Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:31, реферат
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть
1. Социология — наука об обществе 3
1.1. Понятие социологии в структуре социальных 3
1.2. Социология — система знаний 6
1.3. Структура социологии 8
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 11
2.1. Социология — наука о социальных отношения Обществ 12
2.2. Социологические исследования — инструмент познания
социальной реальности 13
2.3. Методы социального познания 14
2.4. Законы и категории социологии 16
2.5. Функции социологии 18
2.6. Социология в системе социальных наук 21
Литература 24
отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о
соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как
понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве
объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на
общество как на определенную общественно-экономическую систему,
определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что
основной порок в понимании общества состоит в том, что общество
представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической,
социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля
зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный
объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между
тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего
свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание
различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации
обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный
взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания
игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира
культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных
общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей,
преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и
руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта
деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество
различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная
деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и
динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди,
получив определенный результат корректируют на его основе свою
последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с
желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс
рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование
и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к
высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между
стихийностью и сознательностью.
Информация о работе Социология как наука. Предмет и функции социологии