Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 12:39, курсовая работа
Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий.
Введение………………………………………………..………………3
2. Становление социологии религии…………………………………4
3. Социология религии и другие науки о религии……...…………11
4. Социология религии в России…………………………………….13
Заключение……………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………….28
Э.Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определённых социальных потребности. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ существования людей. В религии общество обожествляет само себя. Смысл и предназначение религии состоит прежде всего в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Э.Дюркгейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер, и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему.
Э.Дюркгейм считает, что религия связана с функционированием в социальном взаимодействии священных объектов. Это придаёт коллективным верованиям и представлениям обязательный характер, позволяет обязательным образом воздействовать на индивидов и общество. Различие в социальной жизни двух различных областей - мирской и священной является, по Дюркгейму, главным признаком религии. Мирская область - это сфера повседневной жизни, с частными интересами и обычными занятиями. Священное - это отдельная область, которая состоит из особых предметов, верований и обрядов. Священное наделено особым моральным авторитетом и властью. Оно - предмет почитания и поклонения, источник запрета и принуждения.
В религиозных системах представления о священном облекаются в мифологическую форму и выливаются в культовые действия. Э.Дюркгейм в религии придавал решающее значение не верованиям и догматическим формулам, а ритуалам и обрядам, то есть культовым действиям. По его мнению, сущность культовых действий состоит в том, что через них социальная общность открывает себе дорогу к священным объектам и затем обеспечивает возвращение в обычный мир.
Культовые действия всегда совершаются коллективно. И принимая во внимание этот факт, Э.Дюркгейм предлагает такое истолкование религиозного феномена: священное - это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества - самого этого сообщества. А совершение культового действия это акт, через который данная социальная общность каждый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе говоря осознаёт самотождественность. В соответствии с таким подходом Э.Дюркгейм даёт следующее определение религии. “Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть к вещам особым, запретным, это система таких верований и обрядов, которые объединяют в единую моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признаёт эти верования и обряды”.
Э.Дюркгейм даёт расширенную трактовку религии, по сути дела, отождествляя социальное и религиозное. “Священные объекты” он трактует как символы общественного единства. У австралийских туземцев в качестве такого символа выступает тотем - животное или растение, которое рассматривается той или иной социальной общностью как общий предок - покровитель и связь с которым отличает данную общность от другой. Для христиан таким символом выступает Иисус Христос. В современном обществе появились новые мифы и символы, связанные с научным объяснением мира.
Исходя
из этой предпосылки, Э.Дюркгейм выдвигает
требование конкретно-исторического подхода
к оценке её роли и влияния: “Вначале,
пишет он, - все, что социально, религиозно
- оба символа синонимы. Потом мало-помалу
функции политические, экономические
и научные освобождаются от религиозных
и получают все более ярко выраженный
светский характер”. Таким образом, Э.Дюркгейм
признаёт наличие непрерывного процесса
освобождения всех сфер общественной
жизни от влияния религии. Однако развитие
этого процесса не означает конца религиозности.
Религия, по его мнению, будет существовать
вечно. Не может существовать общество,
которое не испытало бы потребности регулярно
оживлять и подкреплять коллективные
чувства и идеи, утверждающие его единство
и индивидуальность. Э.Дюркгейм верил
в то, что в результате данного процесса
на смену религии существ и богов придет
“религия человечности”.
2. Социология религии и другие науки о религии
Религия
— явление сложное, многослойное.
Она интегрирована в различные
сферы жизнедеятельности
Центральная тема социологии религии — взаимодействие религии и общества. Социология концентрируется на социальном «измерении» религии, ее влиянии на социальное поведение. Социолог должен при этом опираться и на исторические данные, но в отличие от историка его интересуют общие правила, образцы поведения, способы религиозной мотивации, а не то, что составляет неповторимость той или иной религии.
Общий
для всех наук о религии, включая
социологию религии, принцип — принцип
опоры на эмпирические данные. Этот
конституирующий научные знания
о религии принцип одновременно
является разделительной чертой между
научным подходом к изучению религии
и феноменологическим, философским
и теологическим. Социолог, изучая религию,
имеет дело с тем, что доступно
чувственному восприятию. Поэтому в
религию как предмет
Социология религии — эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е. тех моментах социальной действительности, которые можно увидеть, строго зафиксировать и научно описать. Для социолога религия — совокупность поведенческих актов индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов их деятельности (материальной и духовной), т.е. то, что делают, что высказывают и думают люди, их мнения, и то, что ими сделано, достигнуто, реализовано в этой их деятельности. Таким образом, областью, к которой относится предмет социологии религии, является лишь доступное наблюдению поведение человека в широком смысле слова, которое включает его деятельность, а также те факторы, которые включены в эту деятельность.
Сказанное вовсе не означает, что социология религии занимается только лишь внешней стороной религии, ее внешними проявлениями, фиксирует лишь то, что лежит на поверхности и оставляет вне поля зрения «сущность» религии. Исходя из эмпирических данных, социология и в данной области стремится к познанию реальных, конкретных связей, взаимодействий, институтов, проникая в сущность социальных явлений, постигая их природу, раскрывая до самых первооснов религию как социальный феномен.
Плодотворность
социологического анализа религии
в значительной мере зависит от того,
насколько широко он использует данные,
полученные в результате исследования
религии другими областями
4. Социология религии в России
В России социология религии еще не сложилась в виде теоретико-методологически и институционально закрепленной научной традиции, какая существует на Западе благодаря методологии, разработанной прежде всего Э. Дюркгеймом и М. Вебером в целях социологической концептуализации религиозного феномена. Лишь в конце XX в. начали предприниматься попытки разработки социологии религии в качестве исследовательской и учебной дисциплины с учетом российской специфики. Это не значит, что религия выпала из поля зрения русской социальной мысли, - наоборот, с середины XIX в. религия неизменно относится к темам, наиболее активно обсуждаемым большинством направлений и школ. Это понятно, если учесть, что вопрос о социальной роли религии и ее месте в обществе оказался неразрывно связанным с идейной борьбой, центром которой была проблема осмысления особенностей исторического пути и судеб России.
В
отечественной мысли вопрос о
том, какую роль играет религия в
жизни общества, ставился и обсуждался
главным образом как вопрос о
роли православия в общественной
жизни России. Рассмотрение этого
вопроса имело не столько теоретическое,
сколько практически-
Религия
как фактор социокультурного развития
оказывается в поле зрения русских
мыслителей, пытающихся понять и объяснить
причины расхождения
Существенные
различия между западным и восточным
христианством вождь
Дальнейшая
разработка идеи соборности идет по линии
акцентирования дихотомии "соборность
и общественность". Ф.М. Достоевский
формулирует смысл общественно-
Вопрос
о роли религии в общественной
жизни ставится славянофилами иначе,
нежели в развивающейся в это
же время от Конта - к Дюркгейму
и Веберу социологии религии: речь идет
не о том, что религия определенным
образом формирует
Чем благотворнее для общества "истинная религия", тем губительнее для него последствия ее искажения "ложными религиями". Н.Я. Данилевский утверждал, например, что католицизм, исказив христианскую истину, вверг Европу в гибельную анархию.
Идущий
от славянофилов взгляд на религию
не исключает критического отношения
к реально существующему
Если
славянофилы видели в православии
спасительное для России начало, то
западники, начиная с Чаадаева, -
преимущественно наносящее