялся первый съезд советских
социологов. На съезде были внесены изменения
в устав и форму правления ССА.
Итак, социология
получила общественное признание. Это
способствовало созданию ряда центров,
специализирующихся на изучении общественного
мнения и сдвигов в массовом сознании.
В прессе начали систематически публиковать
данные различных опросов и другую социологическую
информацию.
Следует
отметить, что процесс возникновения и
оформления специальных социологических
теорий еще не завершен, по мере углубления
социологического знания и исследования
все более новых явлений и проблем возникают
новые специальные социологические теории.
В последние десятилетия успешно развивается
социология политики, социология права,
социология досуга, социология организации,
социология конфликта. Много статей и
книг выходит в нашей стране по этим проблемам.
Таким образом, к настоящему времени в
нашей стране сложился и признан статус
социологии как самостоятельной науки,
социология реабилитирована политически
и идеологически, признана ее важная роль
в решении социальных проблем.
Глава 2. Отраслевая социология:
подходы и направления
2.1 Социология семьи и
образования
Проблемы
семьи с момента зарождения отечественной
социологии занимали ведущее место. Однако
обособление социологии семьи в качестве
научной дисциплины произошло гораздо
позже, в процессе эволюции этой области
социологической дисциплины - отечественной
социологии семьи. Следует выделить три
периода, каждый из которых отличается
внутренним своеобразием, различными
трансформациями теоретической мысли,
объективными противоречиями, спадами
и подъемами:
1. С середины
XIX века до 1917 года;
2. С начала
1920-х до середины 1950-х годов;
3. С середины
1950-х годов до настоящего времени.
Весомый
вклад в разработку проблем социологии
семьи внес выдающийся русский социолог
М.М. Ковалевский. Изучаю семейное право
прошлого, он пришел к выводу, что семья
это не только союз лиц, связанных браком
или кровным родством, а что это общины,
живущие под одной кровлей. Это позволило
определить семью как "совокупность
лиц, живущих вместе и признающих власть
одного и того же домовладыки". [6]