Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:12, реферат
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ ДО XIX В. 6
1.1. НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 6
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 7
1.3. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ 7
1.4. КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ 8
1.6. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 9
2. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ 10
2.1. СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 10
2.2. ИНТЕГРАЦИОНИСТСКИЕ ТЕОРИИ 12
2.3. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ 15
2.4. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 17
2.5. НЕОЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЕ ТЕОРИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Социологический
Кафедра философии гуманитарных факультетов
РЕФЕРАТ
Выполнил:
студент 4 курса
заочного ф-та
по специальности
«Экономика и управление
на предприятиях АПК»
Трибус Ю.Ю.
Проверил:
Китаева М.В.
САМАРА, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает связывание, запряжение, повторное обращение (к чему либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование). Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.
Вероятно, никто не будет спорить, что религия – это один из важнейших факторов человеческой жизни и истории. Можно, в зависимости от различных взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. В любом из этих случаев религия – это реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать, именно поэтому так важно понимать ее истоки, знать предпосылки ее возникновения.
Религия – очень сложное и многоплановое явление, и она может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной, с какой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.
С середины прошлого века получает большое развитие социология религии. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые, и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс. Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве. Во второй половине XIX века положение меняется. В этот период промышленной революции остро встает проблема социальной организации, социальных связей. В этих условиях о положительной роли религии заговорили ученые сами далекие от религиозной веры. На первом плане в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.
Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый М. Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы «церковь-секта».
Работы названных основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.
Социологическое знание выделилось в самостоятельную дисциплину, прежде всего из знания философского. За многовековую историю философская мысль накопила ряд характеристик, которые содержали социальные аспекты религии. Наиболее важные среди них: предположения о связи источников происхождения религии с определенными общественными явлениями, попытки раскрыть социальную роль религии. Данное высказывание делает необходимым рассмотрение в рамках данной работы основных социально-философских подходов к изучению религии, которые затем легли в основу разработок современных социологических теорий религии.
В представленном реферате я рассмотрела с социологической точки зрения основные концепции происхождения религии и социологические теории религии.
В отечественной религиоведческой
литературе можно выделить ряд концепций (
1.1. НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Натуралистическая концепция
связывала происхождение
Элементы натуралистической концепции мы встречаем еще в античности: у Демокрита (ок. 460 г. до н.э.), Эпикура (341-270 гг. до н.э.), Лукреция (ок. 99-55 гг. до н.э.). Натуралистическая идея была популярна и в эпоху Возрождения. Дж. Боккаччо (1313-1375) в своем трактате «Генеалогия языческих богов» истолковывал мифические образы как аллегории звездного неба. Центральным принципом концепции Ш.Ф. Дюпюи (1742-1809) была астральная идея, согласно которой мифы представляют собой образы Божественной эманации в космосе и отражают движение небесных тел. Исходя из своих посылок, Дюпюи доказывал, что именем Христа люди обожествили солнце. Христиане, по его мнению, - это почитатели солнца.
Оценивая натуралистическую концепцию, мною отмечено, что именно в ней подмечена природоморфность религиозно-мифологических образов, культы различных объектов природы: животных, растений, солнца, гор, рек и т.д., которые были широко распространены на ранних этапах человеческой истории. Однако исключительный акцент на грозных и разрушительных силах природы при объяснении причин появления религии ограничивал эвристическое значение концепции.
Психологическая концепция у одних мыслителей развертывалась в систему взглядов, другие включали ее как элемент в иные теории. Но, так или иначе, эта концепция существовала еще со времен античности. Чаще всего психологические концепции связывали происхождение религии с эмоциональной сферой человека с чувством страха. Впервые эту идею высказал еще древнеримский поэт и философ Петроний (ум. 66 г.), считавший, что первых богов на земле создал страх. В европейской науке тезис о страхе как источнике религии был развит и обоснован Т. Гоббсом (1588-1679), Б. Спинозой (1632-1677), П. А. Гольбахом (1723-1789) и др. «Страх есть причина, - писал Спиноза, - по которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается»2. Предпринимались попытки найти и источники страха, который составляет основу религии. Абсолютное большинство мыслителей и философов указывало на наиболее очевидную связь: страх и трепет в человеческой душе порождаются грозными и разрушительными силами природы.
Итак, концепции происхождения религии, связавшие возникновение и существование религии с чувством страха (особенно связывающего это чувство с какими-то общественными явлениями), содержали ряд интересных и глубоких идей. Однако, по моему мнению, обоснование этого тезиса не было последовательно научным.
Политико-государственная концепция – одна из самых ранних по времени появления. Согласно ей религия появляется не из внутренней потребности духовной природы человека, а навязана людям извне, с помощью обмана. Известны три разновидности этой концепции: религия введена царями и законодателями; жрецами; философами и мудрецами.
Авторство этой концепции приписывается афинскому тирану Критию (ум. 403 г. до н.э.). Он доказывал, что древние законодатели выдумали божественного надзирателя над всеми человеческими добродетелями и пороками, дабы из страха перед этим надзирателем никто не совершал несправедливостей. В Средние века мысль о том, что религия навязана людям извне, сохранилась в виде идеи «о трех обманщиках»: Моисее, Христе, Мухаммеде, которые создали соответствующие религии – иудаизм, христианство и ислам. В Новое время идея обмана энергично поддерживалась французскими просветителями. Вольтер (1694-1778) и Д. Дидро (1773-1784) считали религиозные мифы и чудеса выдумками жрецов, сознательно обманывавших народы в целях укрепления своего авторитета.
На мой взгляд, идея обмана не могла убедительно объяснить причины возникновения религии, так как она вызывала ряд теоретических возражений и противоречила фактам (например, откуда взялись представления о божестве у правителей и законодателей, почему народы поверили обману и т.д.). Больше рационального смысла было в подчеркивании связи религии и политики.
Сторонники конвенциональной (на основе договора или соглашения) идеи пытались ответить на вопрос, каким образом вымысел законодателей, жрецов и философов мог стать достоянием всех народов, всего человеческого рода. Они полагали, что возникновение и существование религии является продуктом соглашения или договора законодателей и жрецов с их народами или целых народов друг с другом. Родоначальником этой идеи считается раннехристианский богослов Секст Эмпирик (2-я пол. II в. - начало III в.). Ее энергично пропагандировал известный французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Однако представители конвенциональной концепции также не смогли обоснованно ответить на вопрос, почему появилась религия.
По моему мнению, идеологическое содержание религии согласно конвенциональной концепции усваивается благодаря распространению вымысла внешних авторитетов (законодателей, жрецов, философов). Однако, как и в ранее рассмотренной концепции возникает ряд сомнений: откуда взялись представления о божестве у правителей и законодателей, почему народы поверили обману и т.д.
Эта концепция стремилась найти источник религии в бытии человека и представить религиозные образы как отражение его сил и способностей. Согласно этой идее человек создает богов по своему образу и подобию. Зачатки идей антропоморфизма можно найти в сочинениях древнегреческого философа Ксенофана (VI-V вв. до н.э.). Он подметил, что различные народы создают богов по своему образу и подобию. Позднее была высказана и развивалась мысль о социоморфном характере персонажей античной мифологии, Библии, Корана и т.д.
Принцип аналогии был применен рядом мыслителей Нового времени при анализе прообразов христианских представлений. Французский философ К.А. Гельвеций (1715-1771) писал, что в христианских образах отражаются явления общественной жизни. Задачу отыскания прообразов религиозных персонажей в отношениях реальной жизни поставил Л. Фейербах (1804-1872). Характеризуя свой метод, он говорил, что суть его состоит в том, чтобы все сверхъестественное свести к человеку.
Мысли о социоморфизме религиозных образов, выдвинутые многими выдающимися мыслителями прошлого, на мой взгляд, схватывали отражение в религии определенных социальных явлений, но научно объяснить происхождение религиозных верований они не могли.
Накопление теоретических знаний о религии в Европе до XIX в., оформление первых социально-философских концепций создали необходимый базис для создания современных социологических теорий религии.
Развитие современной социологии религии идет в общем русле смены парадигм в социологической мысли на рубеже XIX-XX вв. В это время сложилось и существовало несколько более или менее равноценных и взаимодополняющих друг друга направлений. Среди них можно выделить следующие теории: социопсихологическую; интеграционистскую; рассматривающую религию как фактор социального изменения; конфликтологическую; неоэволюционистскую.
Далее я рассмотрю более подробно каждое из этих направлений в социологии религии.
В рамках социопсихологической теории феномен религии объясняют исходя из особенностей психики индивида, социализации, взаимоотношений с ближайшим окружением.
Самый весомый вклад в разработку этого направления внесли основатель прагматизма американский философ и психолог В. Джеймс (1842-1910) и родоначальник психоанализа 3. Фрейд (1856-1939). В дальнейшем это направление развивалось в рамках психологии религии3, которая в конце XX в. оформилась в самостоятельную научную дисциплину.
Информация о работе Социологические теории происхождения религии