Социология девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:29, реферат

Краткое описание

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность в пище, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может решить через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах – в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.

Файлы: 1 файл

Социология девиантного поведения.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Социология девиантного поведения

ВВЕДЕНИЕ.

 

Жизнь людей протекает в общении друг с другом,  поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность в пище,  сексе,  работе, образовании, дружбе, славе – человек может решить через других людей путем взаимодействия  с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах – в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.

Несомненно, мир  существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен сделать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обуславливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм – законов. Законы далеко не нейтральны: они как правило отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности.

Во всех обществах  поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей не редко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

В свете данной проблемы я считаю необходимым рассмотреть становление, формирование и развитие такой отраслевой социологии, как социология девиантного поведения, которая как специальная социологическая дисциплина складывается в недрах структурного функционализма. Ее объектом является отклоняющееся поведение, а предметом – девиантное поведение в различных социальных группах (характер, виды, формы )

 

 

 

ГЛАВА I.

Во все времена  общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным  сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы  социального “зла” всегда привлекали внимание ученых.

Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию, самоубийства и т. п.

В становлении социологии как науки исследование негативных явлений ( Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П.  Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль.

 В недрах социологии  зародилась и  сформировалась специальная (частная) социологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под таким названием функционирует один из 40 исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.

В Советском Союзе  преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания и суицид длительное время изучались преимущественно в рамках соответствующих дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии. Социологические исследования начали в Ленинграде в конце 60-х- начале 70-х годов  В.С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин и др.

Динамизм  социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводит к увеличению девиации, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая деликвентность, аморальность. Растет социальная  незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики, взаимосвязей. Тем более, что социальная патология – чуткий барометр общественной жизни.

 

УТОЧНИМ ПОНЯТИЯ

Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).

Предметом подобных теорий могут стать социальные явления и институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же “сквозные”, присущие различным сферам.

Функционально частные социологические теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.

Социология девиантного  поведения относится к “сквозным”теориям. Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения.

Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно  предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии.

Исходным для  понимания отклонений служит понятие нормы.

В теории организации  сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных  организаций.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОБЪЯСНЕНИЯ

Психологический подход часто связан с анализом криминального поведения. Мыслители прошлого, которые стремились к психологическому объяснению девиации, подчеркивали важность анализа таких общих состояний, как “умственные дефекты”, “дегенеративность”, “слабоумие”, “психопатия”. Криминологи пытались найти научные методы определения связи между такими состояниями и криминальным поведением. Психоаналитики предлагали теории, которые устанавливали связь между девиантными поступками и многими психологическими проблемами. Например, Фрейд ввел понятие о потенциальных “преступниках с чувством вины” – речь идет о людях, которые желали бы, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми. Ими владеют побуждения к разрушению, и, по-видимому, они, считают, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы преодолеть их.

Тщательные исследования выявили, что сущность девиации  нельзя объяснить только на  основе  анализа  психологических  факторов.  В настоящее время  большинство психологов и социологов признают,  что особенности личности и ее  мотивы,  вероятно,   оказывают важное влияние на ее  виды  девиантного  поведения.  Но,  по-видимому,  на основе  анализа   какой-то   одной   психологической   особенности, конфликта или “комплекса” нельзя  объяснить  сущность  преступности или любого другого типа  девиации.  Более  вероятно,  что  девиация происходит   на   основе   сочетания   многих   социологических   и психологических факторов.

      СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОБЪЯСНЕНИЯ

      Биологические  и психологические  объяснения  девиации  главным образом  связаны  с   анализом  характера  человека,   проявляющего девиантное   поведение.   Социологическое   объяснение    учитывает социальные и структурные факторы, на основе которых  людей  считают девиантами.

      ТЕОРИЯ  АНОМИИ.

      Вероятно, впервые социологическое  объяснение  девиации  нашло отражение в теории аномии, предложенной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом  исследовании  сущности самоубийства. Он  считал  одной  из  причин  самоубийства  явление, названное   аномией    (    буквально    “отсутствие    регуляции”, “безнормность”  ).  Объясняя  это  явление,  он  подчеркивал,   что социальные правила играют важную  роль  в  регуляции  жизни  людей. Нормы управляют их поведением, и они знают, что следует ожидать  от других, а также, что другие ожидают от них. Их жизненный опыт (  т. е. их удовольствия и разочарования ) более или менее  соответствует ожиданиям,  обусловленным  социальными  нормами.  Однако  во  время кризисов или радикальных социальных перемен, например  в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией,  жизненный  опыт людей  перестает  соответствовать  идеалам,  воплощенным  в  нормах общества. В результате нарушается общественный порядок и происходит дезорганизация людей. Чтобы наглядно показать воздействие аномии на поведение  людей,  Дюркгейм  выявил,  что   во  время   неожиданных экономических спадов и подъемов уровень  самоубийств,  как  правило становится выше обычного.  Он  считал,  что  неожиданные  упадок  и процветание  связаны   с   “нарушениями   коллективного   порядка”. Социальные нормы разрушаются,  происходит  дезориентация  людей-все это способствует девиантному поведению (Дюркгейм 1897/1964 )

Хотя  теория  Дюркгейма  подверглась  критике,  основная  идея социальной  дезорганизации  как  принципа  объяснения   девиантного поведения считается общепризнанной до сих  пор.  Термин  социальная дезорганизация  обозначает  состояние  общества,  когда  культурные ценности, нормы  и  социальные  связи  отсутствуют или становятся неустойчивыми и противоречивыми. Это может происходить в результате смещения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные религиозные взгляды и проявляющих верность различным идеалам, кроме того, они  по-разному  относятся  к  азартным  играм,  употреблению спиртных напитков и другим видам поведения. Кроме того,  это  может наблюдаться  при  высоком  уровне  миграции  членов   поселенческих общностей, что также приводит  к  неоднородности  и  неустойчивости социальных   связей.   На   основе    проведенного    классического исследования Шоу и Маккэй (1942) выявили, что  официальный  уровень правонарушений среди подростков  был  особенно  высок  в  городских районах, где проживают люди различного происхождения и  наблюдается высокая степень текучести населения. Для  населения  таких  районов характерен не только конфликт  между  культурными  ценностями  (что приводит к отсутствию  общей  совокупности  ожиданий  ),  но  также возникают  трудности  в  связи   с   контролем   соблюдения   любых стандартов, и государственные должностные лица даже не пытаются это осуществлять ( Коэн и Шорт,  1961). Противоречивые критерии  оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.

Сравнительно  недавно теория аномии нашла свое новое выражение в понятии “социальных связей”,  введенном  Тревисом  Хирши  (1969). Хирши  утверждает,  что  чем  больше  людей  верят  в  правильность ценностей, общепринятых в обществе, чем активнее  они  стремятся  к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности  и  чем глубже их привязанность  к  родителям,  школе  и  сверстникам,  тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки.

       ТЕОРИЯ АНОМИИ МЕРТОНА.

Роберт  К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию, предложенную Дюркгеймом. Он считал, что причиной девиации  является разрыв между целями общества и   социально  одобряемыми  средствами осуществления  этих  целей.  В  качестве  примера  можно   привести противоречивое  отношение   американцев   к   проблеме   достижения богатства. Американцы с восхищением относятся к финансовому успеху; достижение богатства является культурной целью.

Социально одобряемые или установленные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные  методы,  как  получение хорошего  образования  и  устройство  на  работу  в  торговую   или юридическую фирму. Но когда мы сталкиваемся с  реальным  положением дел  в  американском  обществе,  становится  ясно,  что   социально одобряемые средства недоступны для  большинства  населения.  Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие  предприятия принимают на работу лишь ограниченное количесиво специалистов.

Сгласно Мертону, когда люди стремятся к  финансовому  успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь на  основе  социально одобряемых  средств,  они  могут  прибегнуть  к  многим  незаконным способам достижения этой цели.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ  ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕВИАЦИИ.

Теории, основанные на социальной дезорганизации рассматривают социальные силы, которые “толкают”  человека  совершать  девиантные поступки.  Так  называемые  культурные  теории  девиации  по  своей сущности   напоминают   теории   социальной   дезорганизации,    но сосредоточены на анализе культурных  ценностей,  благоприятствующих девиации-другими словами- сил, “побуждающих”  людей  к  девиантному поведению.

Селлин (1938) подчеркнул, что девиация возникает в результате конфликтов между культурными нормами.  Он  занимался  исследованием поведения  отдельных  групп,  нормы которых отличаются  от   норм остального общества. Эти конфликтные нормы  возникают  потому,  что интересы группы не соответствуют нормам большинства. В соответствии с  ценностями субкультур уличных банд или групп заключенных полиция ассоциируется скорее с карательной деятельностью или  продажностью, чем с охраной покоя граждан и защитой  личной  собственности.  Член такой группы  усваивает  ее  нормы  и,  таким  образом,  становится неконформной личностью с точки зрения широкого общемтва.

Информация о работе Социология девиантного поведения