Социология конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Наша жизнь соткана из конфликтов. Дома и на работе, в процессе учебы и на транспорте человек постоянно попадает в конфликтные ситуации или становится их свидетелем, наблюдает по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах по радио и от окружающих. Большие и малые, острые и вялотекущие, между соседями по даче и в трудовом коллективе, в своей стране и за океаном – они заполняют все пространство бытия человечества в прошлом, настоящем и обозримом будущем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...4
1 Сущность социального конфликта………………………………………………….…5
2 Виды конфликтов и их формы………………………………………………………....7
3 Динамика конфликта…………………………………………………………………..10
4 Конфликты в различных социальных структурах…………………………………...13
5 Разрешение социальных конфликтов………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

По организации: преднамеренные (заранее спланировали и проведение по плану); нечаянные (возникают случайно, спонтанность, спровоцированные); инициированные (начинаются по инициативе одного из участников, слова, действия, поступки).

Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов  и зон разногласий.

Личностный конфликт - включает конфликты, происходящие, так сказать, внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.

Межличностный конфликт - разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

Межгрупповой конфликт - это конфликт между социальными группами и  общностями людей с противоположными интересами.

Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой - индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта  можно представить и таким образом:

Конфронтация - пассивное противостояние групп с противоборствующими  политическими, экономическими или  социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает  форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

Соперничество - борьба за признание  личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества - приобретение лучших позиций, признания, демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.

Конкуренция - особый тип конфликта, его цель - получение выгоды, прибыли  либо доступа к дефицитным благам.

В заключение следует подчеркнуть, что, поскольку конфликты в нашей  жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Динамика конфликта.

Конфликтология выработала две  модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз.

Первая - предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Вторая - начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

В современной конфликтологии большое  внимание уделяется понятию «сила» участников конфликтов. Сила - способность  оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя: 1. физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2. информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т.д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.; 3. социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.); 4. прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Первая стадия конфликтного поведения  порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать  его участников к поиску путей  разрешения конфликта. Назревающий  перелом в развитии конфликта  характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей». Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т.д. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Следовательно, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора».

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1. достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение  конфликта до более высокой степени  напряженности; 2. снизить уровень  напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3. искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную. Как уже отмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Одним из важных условий разрешения конфликта является своевременный и точный диагноз его причин. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

Конфликтология выработала ряд  рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1. во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2. стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3. стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4. участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5. все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.

Компромисс представляет собой  такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны  реализуют свои интересы и цели путем  либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Конфликты в различных социальных  структурах.

Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность. Основной организационной ячейкой такой организации является малая группа - первичный трудовой коллектив. Первичный трудовой коллектив - это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу.

Понятия «малая группа»: 1. собрание людей, включенных в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;

2. миниатюрная социальная система,  посредством исследования которой  можно прийти к пониманию социального  устройства в целом;

3. жизненное пространство личности.

Технологический тип определяется особенностями технологического цикла. Жесткие технологические связи  приводят к наиболее тесным контактам (не только деловым, но и личным) между  работниками, рабочие места которых находятся рядом. Контакты с другими членами коллектива затруднены. Поэтому возникают отдельные подгруппы наиболее тесно связанных между собой людей.

Функциональный тип связан с  разделением производственного  процесса по функциям. При таком  типе взаимоотношений возникают широкие контакты между всеми членами группы, на личные же отношения существенное влияние оказывают деловые контакты и предпочтения.

Экономический тип объединяет людей  распределением коллективного заработка  между ними. Особое значение приобретают коллективность решения вопросов материального вознаграждения, уровень развития в коллективе отношений взаимного контроля и ответственности.

Социально-психологический тип - особый тип взаимоотношений, возникающий  на основе осознания людьми своей принадлежности к одному коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективная ответственность.

Формально-организационный тип - характеризует  те коллективы, где реально никакой  общности не возникает. Между работниками нет взаимозависимости, фактически отсутствуют контакты, деловое общение, психологическое единство.

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность  возникновения конфликтов, которые  переходят в реальность только в сочетании с субъективными факторами. Какие бы объективные условия не существовали, вступают в конфликт, в конечном счете, люди, поэтому от их отношения к ситуации, их восприятия ее зависит, какое развитие она получит. Человеческий фактор в возникновении конфликтности связан как с особенностями коллектива, так и с индивидуальными личностными особенностями людей.

Психологический климат, сложившийся  в коллективе, оказывает влияние  на фоновый уровень конфликтности  в нем, на то, как люди переживают напряженные стрессовые ситуации. Перерастание сложных ситуаций в конфликты чаще наблюдаются в коллективах с невысоким уровнем развития, отличающиеся разобщенностью его членов, отсутствием между ними единства по вопросам совместной деятельности и другим аспектам взаимодействия.

Таким образом, первичный трудовой коллектив соответствует основным признакам малой группы, а именно состоит из двух или более человек, объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении  и совместной деятельности и находятся в непосредственном контакте друг с другом. Взаимоотношения участников малой группы имеют преимущественно эмоциональный характер и подчиняются закономерностям психологической совместимости и конфликтности.

Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем.

Информация о работе Социология конфликта