Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 02:27, курсовая работа
Цель работы - выявить сущность учения Спенсера о всеобщей эволюции и «социальном органицизме».
Объект исследования - эволюционное учение Г. Спенсера.
С именем Спенсера связывают главным образом два подхода к рассмотрению общественных явлений: 1) понимание общества как организма, подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития; 2) учение о всеобщей эволюции, распространяющееся на любые явления неорганического, органического и надорганического (социального) мира.
Введение ……………………………………………………………….. 3
1. Вклад в социологию Г.Спенсера ………………………………. 4
1.1 Социологические воззрения Г.Спенсера ………………………… 4
1.2 Универсальный закон эволюции …………………………………. 9
2. Представления о социологической науке Г.Спенсера ……… 15
2.1 Социальные институты …………………………………………… 15
2.2 Общество, как «социальный организм» …………………………. 18
2.3 Социальные типы: военные и индустриальные общества ……… 20
2.4 Индивидуализм против органицизма …………………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………27
Список литературы …………………………………………………….. 29
Философский факультет
040102- социальная
антропология
Кафедра
социологии и политологии
Курсовая работа по социологии
На тему:
«Социология Герберта Спенсера»
Выполнила
Студентка 2 курса
философского факультета
040102-социальная антропология
Проверил
Старший
преподаватель
Г.Орёл
2009
Содержание:
Введение ……………………………………………………………….. 3
1. Вклад в социологию Г.Спенсера ………………………………. 4
1.1 Социологические воззрения Г.Спенсера ………………………… 4
1.2 Универсальный закон эволюции …………………………………. 9
2. Представления о социологической науке Г.Спенсера ……… 15
2.1 Социальные институты …………………………………………… 15
2.2 Общество, как «социальный организм» …………………………. 18
2.3 Социальные типы: военные и индустриальные общества ……… 20
2.4 Индивидуализм против органицизма …………………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………27
Список литературы
…………………………………………………….. 29
Введение:
На вторую половину 19 - начало 20 в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период - это своего рода социологическое «осевое время». Поэтому внимание к нему особенно пристальное. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации.
Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека. Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.
История каждой науки свидетельствует, что дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на по общественного развития. И хотя сам термин «социология» связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.
В своей курсовой работе я попытаюсь осветить только часть истории социологии, а именно, речь пойдёт о социологии и вкладе в неё Герберта Спенсера.
Эволюционная теория социума Герберта Спенсера - одна из популярнейших теорий в XIX века, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений.
Цель работы - выявить сущность учения Спенсера о всеобщей эволюции и «социальном органицизме».
Объект исследования - эволюционное учение Г. Спенсера.
С именем Спенсера связывают главным образом два подхода к рассмотрению общественных явлений: 1) понимание общества как организма, подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития; 2) учение о всеобщей эволюции, распространяющееся на любые явления неорганического, органического и надорганического (социального) мира.
Наиболее полно и широко идеи, связанные с натуралистической (органической) концепцией представлены и развиты в трудах английского социолога Герберта Спенсера (1820--1903).
Диапазон
научных интересов Герберта Спенсера
довольно широк, но все же наиболее значителен
вклад его в социологию. Правда, ценные
мысли его часто тонут во множестве малозначащих
и уводящих в сторону рассуждений. Интересные
идеи приходится вычленять, пользуясь
методом, рекомендованным Ричардом Хофштад-тером,
писавшим о Ф. Д. Тернере: «Наиболее ценным
подходом к мыслителю-историку его типа
является не пытаться выявить его ошибки,
а спасти то, что является жизнеспособным,
отсекая оказавшееся неверным, смягчая
чрезмерности, подтягивая слабины и расставляя
все по своим местам в ряду пригодных перспектив».
Рассмотрение работы Спенсера будет избирательным.
Остановимся лишь на социологической
проблематике.
Вклад в социологию Г.Спенсера
Социологические
воззрения Г.Спенсера
Спенсер Герберт (1820-1903) - выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне.
Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: “Основные начала” (1962), “Основная биология” (1864-1867), “Основания психологии” (1870-1872), трехтомный труд “Основания социологии” (1876-1896), “Социология, как предмет изучения” (1903), “Основания этик” (1879-1893).
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия “сверхорганический” организм,
т. е. как специфическую организацию.
Как один из основоположников органической школы, Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, примыкающая к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Однако Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер был не согласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Спенсер считал, что «мир управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями. Социальный организм покоится, в конце концов, не на мнениях, но почти всецело на характерах»
Таким образом, Спенсер стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это и не связывается с его аналогией общества с биологическим организмом. Попытка объяснить явления, происходящие в общественной жизни, биологическими аналогиями во многом связана с теорией Дарвина. Появившись в середине 19 века, она оказала сильное влияние на социологию, породив различные биологизаторские социологические концепции, в том числе и социал-дарвинистские. Суть последних состояла в том, что их авторы переносили на общество и доводили до логического конца принципы естественного отбора и борьбы за существование, видя в них универсальную модель эволюционного процесса.
Особенно ценным для понимания происхождения многих социальных институтов, изучения общества явилось применение эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен тем, что каждое явление изучается в его развитии. Переворот, совершенный в биологии эволюционной теорией Дарвина и воспринятый многими социологами, значительно усилил историко-сравнительный метод изучения культурных и социальных форм жизни.
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.
Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца - с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. «Проводя сравнение до мелочей, - писал Спенсер, - мы находим, что эти крупные аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать».
Свои социологические воззрения Спенсер, подобно Конту, выводил путем дедукции из философских принципов. Хотя Спенсер относился к Конту весьма критично, но все же считал, что французский мыслитель в понимании социальных явлений значительно превосходил все прежние подходы и называл его философию «замыслом, полным величия».
Будучи противником теории свободы, воли, отрицавшей возможность существования социологии как науки, Спенсер вместе с тем был непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество существует для блага своих членов, а не наоборот. Условием успешного социального развития он считал принципы “равной свободы” индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной конкуренции.
Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возможности социологии как науки, подвергает критике многочисленные аргументы ее противников. Социология возможна уже потому, что общество - часть природы и подчиняется закону “естественной причинности”. Спенсер опровергает не только теологические представления об обществе, но и теоретиков “свободной воли”, философов, приписывавших решающую роль в истории “выдающимся мыслителям”, “общественному договору”, выдвигавших на первый план субъективные факторы или указывающие на отсутствие повторяемости в общественной жизни.
Сам
термин “социология” благодаря Спенсеру
был “реабилитирован” и получил
второе рождение. Если раньше он был
неразрывно связан с политико-религиозно-
Биология для Спенсера играла роль научно-методологического прецедента; из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов и т. д. Биологические аналогии он сравнивал со строительными лесами, от которых за ненадобностью отказываются по окончании строительства.
Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.
Размышляя о специфике социологии. Спенсер выделяет объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. Социальные факты для Спенсера – это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т. п.