Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:17, реферат
Учение об общественной жизни найдены ещё в античной Греции в работах Платона («Законы», «О государстве») и Аристотеля («Политики» ). В эпоху возрождения проблематику человеческих отношений поднимали Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. Ещё активнее подобная тематика разрабатывалась в Новое время Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Т. Гоббсом и т. д. ( Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов Социология :Учебник для вузов.- Nota Bene, 2000 -С. 15.)
Вступление. Понятие позитивизма в социологии. О. Конт-основоположник позитивизма.
О. Конт: биография.
Теоретические задачи О. Конта. «Закон классификации.»
Социальная статика и социальная динамика.
Методы социологии по О. Конту.
Позитивная политика в теории О. Конта.
Проблемы образования и воспитания.
Заключение. Значение социологических идей О. Конта.
По Конту эти стадии проходят в своём развитии, возвышаясь от низшей к высшей, как через индивидуальное человеческое сознание, так и сознание всего человечества (имеются в виду его история и культура). Превая- теологическая- отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая- метафизическая- является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная),
стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все три стадии предстают как исторически сменяющие
друг друга типы социальной организации человечества.
И в социальной статике
, и в социальной динамике
Рассмотрим подробнее каждую из трёх стадий.
Теологическая стадия в
развитии сознания и общества
означала, чтовсе явления
Метафизическая стадия характеризовалась направленностью на разрушение в ходе Реформации, Просвещения, революций, войн, и т. д., старых верований, составляющих фундамент общественного порядка в эпоху Средневековья. В упадок приходят все авторитеты того времени: власть, религия, господствующие классы.
Что касается позитивной стадии, то её смысл состоит в коренном преобразовании мыслительных ориентиров, определяющих характер общества. Появляется индустриальный (промышленный) строй, приходящий на смену военному и теологическому состоянию. Характерные черты позитивной эпохи: быстрое развитие материальной культуры, рост социальных чувств,
солидарность, справедливость, и мир. Человеческая мысль стремится теперь объяснить всё на основании открываемых законов, представляющих собой
наблюдаемые связи между явлениями.
Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта- порядка и прогресса. Первый более присущ социальной статике, второй-социальной динамике.
Большое внимание проблеме соотношения порядка и прогресса Конт уделяет в «Системе позитивной политики». Прежде всего он формулирует девиз позитивизма: порядок и прогресс. Прогресс для Конта оказывается прежде всего развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются два вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный. Последний больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Система совершенствования включает в себя четыре ступени, соответствующие видам прогресса: материальное, физическое, интеллектуальное, моральное (нравственное) совершенствование. Другими словами, выстраивается, своего рода иерархия видов общественного прогресса и человеческого совершенствования.
Методы социологии по О. Конту.
Проблеме методов в социологии О. Конт уделял особое внимание в связи с особенностями позитивизма как учения, основанного на сборе точных фактов и их проверке. Для того, чтобы социологическое знание было точным, строгим, объективным, научным, соответствующим критерием должны отвечать инструменты и средства его получения, т. е. методы.
Основным методом
исследования в социологии
естественнонаучном способе изучения фактов. В реальности он не сумел воплотить в социологии естественно-научный тип получения фактов.
Чтобы быть надёжным
источником получения знаний, наблюдение
социальных фактов должно
Вторым по значимости
методом социологии Конт
Третий метод
в социологии, о котором Конт
много писал,-сравнительный,
факторов, оказывающих влияние на жизнь общества; б) Сравнение различных обществ, сосуществующих синхронно, но не влияющих друг на друга, что
позволяет обнаружить общее в развитии различных народов; в) Сравнение различных состояний одного и того же общества, социального положения различных классов и групп-для того, чтобы выявить определённые этапы развития этого общества.
Четвёртый метод- исторический. Именно этот метод способен, по его мнению, поднять науку до уровня позитивной. Задача исторического метода состоит в том, чтобы сравнить последовательные состояния общества с учётом связи прошлого, настоящего и будущего. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития общества.
Важным положением учения Конта стало требование строгой эмпирической проверки социальных фактов. При этом, как считает социолог, следует руководствоваться тремя принципами социологии- эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. «Эмпиризм,- писал Конт,- означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм- что предметом его являются только факты... Физикализм-...что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение». (Родоначальники позитивизма. - Спб,1910. - С. 214).
Позитивная политика в теории О. Конта.
О. Конт претендовал
на создание системы
Смысл этого обустройства- установление гармонии всех классов в обществе
на основе сохранения частной собственности, достижения консенсуса между ними. Прообразом консенсуса классов выступает для Конта консенсус,
существующий в семье
между её членами на основе господства
альтруистических социальных чувств.
Эти чувства
Только такой порядок может привести к социальному прогрессу. Конт резко выступал против всякого рода революций и считал, что преобразование общества должно осуществляться путём нравственного и духовного обновления каждого его члена.
Особое внимание он уделял пролетариату, считая, что этот класс способен «стать опорой для духовной власти», потому что «более всякого другого класса общества естественным образом приспособлен понимать и в особенности чувствовать действительные нравственные начала, хотя он и не в состоянии их привести в стройную систему». (О. Конт Общий обзор позитивизма. - 1996. - С. 127). Для достижения этой цели- превращения пролетариата в опору для духовной власти- необходимо, по мнению Конта, привести в действие нравственную и политическую силу преобразованного общественного мнения. Его «благотворное влияние... неизбежно станет важнейшей опорой нравственности (не только социальной, но также частной и даже личной) среди тех народов, у которых каждый человек должен будет жить всё более и более на виду у всех, что позволит обществу действительно контролировать деятельность каждого» (О. Конт Общий обзор позитивизма. - 1996. - С. 129).
Здесь проявляется одно из противоречий контовской социологии. С одной стороны, в ней заметен определённый либерализм, стремление к реализации его в социальной политике по отношению к беднейшим слоям и классам населения, в первую очередь пролетариату, проявление заботы о нём как в материальном, так и в нравственном плане. С другой стороны, нельзя не
отметить тенденции авторитаризма и даже тоталитаризма в связи с провозглашением необходимости установления контроля за поведением людей,
которое должно быть «на виду у всех». Конт отрицает гражданские права и свободы личности и настаивает на вмешательстве властей (государства) не только в общественную, но и в личную жизнь.
Одно из направлений позитивной политики О. Конта было связано с его попыткой создать «позитивную религию» (Полное название его работы о «позитивной политике: «Система позитивной политики, или Трактат о социологии , устанавливающий религию Человечества»). Разочаровавшись в возможности просветительской деятельности, Конт прибегает к попытке создать новую «мировую религию» - религию Человечества, в основе которой были бы всё те же принципы позитивизма. Вместо Бога здесь выступает общество, которому индивид должен поклоняться и которое должен почитать как «Верховное существо», поскольку в жизни человека всё зависит именно от этого существа.
Конт даже ставит
вопрос о создании
Говоря в целом о позитивной политике Огюста Конта как составной части его социологии, можно утверждать что она является наиболее консервативной и утопической во всём его учении. Именно в ней обнаруживается стремление превратить объективные законы общественного развития в «субъективные» факторы, которые могут и должны быть использованы в деятельности по управлению поведением людей.
Проблемы образования и воспитания.
С проблемами позитивной политики Конта оказываются органично связанными характеристики образования и воспитания, вне которых осуществление принципов позитивизма становится невозможным. Он говорит о народном образовании, точнее, об образовании пролетариата. Одну из глав «Общего обзора позитивизма» он прямо называет : «Необходимость в новой системе образования для разрешения социальных проблем». Смысл реформы образования состоит в отказе от католической системы обучения и воспитания, которая могла быть пригодна только в Средние века. Конт критикует средневековую систему и за то, что тогда воспитание преобладало над образованием.
Новое образование, (высшее народное образование), должно быть всеобщим и общедоступным. В «Духе позитивной философии» французский мыслитель пишет, что «образование имеет своим прямым предназначением всеобщее воспитание, необходимо изменяющее, вопреки всякой позитивной тенденции, его характер и направление». И далее: «...всеобщее распространение главных приобретений положительного знания назначено теперь … для удовлетворения потребности, уже весьма резко выраженной у широких кругов общества, которое всё более и более сознаёт, что науки вовсе не созданы исключительно для учёных, а существуют преимущественно и главным образом для него самого» ( О. Конт Дух позитивной философии. - 1996. - С.71).