Итак, теория конфликтов
концентрирует свое внимание на роли
религии в качестве источника
перемен. Религиозные конфликты
могут способствовать социальным переменам,
и в свою очередь социальные перемены
и конфликты могут вызывать изменения в религии
(чему имеются убедительные исторические
подтверждения: скажем, 80 лет советской
власти).
2.5. НЕОЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЕ ТЕОРИИ
Возрождение интереса социологии
к эволюционным идеям в 1960-х годах
связано с расширением
сравнительных исследований. В социологии
религии неоэволюционизм получил поддержку
со стороны Т. Парсонса. Одной из классических
работ, выполненных в рамках этого направления,
считается книга американского социолога
Р. Белла «По ту сторону веры» (1970 г.), высоко
оцененная Парсонсом.
Р. Белла подчеркивает уникальность того знания,
тех смыслов, которые сообщает человеку
религия. «Опыт смерти, зла и страданий,
- по его словам, - приводит [человека] к
постановке глубоких вопросов о смысле
всего этого, на которые не дают ответа
повседневные категории причины и следствия.
Религиозные символы предлагают осмысленный
контекст, в котором этот опыт может быть
объяснен благодаря помещению его в более
грандиозную мирозданческую структуру
и предоставлению эмоционального утешения...
Человек – это животное, разрешающее проблемы.
Что делать и что думать, когда отказывают
другие способы решения проблем, - вот
сфера религии»15.
В поисках оснований
классификации религиозных систем
Белла обращается к эволюционному
измерению, предлагая пятиэтапную классификацию
развития религиозных форм.
1. Примитивная религия (исчерпывается двумя символическими
формами: ритуалом и мифом). Социальное
значение этого типа религии заключается
в том, что ритуальная деятельность укрепляет
солидарность общества и способствует
приобщению молодежи к нормам поведения
племени, религиозное сознание пронизывает
всю жизнь группы. Религия и общество –
одно целое. Религиозные роли, как правило,
слиты с другими ролями. Примитивная религия
может выступать в трех основных формах:
индивидуалистической, шаманистской,
общинной.
Социальные проявления
примитивной религии представлены
не только в обществах дописьменной
эпохи, но и в любом религиозном
поведении.
- Архаическая религия (включает неолитические религии значительной части Африки, Полинезии, Южной Америки, а также религии бронзового века). Общая основа сдвига от примитивной религии к архаической – появление в обществе социального расслоения. Появляется организация религиозной деятельности в виде культа (комплекс богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений, часто с обожествляемой царской властью). Комплекс мифов и ритуалов, присущих примитивной религии, сохраняется, но по-новому разрабатывается и систематизируется. Появляется особая социальная группа – жрецы, дистанция между человеком и божеством увеличивается.
- Историческая религия совершает решающий поворот в истории религии. Характеризуется появлением особой сферы действительности, имеющей для религиозного человека наивысшую ценность. Представляет собой огромную «демифологизацию» по сравнению с архаической религией. Сравнительно с более ранними формами все исторические религии универсальны. С их точки зрения человек больше не определяется тем, к какому племени или клану он принадлежит, а определяется как существо, способное спастись. Религиозное действие в исторических религиях является, прежде всего, действием, необходимым для спасения.
Исторические религии
– это религии отрицания существовавшего
социального порядка. На этой стадии появляются
религиозные организации людей, обособленные
от других социальных форм и организаций;
возникает церковь, не просто как община
верующих, а как нечто самостоятельное
по отношению к государству. Исторические
религии – это совокупность всех тех религий,
которые М. Вебер называл мировыми религиями.
Важнейшие исторические черты мировых
религий:
- универсализм (отсутствие привязки к какой-то одной группе или народу);
- религиозное действие, необходимое прежде всего для спасения; ритуал и жертвоприношение если и сохраняются, то приобретают другой смысл;
- дифференциация религиозной организации от других форм социальной организации (прежде всего политической).
- Раннесовременная религия – протестантизм эпохи Реформации и другие похожие движения. Знаменует сдвиг в сторону «посюстороннего» мира в качестве главной сферы религиозного действия: спасения надо искать не в бегстве от мира, а в гуще мирской деятельности (деятельность в миру – главное средство прославления Бога). Между человеком и Богом не должно быть посредников, вера дает прямую связь человека с Богом. Церковной иерархии противопоставляется идея «всеобщего священства». Возникает добровольное членство в религиозной общине, возрастает роль религии в обществе. Раннесовременная религия сумела направить динамику и энергию религиозной мотивации на цели преобразования светского мира.
- Современная религия (берет начало в «религии в пределах только разума» Канта) характеризуется еще более возрастающей субъективностью: не религиозная организация является носителем веры, а личность, берущая на себя функцию контроля символических систем, интерпретации догм и ответственная за себя и нахождение смысла своей жизни.
Белла констатирует в
своем исследовании сдвиг от раннесовременной
религии к современной в большинстве развитых стран, сдвиг к пониманию
религии как поиску личностных этических
принципов, сдвиг от церковной принадлежности
к личной ответственности16.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном реферате мною рассмотрены основные концепции происхождения
религии в европейской социальной
мысли до XIX в.:
- натуралистическая концепция, которая связывала происхождение религии с грозными и разрушительными силами природы и сначала выступала в виде их обожествления, затем совершился переход к их почитанию. Сторонниками данной концепции были: Демокрит, Эпикур, Лукреций, Дж. Боккаччо, Ш.Ф. Дюпюи;
- психологическая концепция, связывающая происхождение религии с эмоциональной сферой человека с чувством страха. Приверженцами данной концепции являлись: Петроний, Т.Гоббс, Б.Спиноза, П.А.Гольбах;
- политико-государственная концепция, утверждающая, что религия появилась не из внутренней потребности духовной природы человека, а навязана людям извне, с помощью обмана. Известны три разновидности этой концепции: религия введена царями и законодателями; жрецами; философами и мудрецами. Авторство этой концепции приписывается Критию. В Средние века мысль, что религия навязана людям извне, сохранилась в виде идеи «о трех обманщиках». В Новое время идея обмана поддерживалась Вольтером и Д. Дидро.
- конвенциональная концепция, придерживающаяся позиции, что возникновение и существование религии является продуктом соглашения или договора законодателей и жрецов с их народами или целых народов друг с другом. Родоначальником этой идеи считается Секст Эмпирик, ее приверженцем считается и Ж.-Ж. Руссо.
- антропологическая концепция происхождения религии, которая стремилась найти источник религии в бытии человека и представить религиозные образы как отражение его сил и способностей. Согласно этой идее человек создает богов по своему образу и подобию. Сторонниками данной концепции были: Ксенофан, К.А. Гельвеций, Л. Фейербах.
На основании этих социально-философских подходов к изучению
религии были разработаны современные социологические теории религии,
также рассмотренные в данном
реферате:
- социопсихологическая теория, в рамках которой феномен религии объясняют исходя из особенностей психики индивида, социализации, взаимоотношений с ближайшим окружением. Весомый вклад в разработку этого направления внесли В.Джеймс, который в объяснениях религии исходил из индивидуальной психики индивида, и 3.Фрейд, который считал невроз индивидуальной религиозностью, а религию – универсальным коллективным неврозом и устанавливал тесную связь между эдиповым комплексом и верой в Бога, бессознательными влечениями и сферой культуры. В основе религии, по К.Г. Юнгу, также лежит бессознательное, но не индивидуальное, а коллективное. Э.Фромм придерживался более широкой трактовки религии. Он считал, что неправомерно сводить религию только к тем системам, в центре которых находится Бог и сверхъестественные силы; кроме монотеистических религий существовало и существует множество иных религий. А.Маслоу доказывал, что в основе всякого религиозного переживания лежит особый тип индивидуального религиозного опыта. Согласно Маслоу, все коллективные формы религиозной жизни являются вторичными;
- интеграционистская теория, утверждающая, что не существует религий, которые были бы ложными. Все они по-своему истинны, все они соответствуют данным условиям человеческого существования. Разработка социологической теории религии как фактора интеграции принадлежит Э.Дюркгейму. Религия, по Дюркгейму, отвечает устойчивым коллективным потребностям, имеющимся в каждом обществе. Возбуждение коллективных чувств и идей, консолидация общества – вот те функции, которые выполняет религия. Идеи Дюркгейма были восприняты и развиты Б. Малиновским и А.Радклиффа-Брауном. Малиновский рассматривает религию, прежде всего, с точки зрения ее роли в удовлетворении базисных психологических и биологических потребностей индивида. Радклифф-Браун, испытав влияние Малиновского, продолжил дальнейшую разработку функциональной теории, развивая этнологический подход в решении проблем социологии религии. Функциональный анализ религии получил дальнейшее развитие у Т. Парсонса, попытавшегося создать «всеохватывающую» социологическую теорию
- теория социального изменения. М. Вебер видел в религии составную часть социального процесса, стремился понять ее как фактор социального изменения, а не как основу стабильности. Вебер рассматривал религию как эмпирическую конфессиональную организацию, основанную на субъективной осмысленности жизни религиозным индивидом. С его точки зрения, бессмысленно говорить о функциях религии как таковой, поскольку социальные последствия функционирования разных религий весьма различны. Вебер выделил три самых общих типа – три способа отношения к миру: религии приспособления к миру (конфуцианство, даосизм); религии бегства от мира (индуизм, буддизм); религии овладения миром (иудаизм, христианство). Один из важнейших выводов веберовского анализа религии заключается в том, что в основе современного капиталистического духа и всей современной культуры лежит рациональное жизненное поведение, проникнутое идеей профессионального призвания;
- конфликтологическая теория. Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. К. Маркс полагал, что религия маскирует несправедливость эксплуатации внутри классовой системы, доказывал, что класс капиталистов поддерживает миф о спасении души, чтобы отвлечь внимание рабочих от борьбы против экономической и политической системы, которая была причиной их страданий. В рамках конфликтологических теорий проводились исследования конкретных конфликтов в обществе, имеющих ту или иную религиозную окраску. В данном реферате рассмотрена типология этих религиозных конфликтов: межрелигиозные и внутрирелигиозные конфликты; внутрицерковные конфликты; конфликты, связанные с существованием религии в обществе, с процессом секуляризации;
- неоэволюционистская теория. В социологии религии неоэволюционизм получил поддержку со стороны Т. Парсонса. Одной из классических работ, выполненных в рамках этого направления, считается книга американского социолога Р. Белла «По ту сторону веры». В поисках оснований классификации религиозных систем Белла обращается к эволюционному измерению, предлагая пятиэтапную классификацию развития религиозных форм: примитивная религия (исчерпывается двумя символическими формами: ритуалом и мифом), архаическая религия (включает неолитические религии значительной части Африки, Полинезии, Южной Америки, а также религии бронзового века), историческая религия (совокупность всех тех религий, которые М. Вебер называл мировыми религиями), раннесовременная религия (протестантизм эпохи Реформации и другие похожие движения), современная религия (характеризуется еще более возрастающей субъективностью: не религиозная организация является носителем веры, а личность, берущая на себя функцию контроля символических систем, интерпретации догм и ответственная за себя и нахождение смысла своей жизни). Белла констатирует сдвиг от раннесовременной религии к современной в большинстве развитых стран.
Таким образом, в представленной работе полностью раскрыты сущность
и содержание концепций происхождения
религии и социологических теорий религии,
что соответствует выбранной теме реферата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Веремчук В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 254 с.
- Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. - М.: Изд-во МГУ, 2001.
- Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1998. Т II.
- Угринович Д. М. Психология религии.- М.: Политиздат, 1986.
- Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. - СПб., 2003.
- Фрейд 3. Психический генезис религиозных представлений // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии.
- Юнг К.Г. Психология и религия // Юнг К.Г Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 2001.
- Фромм Э. Психоанализ и религия // Иметь или быть?
- Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания // Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Пер. с англ. - М.. 2002.
- Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения: Антология.
- Малиновский Б. Магия и религия // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения: Антология.
- Цит. по: Radcliff-Braun A. Structure and Functions in Primitive Society. — London, 1959.
- Парсонс Т . Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. — М., 2006.
- Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. - М.: Юрист, 2004.
- Гараджа В.И. Указ. соч.
- Белла Р.Н. Социология религии // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. - М.: Прогресс, 2002.
- Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии
1 Яблоков И.Н. Методологические проблемы
социологии религии. - М.: Изд-во МГУ, 2001.-С.
34-46.
2 Спиноза Б. Избранные произведения:
В 2 т. - М., 1998. Т II. - С. 8.
3 Угринович Д.М. Психология религии.-
М.: Политиздат, 1986.
4 Джеймс В. Многообразие религиозного
опыта. - СПб., 2003 - С. 40.
5 Фрейд 3. Психический генезис религиозных
представлений // Религия и общество: Хрестоматия
по социологии религии. - С. 332.
6 Юнг К.Г. Психология и религия // Юнг
К.Г Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 2001.
- С. 192-193.
7 Фромм Э. Психоанализ и религия //
Иметь или быть? — С. 236.
8
См.: Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания
// Маслоу А. По направлению к психологии
бытия. Пер. с англ. - М.. 2002, - С 216
9 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной
жизни // Мистика. Наука. Религия. Классики
мирового религиоведения: Антология. -
С. 217-222.
10 Малиновский Б. Магия и религия //
Мистика. Наука. Религия. Классики мирового
религиоведения: Антология. - С. 360-379.
11
Цит. по: Radcliff-Braun A. Structure and Functions in Primitive Society.
— London, 1959. - P. 154.
12 Парсонс Т Понятие общества: компоненты
и их взаимоотношения // Американская социологическая
мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.
— М., 2006. - С 501-502.
13 Вебер М. Избранное. Образ общества:
Пер. с нем. - М.: Юрист, 2004. - С. 43, 78.
14 Гараджа В.И. Указ. соч. - С 102-106.
15 Белла Р.Н. Социология религии // Американская
социология: перспективы, проблемы, методы.
- М.: Прогресс, 2002. - С. 266-267.
16 Белла Р. Основные этапы эволюции
религии в истории общества // Религия
и общество: Хрестоматия по социологии
религии. - С. 665-674.