Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 02:27, курсовая работа
Цель работы - выявить сущность учения Спенсера о всеобщей эволюции и «социальном органицизме».
Объект исследования - эволюционное учение Г. Спенсера.
С именем Спенсера связывают главным образом два подхода к рассмотрению общественных явлений: 1) понимание общества как организма, подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития; 2) учение о всеобщей эволюции, распространяющееся на любые явления неорганического, органического и надорганического (социального) мира.
Введение ……………………………………………………………….. 3
1. Вклад в социологию Г.Спенсера ………………………………. 4
1.1 Социологические воззрения Г.Спенсера ………………………… 4
1.2 Универсальный закон эволюции …………………………………. 9
2. Представления о социологической науке Г.Спенсера ……… 15
2.1 Социальные институты …………………………………………… 15
2.2 Общество, как «социальный организм» …………………………. 18
2.3 Социальные типы: военные и индустриальные общества ……… 20
2.4 Индивидуализм против органицизма …………………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………27
Список литературы …………………………………………………….. 29
По Спенсеру, люди первоначально связали свои жизни друг с другом потому, что им это было выгодно. «В целом жить вместе оказалось более выгодно, чем жить по отдельности». И как только возникло общество, оно сохранилось потому, что «сохранение сочетания (индивидов) — это сохранение условий... более удовлетворяющих жизни, чем могли бы иметь эти объединившиеся люди в ином случае». Соответственно своей индивидуалистической перспективе он рассматривает качество общества как зависящее в значительной степени от качества образующих его индивидов. «Нет иного пути прийти к верной теории общества иначе, чем, выяснив характер составляющих его индивидов. Любое явление, представленное совокупностью людей, в определенном плане исходит из самого человека». Спенсер придерживался общего принципа, что «свойства единиц определяют свойства совокупности».
Несмотря на эти индивидуалистические подпорки своей философии, Спенсер разработал целую систему, в которой органицистская аналогия оценивается более резко, чем в трудах Конта. Попытки Спенсера преодолеть несочетаемость между индивидуализмом и органицизмом наивны. После описания сходства между социальным и биологическим организмами он обращается к описанию их несходства. Биологический организм заключен в кожу, а социальный связан изнутри посредством языка.
«Части животного образуют конкретное целое, а части общества образуют целое, которое дискретно. В то время как живые единицы, образующие первое, связаны между собой тесным контактом, живые организмы, образующие второе, свободны, не находятся в контакте и более или менее широко рассредоточены. Хотя и связь между его частями является предпосылкой к тому сотрудничеству, посредством которого возможна жизнь отдельно взятого организма, и хотя члены социального организма, не составляя конкретное целое, не могут поддерживать сотрудничество с помощью непосредственного физического воздействия одной части на другую, все же они могут поддерживать и поддерживают сотрудничество с помощью какого-то иного органа через промежуточные пространства, как с помощью эмоционального языка, так и с помощью устного и письменного интеллекта. Т. е. связующая функция, которую невозможно достичь с помощью физически передаваемых импульсов, тем не менее, обеспечивается с помощью языка».
Язык позволяет обществам, состоящим из раздельных единиц обеспечивать постоянство отношений между компонентами. Но все же есть и еще более важное различие.
«В биологическом организме сознание сосредоточено в небольшой части совокупности. В социальном организме оно рассредоточено по этому совокупному целому: все единицы обладают способностью к счастью и страданию если и не в равной степени, то хотя бы в приближенной друг к другу степени. Поскольку в таком случае нет социальной чувственности, то и благополучие Совокупности целого, рассматриваемого отдельно от благополучия единиц не является той целью, к которой следует стремиться. Общество: существует для блага его членов, а не его члены — для блага общества».
Нет необходимости рассуждать, удалось ли Спенсеру в действительности примирить индивидуализм с органицизмом. Я думаю, скорее нет, но надо отметить, что Спенсер думал иначе, указывая, что ни одно социальное образование не обладает коллективной чувственностью. Таким образом, несмотря на функциональную дифференциацию между людьми, они все стремятся к определенной мере «счастья» и удовлетворения.
В противоположность Конту и Марксу Спенсер много размышлял об объективности в общественных науках. Хотя Конт проповедовал необходимость научных стандартов в изучении общества, его не особенно беспокоила мысль о том, что он сам оставляет желать большей научной объективности, не размышлял он также об источниках возможных пристрастий в собственных трудах. Маркс, разумеется, полностью отрицал, что может существовать беспристрастная и объективная социальная наука. По Марксу, теория была изначально связана с социалистической практикой.
С
другой стороны, Спенсеру были хорошо
известны специальные проблемы объективности,
возникающие при исследовании социального
мира, в котором живут сами исследователи,
и он видел в этом сложность, не присущую
изучению явлений природы. Он считал, что
ученый, занимающийся социальной наукой,
должен сделать сознательное усилие и
освободить себя от предубеждений и ощущений,
объяснимых и неизбежных для не ученых,
но которые пагубно отразятся на деле
ученого, если он поддастся искушению
привнести их в науку.
«Ни
в каком ином случае, — пишет он, — исследователю
не приходится изучать свойства совокупного
целого, к которому он сам принадлежит...
Здесь кроется трудность, аналогичной
которой нет ни в одной другой науке. Отрезать
себя от всех связей с расой, страной, гражданством,
избавиться от всех тех интересов, предрассудков,
симпатий, суеверий, вызванных в нем самом
жизнью своего общества и своим временем,
посмотреть на все изменения, которые
претерпели и претерпевают общества безотносительно
к национальности, убеждениям, личному
благополучию — вот чего не может сделать
средний человек и вот что очень несовершенно
может сделать исключительный человек».
Не менее половины «Исследования социологии» Спенсера посвящено тщательному анализу источников пристрастий и «интеллектуальных и эмоциональных трудностей», с которыми приходится сталкиваться социологу при выполнении своей задачи. Это главы со следующими названиями: «Предвзятость патриотизма», «Классовая предвзятость», «Политическая предвзятость», «Теологическая предвзятость». Здесь Спенсер развивает в первом приближенных социологию познания, пытаясь показать, как защита идеальных или материальных интересов приводит к формированию искаженных восприятий социальной реальности. Спенсер, несомненно, занимает заслуженное место в ряду тех, кто, начиная с его великого соотечественника Френсиса Бэкона, развивал социологию познания.
Заключение
Г.Спенсер был одним из самых ярких представителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии». Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм. Эволюция для английского социолога - это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения, как в природе, так и обществе. Эволюция - это интеграция материи. Именно эволюция переводит материю из неопределенной бессвязной однородности в определенную связную однородность, т.е. социальное целое -общество. На громадном этнографическом материале Г.Спенсер рассматривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей, эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений, государство, представительные учреждения, суд и т.д. Социальную эволюцию Г.Спенсер трактовал как многолинейный процесс. С принципом эволюционизма в спенсеровской социологии неразрывно связан принцип органицизма -- такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. В главе «Общество есть организм» основного труда Г.Спенсера «Основания социологии» он довольно обстоятельно рассматривает целый ряд аналогий (сходств) между биологическим и социальным организмом: 1) общество как биологический организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме (превращение маленьких государств в империи); 2) по мере роста общества его структура усложняется также, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции; 3) как в биологических, так и в социальных организмах прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что, в свою очередь, сопровождается усилением их взаимодействия; 4) как в обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур; 5) в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут определенное время продолжать существовать.
Аналогия общества с организмом позволила английскому мыслителю выделить в обществе три различные подсистемы. Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Оно, по сути дела, заложило основы будущего системного и структурно-функционального подхода к изучению общества.
Большое
внимание Спенсер уделил уточнению и разработке
понятийного аппарата социологии. Так
он анализирует понятия общества, социального
роста, социальной структуры, социальных
функций различных систем и органов общественной
жизни. Можно сказать, что он заложил фундамент
формирования понятийной системы социологии,
а также структурно-функционального метода.
В значительной степени этому способствовали
аналогии человеческого общества с биологическим
организмом, которые он проводил. Безусловно,
он делал различие между биологическим
организмом и процессами общественной
жизни. Главный смысл различия Спенсер
видел в том, что в живом организме элементы
существуют ради целого, в обществе - наоборот.
Как он отмечал: «Общество существует
для блага его членов, а не члены существуют
для блага общества»
Список литературы:
1. Арон Р. Этапы
развития социологической
2. Бачинин В.
А. История западной
3. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. - М., 2006.
4. Громов И.
А., Мацкевич А. Ю., Семенов В.
А. Западная теоретическая
5. Давыдов Ю. Н. История теоретической социологии // Социологические исследования. - М., 2006. - № 5.
6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 2005.
7. Западноевропейская социология 19 века: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер / Под ред. В. И. Добренькова. - М., 1996.
8. История социологии в Западной Европе и США: Учеб. для вузов. / Под ред. П. П. Гайденко, В. И. Добренькова, Л. Г. Ионина и др. - М., 1999.
9. Капитонов
Э. А. История и теория
10. Громов И. А., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. - М., 2006.
11. 6. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый словарь. М.: Вече -АСТ, 1999.
12. Современная западная социология: Словарь. - М. Политиздат, 1990.
13. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2003.
14. Грязнев З.С., Эволюционизм Г. Спенсера и проблемы развития науки. М., 1975.
15. Капитонов
Э. А. История и теория социологии. Учебное
пособие для вузов — М: «Издательство
ПРИОР», 2000.