Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:17, реферат
Учение об общественной жизни найдены ещё в античной Греции в работах Платона («Законы», «О государстве») и Аристотеля («Политики» ). В эпоху возрождения проблематику человеческих отношений поднимали Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. Ещё активнее подобная тематика разрабатывалась в Новое время Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Т. Гоббсом и т. д. ( Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов Социология :Учебник для вузов.- Nota Bene, 2000 -С. 15.)
Вступление. Понятие позитивизма в социологии. О. Конт-основоположник позитивизма.
О. Конт: биография.
Теоретические задачи О. Конта. «Закон классификации.»
Социальная статика и социальная динамика.
Методы социологии по О. Конту.
Позитивная политика в теории О. Конта.
Проблемы образования и воспитания.
Заключение. Значение социологических идей О. Конта.
Министерство культуры Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств» в г.Архангельске
Р Е Ф Е Р А Т .
По дисциплине: Социология.
На тему: Социологические взгляды Огюста Конта.
Выполнила:
Юрьева Е. А. ,
студентка II курса,
специальности Библиотечно-информационная деятельность.
Проверил:
Соболев Д. В. ,
старший преподаватель.
Архангельск
2013
Р Е Ф Е Р А Т .
По дисциплине: Социология.
На тему: Социологические взгляды Огюста Конта.
План.
Вступление. Понятие позитивизма в социологии. О. Конт-основоположник позитивизма.
Социология как наука берёт своё начало с 30-х годов XIX в., когда Огюст Конт ввёл в оборот само это слово. Однако стремление осмыслить характер общественного устройства было свойственно человеку с древнейших времён.
Учение об общественной жизни найдены ещё в античной Греции в работах Платона («Законы», «О государстве») и Аристотеля («Политики» ). В эпоху возрождения проблематику человеческих отношений поднимали Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. Ещё активнее подобная тематика разрабатывалась в Новое время Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Т. Гоббсом и т. д. ( Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов Социология :Учебник для вузов.- Nota Bene, 2000 -С. 15.)
Исторически первым
должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной
теории. С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путём, основываясь на фактах,
исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной» , т. е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.
Основатели позитивизма считали, что знания об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной философии» (1996. С. 39-40) Огюст Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному. Подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статистике, т. е. речь шла о нём как о системе, находящейся в состоянии стабильности и равновесия и только затем в ситуации изменения.
Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности , реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться , сточки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравнительный исторический и в определённой степени математический методы. ( Зборовский Г.Е. История социологии : Учебник / Г. Е. Збровский. - М.: Гардарики, 2007. - С. 28-29)
Позитивизм проявился в более конкретных направлениях, таких как натурализм, органицизм, эволюционизм, социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. Все эти направления отличались одним общим принципом-социологическим редукционизмом. Суть его состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора,
будь то биологический, географический, расовый или ещё какой-либо. Все эти течения и направления получили название «школ одного фактора.»
Основоположником социологического позитивизма был О. Конт.
О. Конт: биография.
Огюст Конт (1798-1857) родился во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учился в лицее этого города. В последние годы учёбы, несмотря на юный возраст, увлёкся либеральными и революционными идеями. Затем переехал в Париж, одним из лучших прошёл по конкурсу в Высшую политехническую школу (где получил систематическое образование в области естественных наук). В 1816 г. его исключили за вольнодумство, а учебное заведение правительство Франции эпохи Реставрации
закрыло как рассадник якобинских настроений. Затем он возвратился на несколько месяцев в Монпелье, слушал там курсы по медицине и физиологии в университете и вновь уехал в Париж, где зарабатывал на жизнь уроками математики.
Следующий важный этап в жизни О. Конта- 1817-1824 г.г., когда он работал секретарём Сен-Симона, являясь и его сотрудником и другом. В этот период Конт напечатал несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем. Одна из них- «План необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество». Она стала базой для первого крупного труда - «Система позитивной политики». Первая часть первого тома этой работы была продана Сен-Симону и опубликована им в 1824 г. без подписи автора в серии «Катехизис промышленников». Это факт послужил причиной для ареста Конта и его ссоры с патроном, от которого он ушёл.
В 1825 г. Конт
заключил брак «по
заболеванием и даже попыткой самоубийства. Ценой невероятных внутренних усилий, Конт вышел из кризиса.
С 1829-го по 1842 г.г. он написал главный труд своей жизни «Курс позитивной
философии» в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разработал принципы классификации наук, позитивной философии и
социологии. В последних трёх томах «Курса» излагаются основы «социальной физики» (социологии). В четвёртом томе говорится о необходимости изучения социологических законов, а в пятом и шестом формулируется главный (по Конту) из них-закон трёх стадий.
В 1844 г. социолог
опубликовал «Рассуждение о
Теоретические задачи О. Конта. «Закон классификации.»
Одной из главных теоретических задач,
которую О. Конт ставил перед собой, заключалась
в создании новой классификации наук,
охватывающей все сферы знания. Им
был сформулирован специальный «закон
классификации», касающийся шести основных
наук: математики, астрономии, физики,
химии, биологии, социологии. Основаниями
для такой классификации явились, по Конту,
два главных условия-догматическое и историческое.
«Первое,-писал он,-состоит в расположении
наук согласно их последовательной зависимости,
так, чтобы каждая опиралась на предыдущую
и подготовляла следующую; второе предписывает
располагать их сообразно ходу их действительного
развития, переходя всегда от более древних
к более новым» (Дух позитивной философии.-1996.-С.85).
(Т.е. условно исторический и логический
факторы).
роль социологии по отношению к другим наукам. Социология «возвышается» над остальными науками, «законодательствует, потому что определяет
«гуманитарную» цель каждой из них. Социальный, как следует их его трактовки, означает общественный, коллективный.
Отсюда вытекает, что
всё, что связано с индивидом,
автоматически исключается из сферы интересов социологии и становится
объектом внимания биологии. Так, из контовской
социологии «изчез» индивид как субъект
социального действия, реальный источник
общественной активности. Можно говорить
о антииндивидуализме всего «позитивного
учения» французского социолога.
Конт воспринимал состояние общества, в котором находился, как кризисное. Сам этот кризис рассматривался им комплексно-и в социальном, и в нравственном, и в интеллектуальном отношениях. Для Конта главной причиной кризиса выступали разрушение социальных институтов, норм и связей и несформированность новых. Основным средством преодоления кризиса французский мыслитель считал создание и распространение новой, «позитивной» науки об обществе. Её особенности виделись Конту в реальности и ненадуманности социологии (последнее было не характернодля многих теорий общества вплоть до 1830-х г.г.), с одной стороны, и во включённости её в общую научную картину и соответствующую классификацию наук-с другой. Новую позитивную науку об обществе он назвал сначала социальной физикой, а позднее (в 1839 г.) социологией. Введение нового термина автор объяснял необходимостью создания специальной науки (которой , по его мнению, не было) для выявления и описания фундаментальных законов общества.
Конт полагал,
что с помощью новой
сила и орган». Разум превращён социологом в основной инструмент общественного прогресса.
Главный методологический
принцип, который использует
Социальная статика и социальная динамика.
Вся социология делилась О. Контом на две части -социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.
Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая её как основную клеточку социального организма. Семья-это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. «Только благодаря семейным обязанностям,-писал Конт,- человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности». (О. Конт Система позитивной политики.-1996.-С.220).
Распад семьи
будет означать распад
это первичная , складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, именно из неё вырастают другие формы объединения людей-племена,
народы и т. д.
Конт не рассматривал экономическую функцию семьи. Экономическая жизнь общества не затрагивала его научных и личных интересов. Конта волновали прежде всего проблемы морального характера, в том числе и применительно к семье.
Все рассуждения Конта о
семье, и особенно о женщине,
окрашены в архаичные и
Социальная динамика