Социология религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий.

Оглавление

Введение………………………………………………..………………3
2. Становление социологии религии…………………………………4
3. Социология религии и другие науки о религии……...…………11
4. Социология религии в России…………………………………….13
Заключение……………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовик социология.docx

— 58.88 Кб (Скачать)

     Исследования  конца 1970-х - начала 1980-х гг. выявили  некоторые неожиданные с точки  зрения принятой концептуальной схемы  моменты в массовой религиозности - стабилизацию ее уровня, а иногда и  некоторый рост; повышение уровня образованности верующих; увеличение доли мужчин в религиозных общинах. Были отмечены также новые тенденции  в характере религиозности - в  частности, формирование слоя относительно молодых верующих, религиозность  которых выражалась как глубоко  осознанная и активно отстаиваемая мировоззренческая позиция. Эти  верующие проявляли интерес к философским и этическим проблемам, достижениям науки и культуры в поисках подтверждения правоты своих убеждений. Они стремились не только к обладанию истинной верой, но и к "жизни по вере" в соответствии со своими убеждениями. Социологические опросы, проведенные в конце 1980-х гг., зафиксировали изменение в массовом сознании оценки роли религии в жизни общества и православия - в отечественной истории и культуре.

     Подводя итоги, можно сказать, что марксистская социология религии в советский  период активно осваивала эмпирические методы социологического исследования и использовала их в русле основного  интереса к процессу секуляризации  массового сознания в социалистическом обществе, понятой как закономерное отмирание религиозных "пережитков".

     В постсоветский период, на протяжении 1990-х гг. активно переводятся и  издаются труды классиков западной социологии религии - Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Зомбарта, Э. Дюркгейма, М. Мосса, Б. Малиновского, П. Бергера, Т. Лукмана, Т. Парсонса и др. Эти издания, как правило, снабжены развитым научным аппаратом, хорошо откомментированы, и уже не под углом зрения критики буржуазной социологии. Выходят в свет хрестоматии и учебники по социологии религии, преследующие цель как можно более полного освоения теоретического багажа западной традиции.

     Продолжаются  и эмпирические исследования. С 1989 г. динамику религиозности отслеживает  в своих систематических опросах  Всероссийский центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ). Взаимовлияние  религии и политики в контексте  современных общественных процессов  в России изучалось в 1991 - 1995 гг. аналитическим  центром Российской академии наук (РАН) и социологическим центром Российского  научного фонда. Институт социально-политических исследований (ИСПИ) РАН, включавший в  себя сектор социологии религии, осуществил ряд проектов, в частности по проблемам  межконфессиональных отношений, религиозности  в российской армии. Исследования межконфессиональных  отношений проводились в 1993 и 1995 гг. центром "Религия в современном обществе" Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП). Наряду с общероссийскими опросами в 1991 -1995 гг. проводились локальные исследования в Москве, Санкт-Петербурге, в Пермской и некоторых других областях. Одно из наиболее крупных было посвящено изучению связи религии и политики в современном массовом сознании. Исследовательский проект "Религия и ценности после падения коммунизма", работа над которым велась в 1991-1999 гг., подытожен в книге "Старые церкви, новые верующие". Здесь же необходимо упомянуть сборник "Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России", в котором обобщаются результаты исследований, проводившихся в 1994-2001 гг. в 78 субъектах Российской Федерации в рамках исследовательского проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" под эгидой Кестонского института.

     Проблемное  поле социологии религии в России в настоящий период определяется темой модернизации российского  общества. Ее новый контекст возникает  в перспективе осмысления неоднозначности  результатов как советского типа модернизации, так и процессов социальной трансформации 1990-х гг. в постсоветской России.

     Проблема  модернизации общества актуализирует  изучение социокультурных комплексов, выявление духовных (смысловых и  ценностных) предпосылок хозяйственного, политического, культурного развития. И здесь социология религии становится востребованной самым настоятельным  образом, оказывается не на периферии, а в самом центре событий.

     В этой связи начинают вводиться в  научный оборот труды зарубежных исследователей модернизации не западных обществ, таких, как Ш. Эйзенштадт, Р. Белла, М. Сингер, Т. Линг, А. Турен и др.1. С точки зрения изучения ценностных аспектов модернизации значимы работы Б.С. Ерасова, Н.Н. Зарубиной, А.В. Ионовой. Одновременно новую актуальность приобретают труды русских мыслителей "серебряного века" - С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, С.Л. Франка и др., рассматривавших общественную жизнь и хозяйство как обнаружение и воплощение жизни духовной. В новой перспективе воспринимается и социология религии М. Вебера. Обобщение и развитие этой темы содержится в книге Н.Н. Зарубиной "Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации" (СПб., 1998).

     Итак, становление социологии религии  в России на протяжении всего рассматриваемого нами периода происходит по трем основным проблемным линиям: соборность (индивидуализм  и коллективизм, Россия и Запад) - секуляризация - модернизация. В ходе этого процесса, с одной стороны, происходит освоение западной социологии религии как в теоретической, так и в эмпирической ее составляющей, а с другой - все более отчетливой становится проблема принципиального общетеоретического обоснования, разработки теоретико-методологического инструментария социологии религии применительно к российскому обществу с учетом его специфики.

     Только  при этом условии социологией  религии может быть освоен огромный материал, накопленный трудами отечественных  ученых-историков, этнографов, фольклористов, лингвистов, культурологов, философов  и богословов, работавших как до, так и после 1917г., материал, включающий в себя и значимые для социологии религии теоретические разработки.

     В качестве примера достаточно привести работы В.О. Ключевского, посвященные  особенностям монастырской колонизации  русского Севера, влиянию православной церкви на институт холопства, значению института нищенства для древнерусского общества; исследование русской культуры П.И. Милюковым; работы А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского по структуре мифа; работы В.Н. Топорова, посвященные мифу и ритуалу, а также его фундаментальное исследование феномена русской святости; работы Ю.М. Лотмана, А.Я. Гуревича и др. Эти труды, как и многие другие, содержат бесценный материал, который отечественной социологии религии только еще предстоит освоить.

     Насущной  потребностью, от которой зависит  дальнейшая судьба социологии религии  в России, является фундаментальная  социологическая теория религиозного феномена. Сегодня важны также  и прикладная проблематика, накопление эмпирических данных о религиозной  стороне жизни российского общества в различных аспектах и выходах  на демографические, этнические, образовательные  и другие проблемы. Отсутствие такой  эмпирической основы приводит к тому, что религиозный фактор недооценивается  или вовсе не учитывается в  экономической, политической социологии, даже в социологии семьи и образования, хотя, казалось бы, очевидно, что этого  не должно быть, если мы хотим иметь  достаточно полную и достоверную  картину жизни нашего общества.

 

     Заключение

     На  современных этапах мирового общества уровень социального изучения религии  возрос, вследствие того, что многие деятели государств мира осознали роль религии в формирования поведения  человека в обществе. Немаловажную роль имеет активизация религиозной  пропаганды, а также стремление новых  государственных структур повысить свою легитимность за счет публичной  поддержки ведущих религиозных  конфессий. Религия-это одна из основных ценностей, ориентир, с помощью которого можно регулировать поведение и сознание личности.

     Признание суверенитета религии над областью предельных мировоззренческих значений и ограничений сферы своей  компетенции «мирской реальностью». Религиозной культуре прививается  как бы «внутренняя светскость», не выходящая, однако, за достаточно четкие определенные рамки. Таким образом  религия формирует своего рода «буферную  зону», позволяющая ей - как на уровне социальных институтов, так и на уровне сознания отдельных верующих - избежать секуляризации, т.е растворения.

     Религия постепенно становится одной из важнейших  частей духовной культуры народов, важным социальным институтом, призванным восстановить утраченную связь времен и этнокультурную идентичность.

     Во всем мире, религия начинает играть все более заметную роль в социально-общественных процессах. Возможно, это способ защиты или своеобразный ответ на стремительное наступление глобализации, стремящейся нивелировать многоликие культуры, причесав всех под одну гребенку. Именно через религию значительная часть населения стремится возродить традиционные ценности и нравственные устои. Меняются роль и место религии в системе общественных отношений. Религиозная идентичность выступает зачастую как концентрированное выражение мироощущения человека.

 

     Список  используемой литературы

  1. Иванов А. С., Пивоваров В.Г. Социологическое исследование религиозной общины (методика и результаты). М., 1971; Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). Воронеж, 1984; Адрианов Н.П.,Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966; Кудряшов А. И. Динамика полисинкретической религиозности. Чебоксары, 1974; Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л., 1978.
  2. Старостин Б.С. Освободившиеся страны: общество и личность. М., 1984.
  3. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961; Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века. М., 1965.
  4. Основные направления буржуазной социологии религии //Философские проблемы атеизма. М., 1963; Социальная природа религии. М., 1965.
  5. Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб., 1895.С. 124.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 1. С. 422.
  7. Руссо Ж. -Ж. Об общественном договоре, или Начала политического права. М.,1906. С. 204-205.
  8. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. Собр. соч. М., 1994. С. 153.

Информация о работе Социология религии