Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:31, реферат
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть
1. Социология — наука об обществе 3
1.1. Понятие социологии в структуре социальных 3
1.2. Социология — система знаний 6
1.3. Структура социологии 8
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 11
2.1. Социология — наука о социальных отношения Обществ 12
2.2. Социологические исследования — инструмент познания
социальной реальности 13
2.3. Методы социального познания 14
2.4. Законы и категории социологии 16
2.5. Функции социологии 18
2.6. Социология в системе социальных наук 21
Литература 24
понимании изменений, движений.
На разных этапах исторического развития человечества и в различных
социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных
сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая
мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении
общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к
исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных слоев,
общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные
течения, которые, по определению проф. Василия Фетисова «изучая те или
иные моменты застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований».
Характеризуя социологию как систему знаний важно учитывать, что между
классической социологией и современной социологией существует определенное
различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего
мира как бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект,
раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная
социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта,
теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход
от теоретического к империческому исследованию в социологии осуществляется
с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются
определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые
подлежат описанию и классификации. Но надо учитывать, что предмет
социологического исследования обычно имеет достаточно сложную
структуру. Отношение человека к труду в качестве общего предмета
исследования включает субъективные и объективные показатели отношения к
труду, мотивы и ценностные ориентации, характеризующие отдельные типы
отношения к труду и др. Но не только наличие объекта и предмета
социологического исследования определяет существование социологии как
науки. Для познания социальной реальности требуется определенная система,
совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых
осуществляется социологическое исследование. Систематизированный способ
достижения теоретического или практического результата решения проблем для
получения новой информации, осознания специфики изучаемой предметной
сферы и закон о функционировании ее объектов и называется методом в
социологии.
2.3. Методы социального познания
Метод в социологии — это способ построения и обоснования
Информация о работе Социология как наука. Предмет и функции социологии