Социологические взгляды Огюста Конта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Учение об общественной жизни найдены ещё в античной Греции в работах Платона («Законы», «О государстве») и Аристотеля («Политики» ). В эпоху возрождения проблематику человеческих отношений поднимали Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. Ещё активнее подобная тематика разрабатывалась в Новое время Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Т. Гоббсом и т. д. ( Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов Социология :Учебник для вузов.- Nota Bene, 2000 -С. 15.)

Оглавление

Вступление. Понятие позитивизма в социологии. О. Конт-основоположник позитивизма.
О. Конт: биография.
Теоретические задачи О. Конта. «Закон классификации.»
Социальная статика и социальная динамика.
Методы социологии по О. Конту.
Позитивная политика в теории О. Конта.
Проблемы образования и воспитания.
Заключение. Значение социологических идей О. Конта.

Файлы: 1 файл

Социология РЕФЕРАТ.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Министерство культуры Российской Федерации

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования 

«Санкт-Петербургский  государственный университет 

культуры и искусств»  в г.Архангельске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф  Е Р А Т .

 

По дисциплине:  Социология.

 

На тему:  Социологические  взгляды Огюста Конта.

 

 

 

 

Выполнила:

Юрьева Е. А. ,

студентка  II  курса,

специальности Библиотечно-информационная деятельность.

 

 

Проверил:

Соболев Д. В. ,

старший преподаватель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2013

 

Р Е Ф  Е Р А Т .

 

По дисциплине:  Социология.

 

На тему:  Социологические  взгляды Огюста Конта.

 

План.

  1. Вступление. Понятие позитивизма в социологии. О. Конт-основоположник позитивизма.
  2. О. Конт: биография.
  3. Теоретические задачи О. Конта. «Закон классификации.»
  4. Социальная статика и социальная динамика.
  5. Методы социологии по О. Конту.
  6. Позитивная политика в теории О. Конта.
  7. Проблемы образования и воспитания.
  8. Заключение. Значение социологических идей О. Конта.

 

     Вступление. Понятие позитивизма в социологии. О. Конт-основоположник позитивизма.

    Социология  как наука берёт своё начало  с 30-х годов XIX в., когда Огюст Конт ввёл в оборот само это слово. Однако стремление осмыслить характер общественного устройства было свойственно человеку с древнейших времён.

Учение об общественной жизни найдены  ещё в античной Греции в работах  Платона («Законы», «О государстве») и  Аристотеля («Политики» ). В эпоху  возрождения проблематику человеческих отношений поднимали Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. Ещё активнее подобная тематика разрабатывалась в Новое время Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Т. Гоббсом и т. д. ( Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов Социология :Учебник для вузов.- Nota Bene, 2000 -С. 15.)

   Исторически первым направлением, возникшим в социологии XX века был позитивизм. Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и  методов естественных наук.  Возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к к созданию такой «позитивной» социальной теории, которая

должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной 

теории. С точки зрения позитивизма  основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим  путём, основываясь на фактах,

исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной» , т. е. способной положительно и успешно  решать проблемы жизни общества.

   Основатели позитивизма  считали, что знания  об обществе  должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной философии» (1996. С. 39-40) Огюст Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному. Подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статистике, т. е. речь шла  о нём как о системе, находящейся в состоянии стабильности и равновесия и только затем в ситуации изменения.

Чтобы знание об обществе отвечало требованиям  объективности , реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться , сточки зрения позитивизма, с помощью методов  естественных наук. Основными среди  них  считались наблюдение, эксперимент, сравнительный исторический и в определённой степени математический методы. ( Зборовский Г.Е. История социологии : Учебник / Г. Е. Збровский. -  М.: Гардарики, 2007. - С. 28-29)

   Позитивизм проявился в  более конкретных направлениях, таких как натурализм, органицизм, эволюционизм, социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. Все эти направления отличались одним общим принципом-социологическим редукционизмом. Суть его состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора,

будь то биологический, географический, расовый или ещё какой-либо. Все  эти течения и направления  получили название «школ одного фактора.»

   Основоположником социологического позитивизма был О. Конт.

  

   О. Конт: биография.  

   Огюст Конт (1798-1857) родился во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учился в лицее этого города. В последние годы учёбы, несмотря на юный возраст, увлёкся либеральными и революционными идеями. Затем переехал в Париж, одним из лучших прошёл по конкурсу в Высшую политехническую школу (где получил систематическое образование в области естественных наук). В 1816 г. его исключили за вольнодумство, а учебное заведение правительство Франции эпохи Реставрации

закрыло как рассадник  якобинских настроений. Затем он возвратился  на несколько месяцев в Монпелье, слушал там курсы по медицине и  физиологии в университете  и  вновь уехал в Париж, где зарабатывал на жизнь уроками математики.

   Следующий важный  этап в жизни О. Конта- 1817-1824 г.г., когда он работал секретарём  Сен-Симона, являясь и его сотрудником  и другом. В этот период Конт  напечатал несколько небольших  статей, касающихся различных социальных проблем. Одна из них- «План необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество». Она стала базой для первого крупного труда - «Система позитивной политики». Первая часть первого тома этой работы была продана Сен-Симону и опубликована им в 1824 г. без подписи автора в серии «Катехизис промышленников». Это факт послужил причиной для ареста Конта и  его ссоры с патроном, от которого он ушёл.

   В 1825 г. Конт  заключил брак «по благородному  расчёту» с бывшей проституткой  Каролин Массен. Он оказался недолговечным  и позже был признан самим Контом самой серьёзной ошибкой  его жизни.  Жена уходила от него несколько раз, что оказалось глубоким потрясением для Конта. Последующие два года его жизни были омрачены серьёзным психическим

заболеванием и даже попыткой самоубийства.   Ценой невероятных внутренних усилий, Конт вышел из кризиса.

   С 1829-го по 1842 г.г. он написал главный труд  своей жизни «Курс позитивной 

философии» в шести  томах. Первый том вышел в 1830 г. В  этой книге он разработал принципы классификации наук, позитивной философии и

социологии. В последних  трёх томах «Курса» излагаются основы «социальной физики» (социологии). В  четвёртом томе говорится о необходимости  изучения социологических законов, а в пятом и шестом формулируется главный (по Конту) из них-закон трёх стадий.

   В 1844 г. социолог  опубликовал «Рассуждение о духе  позитивной политики». В 1848-1854 г.г. -  «Систему позитивной политики».  В 1848 г. Конт создал «Позитивистское  общество», задачей которого было  обучение  и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. В последние годы жизни он часто выступал с лекциями для рабочих, в которых в резкой форме осуждал революционные действия парижского пролетариата. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже в окружении учеников в доме на улице Месье-ле-Прэнс.

 

    Теоретические задачи О. Конта. «Закон классификации.»

 

   Одной из главных теоретических задач, которую О. Конт ставил перед собой, заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сферы знания.  Им был сформулирован специальный «закон классификации», касающийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации явились, по Конту,  два главных условия-догматическое и историческое. «Первое,-писал он,-состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым» (Дух позитивной философии.-1996.-С.85). (Т.е. условно исторический и логический факторы).                         Кроме того, Конт пишет о характере связи науки с практикой (чем абстрактнее наука, тем меньше она связана с практикой и наоборот).С учётом этих критериев социология оказывается самой новой, сложной, конкретной и практичной наукой из тех шести, которые охватываются «законом ал особую

роль социологии по отношению  к другим наукам. Социология «возвышается»  над остальными науками, «законодательствует, потому что определяет

«гуманитарную» цель каждой из них. Социальный, как следует  их его трактовки, означает общественный, коллективный.

 Отсюда вытекает, что  всё, что связано с индивидом,  автоматически исключается из сферы интересов социологии и становится объектом внимания биологии. Так, из контовской социологии «изчез» индивид как субъект социального действия, реальный источник общественной активности. Можно говорить о антииндивидуализме всего «позитивного учения» французского социолога.                            

   Конт воспринимал  состояние общества, в котором  находился, как кризисное. Сам  этот кризис рассматривался им  комплексно-и в социальном, и в  нравственном, и в интеллектуальном  отношениях. Для Конта главной причиной кризиса выступали разрушение социальных институтов, норм и связей и несформированность новых. Основным средством преодоления кризиса французский мыслитель считал создание и распространение новой, «позитивной» науки об обществе. Её особенности виделись Конту в реальности и ненадуманности социологии (последнее было не характернодля многих теорий общества вплоть до 1830-х г.г.), с одной стороны, и во включённости её  в общую научную картину и соответствующую классификацию наук-с другой. Новую позитивную науку об обществе он назвал сначала социальной физикой, а позднее (в 1839 г.) социологией. Введение нового термина автор объяснял необходимостью создания специальной науки (которой , по его мнению, не было) для выявления и описания фундаментальных законов общества.

   Конт полагал,  что с помощью новой позитивной  науки об обществе удастся  его изменить. Он был убеждён,  сто социальное устройство и  вся его деятельность основаны  на общественном мнении. Об этом  говорят некоторые названия глав  его работы  «Общий обзор позитивизма»: «Нравственная и политическая сила преобразованного общественного мнения», «Организация общественного мнения», «Философские органы общественного мнения», «Необходимое сочетание трёх элементов общественного мнения: доктрина,

 

сила и орган». Разум превращён социологом в основной инструмент общественного прогресса.

    Главный методологический  принцип, который использует Конт  при изучении мира и общества- целостный и системный подход. Общество выступает как организм , социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат её требованиям. Социология призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Говоря о них, Конт имеет в  виду законы умственного, точнее, духовного и нравственного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Конт пишет о разделении труда, но видит его не в развитии экономических связей (по мнению Конта, не  они создают стабильность общества), а  в укреплении солидарности классов, социальных групп и даже семей.

 

     Социальная статика и социальная динамика.

   Вся социология делилась О. Контом на две части -социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в  качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.

   Конт начинает  анализ социальной статики с  семьи, рассматривая её как  основную клеточку социального  организма. Семья-это то, что находится  между  обществом и человеком  и сближает их. «Только благодаря  семейным обязанностям,-писал Конт,- человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к  конечной ступени, к общественности». (О. Конт Система позитивной политики.-1996.-С.220).

   Распад семьи  будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. Поскольку семья-

 

это первичная , складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, именно из неё вырастают другие формы объединения людей-племена,

народы и т. д.

   Конт не рассматривал  экономическую функцию семьи.  Экономическая жизнь общества  не затрагивала его научных  и личных интересов. Конта волновали прежде всего проблемы морального характера, в том числе и применительно к семье.

  Все рассуждения Конта о  семье, и особенно о женщине,  окрашены в архаичные и консервативные  тона. Он оправдывает неравенство  между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума. Формула, выдвинутая Контом: «Пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь».

   Социальная динамика характеризовала  развитие мысли, духа и общества  в рамках трёх последовательно  сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний ). Первую главу своей  книги «Дух позитивной философии»  Конт назвал «Закон интеллектуальной эволюции человечества, или Закон трёх стадий», и начинает её следующим образом: «Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные Ю так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями- теологическая, метафизическая и научная...» (Дух позитивной философии.-1996.-С.7-8).

Информация о работе Социологические взгляды Огюста Конта