Социология менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:19, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - выявить значение социологии менеджмента.
Для достижения главной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты социологии менеджмента
- выделить функции данного понятия
- проанализировать принципы и методы управления

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.docx

— 55.33 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Настоящая курсовая работа посвящена рассмотрению такого понятия, как социология менеждмента.

Социальная сфера является в настоящее время одной из наиболее динамично развивающихся  сфер деятельности, что заставляет по-новому взглянуть на задачи управления в этой области. На данный момент в  России складывается и интенсивно развивается  новый рынок социальных услуг, что в свою очередь ставит новые задачи перед социальным менеджментом. Роль государственного управления социальной сферы должна не уменьшаться, а скорее видоизменяться и реализовываться, прежде всего, через развитие нового законодательства в сфере социальных услуг и социальной защиты населения, и развития механизмов обеспечение реализации принятых законодательных актов.

Объектом изучения в социологии менеджмента - выступает управление как комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для инициативного, созидательного труда в организациях, а предметом - совокупность конкретных механизмов управления в условиях рыночных отношений. Предметом исследования является социология менеджмента. Объект исследования- ЗАО «Интелдрайв»

Цель данной работы - выявить  значение социологии менеджмента.

Для достижения главной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты социологии менеджмента

- выделить функции данного  понятия

- проанализировать принципы  и методы управления

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальный аспект управления

1.1.Социологическая  теория

 

 

Социология менеджмента - специальная социологическая теория, изучающая функции, методы, принципы и приемы руководства людьми и трудовыми процессами в формальных и неформальных организациях.

Одним из основных элементов  управления организацией является организационная  структура управления, под которой  следует понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой  соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей  и управляемой системами. К звеньям  управления относятся структурные  подразделения, а также отдельные  специалисты, выполняющие соответствующие  функции. 1К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в  вертикальной зависимости и подчиняются  друг другу по иерархии: менеджеры  более высокой ступени управления принимают решения, которые доводятся  до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией. Примерами организационных  структур в условиях рыночных отношений  могут быть общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, совместные предприятия, холдинговые  компании и др.

 

 

 

Управление как понятие  имеет различные толкования. Это  и наука об управлении, и процесс  взаимодействия в природе и обществе. Управление может рассматриваться  как единовременное случайное влияние  и как целостная система воздействий, как совокупность социально-исторических принципов иерархических взаимоотношений.

Управление включает цели, методы, прямые и косвенные результаты, личностные и социальные характеристики и многие другие очень и не очень  значимые элементы и их проявления. Часто для характеристики управления используется один из этих элементов.2 Тогда суть самого процесса управления ускользает от внимания исследователя и наблюдателя.

Например: "Управление - это  институционально закрепленная власть меньшинства над большинством". Вовсе не обязательно, ведь управление может осуществляться и без институционального выражения, и без формального  закрепления в качестве власти, и  большинством.

Или включаются в определение  такие понятия, как "обязательная эффективность", хотя и управление может оказаться абсолютно неэффективным.

Наиболее сдержанным является определение управления как процесса воздействия и влияния, но и оно  не вполне, по мнению некоторых авторов, выражает сущность управления, тем  более того, которое должна и может  изучать социология.

Управление как предмет  социологического исследования представляет собой социальный процесс целенаправленного  взаимодействия нескольких элементов, различных в целях, в распределении  результатов ее достижения, полномочий, средств, функций, составляющих целевую деятельность.

 

Большая часть вопросов, связанных с тем, что значит управлять  и как правильно управлять, решается в рамках общей теории управления или менеджмента. Но традиционная наука  управления оставляет "за кадром", как якобы априори известные, многие социально-философские, социально-психологические  и собственно социальные проблемы.

Так в какой же степени  допустимо социальное управление, управление обществом и не противоречат ли используемые здесь методы идеалам социального  самоуправления?

Профессиональный управленец подходит к управляемому объекту  с позиций наиболее эффективного достижения оптимального результата.3 Для этого ему нужно сократить ресурсоемкость производства, повысить производительность труда, мобилизовать имеющиеся трудовые ресурсы. Но отвечает ли интенсивность использования трудовых ресурсов их собственным интересам, являются ли применяемые критерии эффективности управления сопоставимыми с социальными издержками? Каковы могут быть социальные последствия дальнейшего развития теории управления? Не окажутся ли они еще более опасными, чем, например, развитие ядерной физики?

К началу ХХІ в. человек  открыл дорогу к познанию мира и  себя, стал информированнее, могущественнее в результате научно-технического прогресса, в том числе - в управлении, но стал ли он счастливее?

Как интересно современному читателю воображать прогрессивность  современного ему янки при дворе  короля Артура, но стали бы реальные рыцари средневековья преклоняться перед сегодняшними машинами, приборами  и знаниями? Если да, то почему же варвары  не пощадили Рим? Он и прогресс Римской  империи не соблазнил их. Идеалы цивилизации не соответствовали  их представлениям о счастье. И они  пали.

Но разум человеческий возвел их вновь в надежде улучшить общество и мир. И, когда человеку казался достигнутым пик научно-технического могущества, жизни, явились абсолютно  идеально управляемые тоталитарные общества. Явились в строгом соответствии с демократическими нормами: где-то в результате общих выборов, где-то в результате революционной борьбы. И эти системы взяли на вооружение самые современные технические  и гуманитарные знания. Они были предельно рациональны - счастья  большинству за счет ущемления некоторого меньшинства. Такой подход гарантирует  победу большинства.

И экономические критерии могут свидетельствовать о росте  общественного производства, но соответствует  ли это истинным потребностям общества? Каковы, опять же, эти потребности?

Управление в своем  развитии обеспечивает рост производительности и эффективности общества, но делает ли оно его счастливее? Прогрессивен ли "прогресс человечества" в области  социального управления?

Управление вообще и социальное управление или управление в социальных системах всегда наталкивалось на вопрос возможности искусственного улучшения  общества.4

О. Конт исходил из возможности  оптимизации социальных процессов  посредством целенаправленной деятельности. Управление, в его трактовке, - искусство  использования научной теории для  практических целей, должно переустраивать общество для достижения более справедливого  порядка. Той же идеи придерживались и многие исследователи общественных процессов: А. Смолл, К. Маркс, Д. Кейнс.

 

 

Однако следует помнить, что были Г. Спенсер и А. Смит, скептически  оценивающие перспективы централизованной системы управления; анархисты, отвергавшие  управление человеком; религиозные  движения, не признавшие над человеком  ничьей власти, кроме Божьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Функции социологии менеджмента.

 

Функции социологии менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности. Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект.

 Принято считать, что  в процессе управления выполняются  следующие основные функции: 

-планирование

-организация

-мотивация 

- контроль.

Каждая из четырех функций  менеджмента является для организации жизненно важной.

Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для реализации других функций  и считается главной из них; функции  же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических  и стратегических планов организации. 5

В процессе планирования принимается  решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения  в организационной системе, т. е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

 

 

Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть  в долгосрочной перспективе на основные параметры организации, тенденции  ее развития, оценить конкурентную среду. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы  определить, как организация будет  себя вести в своей рыночной нише.

 Тактическое планирование (средний уровень) ориентировано  на промежуточные цели на пути  достижения стратегических целей  и задач. Оперативное планирование (нижний уровень) - это конкретизация  тактических планов в реальной  работе членов организации. Все  три типа планирования составляют  общую систему, которая называется  генеральным планом, или бизнес-планом  функционирования организации.6

 Организация как функция  управления обеспечивает упорядочение  технической, экономической, социально-психологической  и правовой сторон деятельности  организации. Функция организации  нацелена на упорядочение деятельности  менеджера и исполнителей и  позволяет определить, кто именно  должен выполнять каждое конкретное  задание из большого количества  заданий и какие для этого  требуются средства. Через организаторскую  деятельность, т. е. распределение  задач и компетенций происходит  управление отношениями в организации.  Иными словами, организация - это  средство для достижения целей  организации. 

Функция мотивации - это процесс  побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей  и целей организации.

 

 

 

 

Современные теории мотивации, предназначенные объяснить этот процесс, можно разделить на содержательные теории мотивации (напр., мотивационно-гигиеническая  теория Херцберга) и процессуальные теории мотивации, которые базируются на том, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей  и как выбирает конкретный тип  поведения.7

 Функция контроля определяется  как процесс соизмерения (сопоставления)  фактически достигнутых результатов  с запланированными. Эффективный  управленческий контроль создается  на основе его соединения с  процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за  осуществлением стратегических  планов таким образом, чтобы  менеджеры могли определить, насколько  хорошо они выполняются и где  необходимо сделать изменения  или применить регулирующие меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Принципы и методы управления в социологии менеджмента

 

Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения менеджеров по осуществлению управленческих функций. Их целесообразно сгруппировать в общие и частные.

К общим принципам управления относятся принципы применимости (руководства  к действию для всех работников организации); системности (охват системы с учетом внешних и внутренних связей); многофункциональности (охват различных аспектов деятельности - материального, функционального, смыслового, направленного на достижение конечной цели и др.); интеграции (способности интегрировать разные способы отношений и взглядов работников); ориентации на ценности (формирование у работников таких ценностей, как коммуникабельность, профессионализм, чувство принадлежности к фирме и др.).

Основным частным принципом  менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, суть которого в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.8

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

 Выделяют следующие  методы управления:

-организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

Информация о работе Социология менеджмента